татьяна тюрина
Повышение уровня адаптированных возможностей детей младшего дошкольного возраста посредством метода песочной терапии
▼ Скачать + Заказать документы
Повышение уровня адаптированных возможностей детей младшего дошкольного возраста посредством метода песочной терапии.
Проблема адаптации ребенка к условиям детского сада возникла с самого начала существования дошкольных учреждений и продолжает оставаться актуальной в наше время. Практически каждая семья при поступлении ребенка в детский сад сталкивается с этой проблемой.
Публикация «Повышение уровня адаптированных возможностей детей младшего дошкольного возраста посредством метода песочной терапии» размещена в разделах
Разлука с матерью, разрушение сложившихся стереотипов жизнедеятельности, новая обстановка, незнакомые люди, отсутствие точек соприкосновения с привычной жизнью –все это факторы, вызывающие стресс и часто приводящие к социальной и психологической дезадаптации ребенка. В чем она выражается -хорошо известно родителям и педагогам. Еще в 30-е годы прошлого века известный отечественный педагог и психолог Н. М. Аксарина сравнивала трудности адаптации ребенка к детскому саду с пересаженным деревом, требующим особого ухода и заботы садовника.
Анализ педагогической, психологической и методической литературы и практический опыт показывает, что воспитателям и педагогам-психологам предлагается решение проблемы адаптации только в виде отдельных рекомендаций общего характера перед поступлением ребенка в детский сад. Практика работы в детском саду показывает, что в настоящее время необходима целенаправленная организация жизни младшего дошкольника в ДОУ, которая способствовала бы адекватному, безболезненному приспособлению ребенка к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками.
Возникает потребность в создании и разработке целостного набора средств, приемов и методов, совокупность которых бы способствовала эффективному повышению адаптационных возможностей и содействовала снятию стрессового состояния.
Следует отметить, что дошкольными педагогами и психологами
разработан целый комплекс мероприятий, способствующих адаптации
детей к условиям ДОУ.
На наш взгляд, главным условием благоприятной адаптации ребёнка к дошкольному учреждению, является создание эмоционально положительной атмосферы в группе.
Это рекомендации по индивидуальному подходу на основе тщательно разработанных анкет и вопросников для родителей, посещение семей будущих воспитанников и пр.
Многолетние наблюдения и опыт педагогов доказывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых и является прекрасным психопрофилактическим средством. В детском саду было решено более активно использовать в адаптационный период метод песочной терапии. Песок имеет замечательное свойство «заземлять» негативную психическую энергию, стабилизировать эмоциональное состояние. Взаимодействуя с песком, повышаются адаптивные возможности ребенка, он быстрее и менее болезненно адаптируется к детскому саду. И это естественно, ведь дети 1,5-3 лет особенно нуждаются в песочнице, так как в ней они «проигрывают» свои чувства и эмоции, которые им пока сложно выражать в силу возрастных особенностей. Создавая «песочные страны», ребёнок входит в диалог с окружающим миром, и взрослый получает уникальную возможность увидеть мир глазами ребёнка и научиться взаимодействовать с этим миром. Все это ведет к сокращению сроков психофизической адаптации
К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – куча песка!» Игра ребенка с песком известна с давних времен и представляет собой один из наиболее излюбленных детьми видов творческой активности. Использование методов песочной терапии в работе с детьми первых-вторых младших групп, является самым доступным и естественным способом развития и самотерапии.
Большой вклад в изучение проблемы адаптации личности сделан в отечественной (М. Р. Битянова, Я. Л. Коломинский, А. А. Налчаджян, А. В. Петровский, А. А. Реан и др.) и зарубежной психологии (А. Маслоу, Г. Селье, К. Роджерс, А. Фрейд, З. Фрейд, Т. Шибутани, Х. Хартманн и др.). В последние годы все более активно вопросы социальной адаптации рассматриваются в педагогических работах (Ш. А. Амонашвили, Г. Ф. Кумарина, А. В. Мудрик, И. П. Подласый, Е. А. Ямбург и др.)
Автор метода песочной терапии, швейцарский юнгианский аналитик Дора Кальфф, считает что «картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым».
Целью деятельности является повышение адаптационных возможностей детей раннего дошкольного возраста через использование метода песочной терапии.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Определение и изучение уровня адаптации ребенка к условиям ДОУ в младшем дошкольном возрасте.
2. Изучение взглядов и рекомендаций исследователей по проблеме песочной терапии;
3. Подбор и адаптация приемов игровой деятельности с песком для младшего дошкольного возраста;
4. Профилактика и преодоление стрессовых состояний, содействие снижению эмоционального напряжения у детей дошкольного возраста в адаптационный период, используя игры с песком;
5. Формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей, к повышению их адаптационных возможностей;
6. Оказание психолого-педагогической помощи воспитателям в работе с детьми раннего и младшего возраста в период адаптации.
Ведущая педагогическая (психологическая) идея опыта
Ведущей психолого-педагогической идеей опыта является создание условий в дошкольном образовательном учреждении для повышения адаптационных возможностей детей младшего дошкольного возраста через использование метода песочной терапии.
В основе психолого-педагогической разработки повышения уровня адаптационных возможностей лежит идея своевременной профилактики психоэмоционального состояния детей младшего дошкольного возраста.
В качестве ведущего психопрофилактического, развивающего средства в период адаптации детей к жизни в детском саду было решено более широко использовать игры с песком. Песочная терапия не используется нами в чистом виде, в работе с младшими дошкольниками задействованы только отдельные ее элементы, многие игры адаптированы именно под этот возраст.
Работа по повышению адаптационных возможностей детей с использованием песочной терапии организована в трех направлениях: с детьми, педагогами и родителями.
Организация процесса повышения адаптационных возможностей и преодоления дезадаптации ребенка в ДОУ ведется поэтапно.
I этап: первичная диагностика
оценка педагогами состояния детей в период адаптации к условиям детского сада, в результате наблюдение за детьми
II этап: профилактическая и коррекционная работа психолога с детьми, родителями, педагогами
III этап: контрольная диагностика
на первом этапе обследование проводиться одновременно в двух направлениях: первое – характеристика родителями состояния своих детей преимущественно в семье; второе – оценка педагогами состояния детей в период адаптации к условиям детского сада, в результате наблюдение за детьми. Для наблюдения выбраны следующие параметры, которые отслеживаются каждый день: общий эмоциональный фон, познавательная и игровая деятельность, взаимодействие со взрослыми, взаимодействие со сверстниками, реакция на изменение привычной ситуации, сон и аппетит. Оценка уровня развития адаптационных способностей позволяет определить насколько испытуемый адаптирован к той среде, в которой находится и над какими вопросами адаптации ему предстоит еще работать. По результатам беседы с родителями, анкетирования и результатам наблюдения за поведением ребенка складывается прогноз возможной адаптации и основанный на прогнозе вывод о том, как лучше организовать переход от семейного к общественному воспитанию.
На втором этапе проводится профилактическая и коррекционно- развивающая работа, направленная на повышение адаптационных возможностей детей и снятие проблем, возникших на начальном периоде адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Педагог-психолог совместно с воспитателями адаптирующихся групп проводит комплекс занятий по тематическому плану с целью своевременной профилактики психоэмоционального напряжения и повышения уровня адаптированности. Игры и упражнения с песком могут входить в состав развивающих и коррекционных занятий, либо использоваться как самостоятельное занятие.
Чтобы вместе с детьми отправиться в увлекательное путешествие в волшебную Песочную страну, необходима песочница. Это может быть как стационарная песочница на игровой площадке, так специально организованная «минипесочница» в кабинете психолога или в группе. Оборудование «мини-песочницы» :
1. Водонепроницаемый деревянный ящик или пластиковый таз, дно и борта которых должны быть голубого/синего цвета (дно символизирует воду, а борта — небо). Для индивидуальных занятий можно использовать несколько пластиковых прямоугольных тазов. Желательно, чтобы у песочниц были съемные крышки.
2. Чистый просеянный песок, создающий в песочнице линию горизонта.
3. Набор игрового материала (лопатки, широкие кисточки, сита, воронки; разнообразные пластиковые формочки разной величины и формы; миниатюрные игрушки для обыгрывания заданий в песочнице; бросовый материал: камешки, ракушки, веточки, палочки, большие пуговицы, одноразовые соломки для коктейля)
Каждое занятие с использованием метода песочной терапии имеет свои структурные особенности:
1. Разминка (или разогревающие игры). Этап прикосновений и игр на поверхности сухого песка.
Цель: снижение психофизического напряжения, регуляция мышечного напряжения, расслабление, развитие тактильной чувствительности, воображения, закрепление знаний о сенсорных эталонах.
2. Непосредственно обучающая часть.
Цель: развитие сенсорных способностей, предметно-практических манипуляций, тонкой моторики, познавательной и речевой активности.
3. Завершающий этап. Этап прикосновений и игр на поверхности мокрого песка.
Цель: приобретение нового сенсорного опыта, благодаря которому дети узнают о своих физических и чувственных возможностях, а так же о свойствах вещей, которые их окружают.
Во время проведения занятий с использованием песочной терапии, мы применяем такие формы работы с детьми, как:
1. Сюжетные игры – «Построим дорожку (дом, заборчик)», «Норки для мышки». Освоив простую постройку, даем усложнение с использованием бросового материала (палочки, травка, дощечки, платочки и т. д.).
2. Игры-забавы – «Найди предмет», «Откопай сюрприз», «Спрячь ты, а я буду искать», «Необыкновенные следы».
3. Дидактические игры-упражнения - «Узоры на песке», «Мы создаем мир».
4. Рассказывание сказок – лепим героев или рисуем на песке палочкой сказку и сопровождаем рассказом.
5. Инсценирование: «Девочка чумазая», «Испечем пирожки».
6. Читаем на песке – предварительно лепим формочки животных или предметов, а потом показываем детям и читаем стихотворение, например, из цикла А. Барто «Игрушки».
7. Рисование песком – хорошо просушенный и просеянный песок набираем в ладошку или насыпаем в кулечек с отрезанным уголком и рисуем по готовому контуру картинку.
Повышать уровень адаптационных возможностей детей младшего возраста посредством песочной терапии, помогла определенным образом организованная работа с родителями:
- консультации по воспитанию и развитию ребенка;
- проведение родительского собрания «Адаптация. Рецепты хорошего настроения», на котором были представлены различные варианты игр с песком, которые очень понравились родителям и нашли практические применения в их повседневной деятельности с детьми (дома, вместо песка можно использовать и манку, и гречку, и т. д.)
- памятки для родителей («Скоро в детский сад», «Спокойное утро», «Готовимся к детскому садику заранее»);
- участие родителей в групповых и индивидуальных занятиях с целью знакомства с новыми средствами и способами общения с детьми.
Во время прогулок стараемся привлекать к песочным играм и родителей, вновь прибывших детей, чтобы они не только наблюдали, но и сами участвовали в процессе занятий и игр. В присутствии близкого человека дети с большей готовностью идут на контакт с воспитателем, психологом, взаимодействуют со сверстниками, участвуют в играх, актив-нее интересуются окружающей обстановкой и игрушками.
Результативность работы с детьми зависит от тесного взаимодействия психолога с воспитателями детского сада. В первую очередь педагогам необходимо «оживить» психологические знания. Для этого на этапе профилактической и коррекционной работы проводятся консультации для воспитателей, с целью расширения и обогащения их знаний о ведущей роли взрослого в развитии ребенка младшего дошкольного возраста, об особенностях его психического развития, уровнях общения со взрослыми и сверстниками и др. ; даются рекомендации педагогам по облегчению процесса адаптации у детей.
Этап контрольной диагностики представлен диагностикой общего уровня адаптации
Преодолев острую фазу адаптации, у ребенка наступает фаза компенсации, когда у ребенка преобладает устойчиво-спокойное настроение, налаживается сон и аппетит и он уже привык к незнакомой обстановке в детском саду. На этом этапе уже можно сделать выводы о результате протекания процесса адаптации, определить уровни адаптированности воспитанников. В результате использования песочной терапии в период адаптации воспитанников к условиям ДОУ мы наблюдали положительные изменения.
• У детей :
- значительно повысился общий эмоциональный фон;
- снизился уровень тревожности;
- быстрее происходит восстановление всех нарушенных навыков;
- повышается познавательная и игровая активность, уровень взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
• Родители:
- проявляют интерес к вопросам воспитания и развития детей;
- активно применяют практические умения и навыки, помогающие ребенку легче адаптироваться к условиям ДОУ;
- повышается психолого-педагогическая культура;
• Педагоги получают дополнительные психолого-педагогические знания, умения и навыки для более качественной работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста в период адаптации.
Для оценки результативности реализации опыта, направленного на повышение уровня адаптационных возможностей детей младшего дошкольного возраста, использовался модифицированный вариант диагностики Соколовской Н. В
Представленные результаты обследования воспитанников свидетельствуют о положительной динамике отслеживаемых показателей, что отражено в диаграммах.
Результаты диагностического обследования уровня адаптированности детей к дошкольному учреждению в 2016-2017уч. году
В период с середины июня по 1.10.2016г. в МДОУ было принято в
1-ю младшую 15 детей
Диагностическое обследование уровня адаптированности детей показало, что высокий уровень (легкая адаптация) наблюдался у 21 ребенка (36 %, средний уровень (средняя адаптация) у 26 детей (46 %, а низкий уровень (тяжелая адаптация) отмечен у 11 детей
Среди детей с тяжелой адаптацией были те, которые реагировали на перемену обстановки нервным срывом, часто и длительно болели на протяжении всего адаптационного периода, в саду плакали, плохо спали, отказывались от еды.
Для выхода детей из положения тяжелой адаптации необходимо продолжить цикл игровых занятий, включающих игры, направленные на стимуляцию общения, снятие психоэмоционального напряжения, на организацию взаимодействия со сверстниками, познание себя и других. Воспитателям в работе с детьми с тяжелой адаптацией советовали продолжить проведение вспомогательных мероприятий, направленных на регуляцию процесса адаптации (использование элементов телесной терапии, игровые методы взаимодействия с ребенком и т. д.). Кроме этого необходимо было наладить и продолжить работу с родителями тех детей, которые тяжело адаптировались к условиям детского сада.
Результаты диагностического обследования уровня адаптированности детей к дошкольному учреждению в 2017-2018 уч. году
В период с июня по 1.11.2017 г. в МДОУ было принято 68 детей. Результаты их диагностики:
- Высокий уровень адаптированности (легкая адаптация) - 31 ребенок (46 %);
- Средний уровень (средняя адаптация)– 34 ребенка (50 %);
- Низкий уровень (тяжелая адаптация) – 3 ребенка (4 %).
Таким образом, результативность педагогического опыта доказывает эффективность системного использования метода песочной терапии для повышения уровня адаптационных возможностей детей младшего дошкольного возраста.
Диапазон опыта
Диапазон опыта представлен комплексной системой работы педагога-психолога с детьми, педагогами и родителями по повышению уровня адаптационных возможностей детей младшего дошкольного возраста с помощью игр с песком на групповых профилактических мероприятиях, во время индивидуальной коррекционно-развивающей работы с воспитанниками, педагогических советах, индивидуальных консультациях, и тесно взаимосвязан с образовательным процессом в целом.
Новизна опыта
Новизна опыта состоит в усовершенствовании организации процесса адаптации, в оптимальном комбинировании различных методов и приемов профилактики психоэмоционального напряжения и в использование метода песочной терапии в работе с детьми младшего дошкольного возраста с целью повышения их адаптационных возможностей.
Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности
Выступление на Педагогическом совете
Отчет-презентация проекта «
Представленный опыт работы может быть адресован педагогам -психологам работающими с детьми, воспитателям ДОУ
Выступление на родительском собрании
литература
1. Алямовская В. Г. Как воспитать здорового ребенка. М. : Линка-Пресс, 1993
2. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации. Соколовская Н. В. Волгоград: «Учитель», 2008г.
3. Балл Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности// Вопросы психологии. 1989, №1
4. Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. Воронеж: Учитель, 2004
5. Грабенко Т. Н, Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. СПб. : «Детство-Пресс», 2002г.
6. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии. — М. : Речь, 2003.
7. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Путь к волшебству» СпБ «Речь», 1998
8. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Чудеса на песке. СПб. : «Речь», 2005
9. Епанчинцева О. Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. –СПб. : «Детство-Пресс», 2010
10. Заводчикова О. Г. Адаптация в деском саду : взаимодействие ДОУ и семьи: пособие для воспитателей. -М. : Просвещение, 2004
11. Зубова Г. Г. Первый раз в детский сад. - М. : Сфера, 2005
12. Калинина Р. Ребенок пошел в детский сад… К проблеме адаптации детей к условиям жизни в ДОУ // Дошкольное воспитание. – 1998.- №4
13. Кузуб Н., Осипук Э., В гостях у Песочной Феи. Организация педагогических игр с песком для детей дошкольного возраста// Вестник практической психологии образования - №1/2006
14. Макшенцева Л. В. Программа психодиагностики, профилактики и преодоления дезадаптации младших дошкольников к детскому саду// Психолог в детском саду – 2004, №1
15. Ларионова Г. Б., Данюкова А. И. Работа с детьми раннего возраста в период адаптации к ДОУ//Управление ДОУ. -2003, №3
16. Роньжина А. С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к ДОУ-М. : Просвещение, 2008
17. Севостьянова Е. О. Дружная семейка. М. : Творческий центр, 2007г.
18. Широкова Г. А. Справочник дошкольного психолога- Ростов – на – Дону: Феникс, 2007
19. /wiki