Ольга Смирнова
Повышение уровня сотрудничества с родителями посредством вовлечения их в различные формы совместной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день, коллеги!
Формы взаимодействия педагогов с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения
Целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия.
Формы взаимодействия педагогов и родителей
коллективные групповые индивидуальные
1. Родительское собрание
2. Родительский лекторий
3. Конференция по обмену опытом
4. Вечер вопросов и ответов
5. Диспут-размышление по проблемам воспитания
Публикация «Повышение уровня сотрудничества с родителями посредством вовлечения их в различные формы совместной деятельности» размещена в разделах
6. Встреча родителей с администрацией школы, учителями класса
7. «Дни открытых дверей»
8. Коллективные творческие дела 1. Взаимодействие с родительским комитетом
2. Взаимодействие с творческими группами
3. Групповые консультации
4. Практические занятия для родителей с привлечением специалистов
5. Клубы 1. Беседа
2. Задушевный разговор
3. Посещение на дому
4. Консультация-размышление
5. Выполнение индивидуальных поручений
6. Переписка
7. Телефонный разговор
Коллективные формы взаимодействия педагогов с родителями
Родительский лекторий знакомит родителей с вопросами воспитания, повышает их педагогическую культуру, помогает вырабатывать единые подходы к воспитанию детей.
Приемы успешного проведения:
• привлечение родителей к определению тематики лектория (если они затрудняются сформулировать темы занятий, определить проблемы для изучения, педагог может предложить набор возможных тем с учетом имеющихся методических рекомендаций, а также проблем воспитания детей в данном коллективе);
• привлечение специалистов;
• активизация участников занятия. Название «лекторий» условно. Оно не означает, что родителям читаются только лекции. Формы работы в нем разнообразны, и лучше, если родители — не пассивные слушатели.
Очень часто на практике занятия по психолого-педагогическому просвещению переходит в родительское собрание. Уяснив сущность воспитательной проблемы, родители обсуждают то, как она решается в конкретном классе или семьях, обмениваются мнениями и совместно намечают программу действий.
Конференция, по обмену опытом воспитания детей может быть тематической. Целесообразно ее проведение, если действительно есть опыт положительного семейного воспитания по данной проблеме. Обсуждение вопросов в такой форме вызывает интерес, привлекает внимание родителей, а информация звучит убедительнее, воспринимается с большим доверием. Можно взять для обмена опытом несколько конкретных вопросов, вызывающих у родителей наибольший практический интерес. Выступающими в этом случае могут стать те родители, которые в решении определенных проблем достигли положительных результатов.
Вечер вопросов и ответов проводится после опроса родителей или на родительском собрании по группам проблемных вопросов, которые возникают в воспитании детей и взаимоотношениях с ними. На одни вопросы может ответить педагог, для ответа на другие приглашается специалист (например, по вопросам психологии, полового воспитания). Ряд вопросов проблемного характера может быть предложен на обсуждение родителей и стать основой для специально подготовленного диспута.
Диспут-размышление по проблемам воспитания — одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Он проходит в непринужденной обстановке, позволяет всех включить в обсуждение проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт. Участники диспута сами могут сформулировать, разбившись по подгруппам, наиболее интересные для них вопросы, затем коллективно отобрать из них те, с которых нужно начать обсуждение. Отобранные вопросы также сначала целесообразно обсудить в подгруппах, а затем их мнения вынести на коллективное размышление. Такой способ позволяет всех включить в поиск наиболее убедительного мнения, помогает родителям занять заинтересованную позицию, предоставляет возможность каждому высказаться. Для подведения итогов диспута возможно подготовить педагогу или кому-то из родителей обобщающее сообщение, используя специальные источники.
Предметом обсуждения, дискуссии могут быть конкретные ситуации из жизни группы, семей, и т. п.
Встречу родителей с администрацией, воспитателями целесообразно проводить ежегодно. Педагоги знакомят родителей со своими требованиями, выслушивают пожелания родителей. Возможны вопросы в адрес друг друга, составление программы действий по выявленным проблемам. Встреча может быть завершена индивидуальными консультациями, беседами или работой в группах с учетом возникших проблем и сложностей в воспитании, обучении отдельных групп детей.
В практику работы сада можно включить «Дни открытых дверей», которые проводятся по-разному.
Это может быть совместный праздник педагогов и семьи, на котором организуются выставки работ детей, родителей, творческие отчеты коллектива, награждаются дети, родители, педагоги за различные достижения, проводятся соревнования, конкурсы коллективов, семей. Может сочетаться проведение мероприятий на уровне всего сада и в группах, или организуется коллективное творческое дело.
Другой вариант «Дня открытых дверей» проводится для родителей с целью их непосредственного общения с педагогами, психологом, другими специалистами. Такие встречи могут проводиться несколько раз в год (например, поквартально или раз в полугодие). Родители могут обсудить в индивидуальной беседе проблемы, которые их волнуют. Возможно проведение в этот день не только индивидуальных, но и групповых консультаций, темы которых сообщаются заранее. В кабинетах размещаются специалисты (врач, психолог, юрист, педагоги групп и приглашенные специалисты). Обозначены проблемы, по которым будут проводиться консультации, например: «Как подготовить ребенка к школе», «Как приучить ребенка к самостоятельности», «Общение ребенка со сверстниками» и др. Темы консультаций также могут быть заявлены на родительском собрании.
Групповые формы взаимодействия педагогов с родителями
Эти формы взаимодействия обусловлены выделением определенных групп родителей по различным признакам :
— актив родителей (группы, сада);
— родители-организаторы работы объединений по интересам (руководители кружков, секций);
— родители, разрабатывающие и решающие какие-либо проблемы в саду, или группе;
— родители, которые имеют сходные проблемы в воспитании детей;
— родители, которые воспитывают девочек (мальчиков);
— родители, воспитывающие одного ребенка (много детей);
— родители, дети которых имеют отклонения в развитии и поведении, и т. д.
Особо важной формой является взаимодействие педагогов с родительским комитетом, который может выбираться родительским собранием на весь год. В группах, где родители активны и заинтересованы, функцию родительского комитета поочередно выполняют все родители, распределившись в группы по желанию. Родительский актив — это опора педагогов, он при умелом взаимодействии ста-новится проводником их идей. На заседаниях родительского комитета, которые проводятся по мере необходимости, воспитатель и родители вырабатывают способы реализации тех идей и решений, которые приняты собранием. Члены комитета могут распределить обязанности, роли, функции как по организации работы с родителями, так и с детьми; определить способы взаимодействия с отдельными родителями и семьями. Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей к организации классных дел, решению проблем жизни коллектива.
Такие же функции выполняет родительский комитет сада, который формируется из представителей первичных коллективов, выполняет решения родительской конференции или собрания детского сада.
Взаимодействие педагогов с творческими группами. В этом случае педагог взаимодействует с различными группами временных организаторов конкретной деятельности, оказывая помощь, консультируя, при необходимости включаясь в активную совместную деятельность.
Групповые консультации, практические занятия для родителей с привлечением специалистов, например по оказанию помощи детям в овладении навыками мыслительной деятельности, развития музыкальных способностей и т. п.
Особую заботу у педагогов вызывает взаимодействие с отцами детей.
Индивидуальные формы взаимодействия педагогов с родителями
Дети и их семьи очень разные, у каждой семьи свои проблемы. В этой связи индивидуальные формы взаимодействия педагогов и родителей являются необ-ходимыми и чаще всего наиболее эффективными в установлении контакта с семьей. К ним относят беседу, посещение на дому, задушевный разговор, консультацию-размышление, выполнение индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблемы, переписку он-лайн, консультирование по скайпу и т. п.
Индивидуальная работа с родителями требует от педагогов больше усилий и изобретательности, но ее эффективность по сравнению с работой в большой группе значительно выше. Именно в индивидуальном общении родители усваивают требования, предъявляемые садом и педагогом к детям, и становятся союзниками воспитателя. Достигнутая в результате индивидуальной работы высокая вклю-ченность родителей в дела группы приводит к повышению достижений детей, их правильной социализации, адаптации в стенах детского сада и группы. При этом значительно улучшается поведение детей, развивается их правильная положительная самооценка, улучшается психологический климат в группе и саду в целом. Меняется мнение родителей в положительную сторону.
Индивидуальные формы взаимодействия являются основными в работе с проблемными семьями и детьми. Эффективность их высока, если удалось найти с каждым родителем индивидуальный стиль взаимоотношений.
Во время беседы важно расположить к себе родителей, завоевать доверие, вызвать на откровенность, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. Все это поможет лучше понять ребенка, найти наиболее целесообразные способы решения проблем воспитания конкретной личности в семье и группе сада. Психологическим условием успешного межличностного взаимодействия являются внимательность, проникновенность, неторопливость.
В индивидуальной форме взаимодействия заложены большие воспитательные возможности. Так, разговор по душам может оказать сильное воздействие на родителей, существенным образом изменить отношение к педагогу, ребенку, к заботам и делам группы.
Первое индивидуальное общение очень важно и должно проходить в благоприятной для родителей обстановке. В этой связи на первом родительском собрании воспитатель предлагает подумать о том, что важно учитывать педагогам в воспитании их ребенка, подготовить вопросы для воспитателей группы.
Посещение на дому. Особенно полезна эта встреча у ребенка дома, так как домашняя обстановка располагает к откровенному разговору, есть возможность сразу получить представление о разных сторонах жизни и воспитания ребенка. Но ни в коем случае педагог не должен настаивать на встрече в домашних условиях. Ини-циативу должны проявить родители. Случится ли это, зависит от умения педагога на первом родительском собрании расположить родителей к общению, убедить их в необходимости и полезности взаимодействия и первой встречи в домашних условиях.
Совершенно очевидно, что приход педагога в семью может быть только по приглашению. Принося радость в дом, находя добрые слова о ребенке, рассказывая о его успехах и достижениях, педагог тем самым располагают родителей к дальнейшему взаимодействию и общению без тревог и негатива.
Временные возможности педагога весьма ограничены, поэтому общение с родителями может осуществляться по телефону. При этом надо договориться об условиях связи, чтобы у обеих сторон не возникало дополнительных проблем и неудобств.
В настоящее время некоторые педагоги используют современные методы общения с родителями : он-лайн переписку, электронная почта, общение по скайпу и т. п. При этом нужно сочетать описание недостатков ребенка и его достоинств. О проблемах, трудностях, неудачах ребенка лучше говорить тактично, не упрекая, не назидая, а советуясь и принимая совместные решения, как помочь ребенку. Кроме этого, можно пересылать рекомендации о просмотре тех или иных фильмов, передач, чтении книг и т. п.
Целесообразно посылать родителям благодарственные письма: благодарить ребенка за участие в делах, за помощь товарищам, другим людям, инициативу и т. д., родителей за содействие и помощь в воспитании ребенка, в делах группы и сада.
Индивидуальная консультация — распространенная форма взаимодействия с родителями. Она может проводиться по инициативе воспитателя или по просьбе родителей и успешна при доверии педагогу. Родители же доверяют педагогу, если он участвует в решении проблем ребенка, вместе с ними выясняет их причины, ищет пути решения проблем, помогает найти специалистов, которые проведут консультацию.
Приглашение родителей в группу для индивидуальной беседы или консультации должно быть письменным или устным, в тактичной форме, т. к. любой вызов родители воспринимают настороженно. Начинать разговор с родителями целесообразно с рассказа об успехах ребенка, выслушивания родителей и лишь потом обратиться за советом по вопросу, который волнует педагога, ни в коем случае не допуская упреков, назиданий в адрес родителей, не унижая достоинства ребенка.
В каждом реальном случае педагог выбираем разные формы взаимодействия с родителями, учитывая их потребности и предложения. Главное — сделать родителей своими союзниками.
Нетрадиционные формы работы с родителями
Можно разделить на познавательные, информационно-аналитические, досуговые, наглядно-информационные.
Познавательные: Семинары-практикумы, родительские клубы, педагогические гостиные, родительские собрания.
Информационно-аналитические : Анкетирование, социологические опросы, «Почтовый ящик»
Досуговые: совместные досуги, праздники, участие в выставках, конкурсах, экскурсиях.
Наглядно-информационные : дни открытых дверей, родительские уголки, фотовыставки, копилка Добрых дел.
Родительские собрания нетрадиционной формы
«Педагогическая лаборатория» рекомендуется проводить в начале или в конце года. На них обсуждается участие родителей в различных мероприятиях. Проводится анкета «Родитель – ребенок – детский сад» Проходит обсуждение либо намеченных мероприятий либо анализируются прошедшие и подводятся итоги. В начале года анкетирование проводится для того, что ближе воспитатель узнал ребенка, его особенности. Родителей знакомят с мероприятиями запланированными на год, слушают предложения родителей, какую помощь и поддержку они могут оказать в запланированных мероприятиях, а так же их пожелания и предложения на учебный год. В конце года на таких собраниях подводят итоги прошедшего года, дают оценку и анализируют достижения и ошибки.
«Читательская конференция» Проводится подготовительный этап перед собранием, где родителям дается какое – либо задание по определенной теме. Подготовленное задание обсуждается с различных позиций. За 2 недели до собрания родителям раздаются материалы на тему собрания, воспитатель просит прокомментировать, то или иное высказывание, освещает суть темы и задает вопросы при обсуждении. Например собрание во 2 младшей группе кризис 3-х лет. Предлагается несколько высказываний классиков и родители комментируют как они понимают это высказывание и дают свой совет по проблеме, как они ее решают. Наиболее удачные советы помещают на стенд «Копилка семейных советов»
«Аукцион» Собрание проходит в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме. Например, кризис трех лет. Воспитатель дает понятия – кризиса трех, совместно с родителями он анализирует как остро протекает этот период у детей. Воспитатель предлагает поделится родителям как они преодолевали данный период или как они сейчас с ним справляются. Все происходит в виде игры и за каждый совет даются фишки, (т. е. советы продаются за фишки). Советы набравшие большее количество фишек помещают на стенд «Копилка родительского опыта»
«Семинар – практикум» На собрании могут выступать не только воспитатель, но и родители, логопед, психолог и другие специалисты. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга. Определяется тема и ведущий, им может быть как воспитатель так и родители, приглашенные специалисты. Например возьмем тему детских страхов. Подготавливается небольшое теоретическое сообщение, затем родителей просят сказать свое мнение о причинах детских страхов и о способах их преодоления. Далее с родителями проводятся мини- тренинги по саморегуляции, игровые приемы на снятие тревожности и страхов для того, что бы родители при возникновении трудностей помогли своим детям.
«Душевный разговор» Собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы (в общении со сверстниками, агрессивность и др.). Можно провести анкетирование по теме, в конце собрание родителям не дают рекомендаций, а они сами к ним приходят. Например ребенок – левша. С родителями проводится анкетирование, что бы глубже узнать особенность их детей. И установить точно какая степень леворукости у ребенка слабая или выраженная. Проблема обсуждается со всех сторон, могут приглашаться специалисты. Родителям даются рекомендации по особенностям развития такого ребенка (нестандартного).Родителям предлагаются различные задания для леворуких детей, для того чтобы развить моторику обеих рук. Обсуждаются психологические проблемы, связанные с леворукостью.
«Мастер – класс» Собрание, на котором родители демонстрируют свои достижения в области воспитания детей. Предварительно воспитатель дает тему нескольким родителям и поручает каждому провести маленький урок, на котором они должны будут объяснить всем собравшимся родителям, как научить ребенка убирать за собой игрушки, умываться. В конце собрание подводиться итог. Собрание имеет подготовительный этап, воспитатель предлагает нескольким родителям провести маленький урок – поделиться опытом по привитию у детей например хороших манер. Родители дают практические советы, показывают ролевую сценку по соблюдению правил приличия. В конце собрания подводится итог и родители предлагают выбрать наиболее ценные советы, которые размещаются на стенда «Копилка родительского опыта»
«Ток – шоу» Собрание такой формы подразумевает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения. На ток – шоу выступают родители, воспитатель, можно пригласить специалистов. К примеру возьмем кризис 3х лет. Родителям предлагаются различные ситуации, их нужно рассмотреть с разных точек зрения, обязательно аргументируя их. Определяются ключевые понятия кризиса 3х лет, совместно выделяются причины, затем зачитываются мнения психологов. Все позиции совместно обсуждаются. Родители сами определяют пути решения проблемы.
На родительских собраниях нетрадиционной формы можно использовать следующие методы активизации родителей.
«Мозговой штурм» - метод коллективной мыслительной деятельности, позволяющий достичь понимания друг друга, когда общая проблема является личной для целой группы.
«Реверсионная мозговая атака, или Разнос» этот метод отличается от «мозгового штурма» тем, что вместо отсрочки оценочных действий предлагается проявить максимальную критичность, указывая на все недочеты и слабые места процесса, системы, идеи. Этим обеспечивается подготовка идеи, направленной на преодоление недостатков.
«Список прилагательных и определений» Такой список прилагательных определяет различные качества, свойства и характеристики объекта, деятельности или личности, которые необходимо улучшить. Сначала предлагаются качества или характеристики (прилагательные, затем они рассматриваются каждое в отдельности и решается каким путем можно улучшить или усилить соответствующую характеристику. Например, «Каким бы вы хотели видеть вашего ребенка на пороге школы?» Родители перечисляют качества, т. е. прилагательные, а затем совместно достигается пути реализации цели.
«Ассоциации» на листе бумаги рисуется символ, олицетворяющий проблему или ее существенный момент (что мешает установлению доверия в детском коллективе или педагог для нашей группы) Затем по ассоциации изображают другой символ, пока не придет подходящая идея решения. Например, собрание на тему «Агрессия». Рисуется ассоциация по теме, затем рисунок исправляется или рисуется новый уже с решением проблемы.
«Коллективная запись» Каждый из участников получает записную книжку или лист бумаги, где сформулирована проблема и даются информация или рекомендации, необходимые для ее решения. Родители независимо друг от друга, определяют наиболее важные для них рекомендации, заносят в записную книжку. Затем записи передаются педагогу, он суммирует их и группа проводит обсуждение. После этого приема можно использовать «мозговой штурм». Например, тема «Как любить своего ребенка» родители заносят запись наиболее важных моменты по их мнению. Педагог их суммирует и проводит обсуждение написанного.
«Запись на листах» При обсуждение проблемы каждый из родителей получает листы бумаги для заметок. Педагог формулирует проблему и просит всех предлагать возможные решения. Каждое предложение записывается на отдельном листе. Проблему нужно формулировать четко. Например, «Как успокоить ребенка, если он расстроен», каждый родитель пишет свой вариант, затем все мнения обсуждаются. Вводится запрет на критику.
«Эвристические вопросы» К ним относятся 7 ключевых вопросов: кто, что, где, чем, как, когда? Если перемешать эти вопросы между собой, получится 21 вопрос. Последовательно вытягивая такие смешанные вопросы и отвечая на них, родители могут получить новый, интересный взгляд на проблему. Например, 1 и 5 в сочетании кто чем? Последовательно вытягивая такие смешные и нестандартные вопросы и отвечая на них, родители видят и нестандартные пути их решения.
«Мини-эксперимент» Этот метод позволяет включить родителей в исследовательскую деятельность, создать познавательный конфликт и использовать интеллектуальные чувства родителей (интерес, любопытство). Тема может быть любой, подводятся итоги взаимосвязи реального, желаемого и достижимого.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
«Вечер вопросов и ответов: «Школьные годы чудесные…»
Цель: содействовать развитию адекватной положительной школьной мотивации у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи: 1. Способствовать развитию у детей желания учиться в школе.
2. Дать понятие школьной деятельности
3. Способствовать развитию положительных взаимоотношений между родителями и детьми.
4. Содействовать сплочению коллектива группы.
Оборудование: предметы школьной атрибутики, аудиозаписи, видеозаписи, фотоаппарат.
Ход занятия
Родителям заранее дается задание вспомнить положительные моменты школьной жизни: смешные истории, фрагменты уроков, сцены из школьной внеклассной жизни т. п.
Дети с родителями и воспитателем проводят занятие в группе сада. Звучит музыка на школьную тематику. Все сидят в кругу.
Педагог начинает рассказ о школе. Затем родители по желанию делятся своими впечатлениями о школе с детьми: показывают различные школьные атрибуты, объясняют их значение и т. п. ; делятся забавными историями.
Затем делается коллективное фото. Семьям раздаются шарики, наполненные гелем: родители вместе с детьми загадываю желания, связанные со школой и выпускают шарики в небо.
Вечер заканчивается совместным чаепитием.