Папки-передвижки

Повышение эффективности коррекционно-развивающей работы по подготовке старших дошкольников с ОНР к обучению грамоте

Овечкина Наталья
Повышение эффективности коррекционно-развивающей работы по подготовке старших дошкольников с ОНР к обучению грамоте

Повышение эффективности коррекционно-развивающей работы по подготовке старших дошкольников с общим недоразвитием речи к обучению грамоте

Овечкина Наталья Геннадьевна,

учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад№242»

г. Новокузнецка

Публикация «Повышение эффективности коррекционно-развивающей работы по подготовке старших дошкольников с ОНР к обучению грамоте» размещена в разделах

Подготовка детей к обучению в школе, к успешному выполнению их будущей социальной функции учеников – одна из важных задач дошкольного образовательного учреждения, где дети приобретают самые необходимые знания и начальные умения. Они усваивают простейшие действия почти всех дисциплин начальной школы – рисуют, лепят, поют, учат стихи, знакомятся со счетом и буквами, наблюдают природу, выполняют физические упражнения.

Правильная речь не только один из показателей речевой готовности ребенка в школе, но и залог успешного освоения грамоты. В исследованиях Р. Е. Левиной, Т. Б. Филичевой доказано, что письменная речь формируется на основе устной. Для успешного овладения чтением, как отмечают авторы, необходимо, чтобы у ребенка были достаточно развиты мышление, речевой слух и «особое зрение на буквы», которые способствуют запоминанию начертанию букв без особенного труда.

Ряд авторов (Р. Е. Левина, Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова) в своих работах указывают на взаимосвязь между состоянием речи у детей, уровнем их психического развития и овладением грамотой. Данное положение ярко демонстрируется на примере дошкольников с ОНР. Для детей данной категории характерно некоторое отставание в формировании различных видов восприятия, недостаточный уровень развития внимания, небольшой объем памяти; наблюдаются трудности в овладении мыслительными операциями, прежде всего, анализом и синтезом. Наряду с недоразвитием общей моторики имеет место несовершенство мелкой моторики пальцев рук. Попадая в общеобразовательную школу, такие дети становятся неуспевающими учениками из-за своего аномального речевого развития, что препятствует формированию их полноценной учебной деятельности.

На сегодняшний день в коррекционной педагогике имеется ряд подходов к решению проблемы формирования предпосылок обучения грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи (Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Т. А. Ткаченко, которые активно принимают в своей практике учителя – логопеды.

Одни из самых захватывающих и интересных моментов в процессе обучения ребенка чтению – это его знакомство с алфавитом. Благодаря алфавиту ребенок впервые знакомится с родным языком, буквами (звуками). Знание дошкольником букв и звуков, которые им соответствуют, является одной из главных ступеней на пути к грамотности, образованности и социализации. Не все родители считают, что обучать своих детей буквам надо еще до школы, полагая что в школе он этому обучиться. Но психологи и педагоги считают, что обучать ребенка чтению лучше всего в 4-6 лет, а алфавит можно изучать еще раньше.

Так как коррекционное обучение началам грамоты имеет основную задачу – сформировать у детей необходимую готовность к обучению грамоте, научить детей чтению, педагоги нашего детского сада организуют эту работу через интеграцию традиционных и инновационных приемов в игровой занимательной форме, поскольку игра – основной вид деятельности детей – дошкольников.

Практический опыт показывает, что обучение в игре идет значительно быстрее и прочнее, чем при использовании только дидактических приемов. Использование игры на занятии по обучению грамоте помогает снять у детей напряжение, вести изучение и закрепление трудного материала на уровне эмоционального сознания. Игровые методы педагоги используют еще и в связи с тем, что у детей с общим недоразвитием речи поздно формируется учебно-познавательные интересы и долго сохраняется игровая мотивация.

Цель нашей работы была - повысить эффективность коррекционно-развивающей работы по подготовке к обучению грамоте детей с ОНР на этапе ознакомления и закрепления букв русского алфавита.

Задачи:

• знакомство детей с алфавитом, как набором букв (графических изображений звуков);

• закрепить графический образ буквы через максимальное включение анализаторов (зрительный, слуховой, двигательный, тактильный);

• развивать творческое воображение, мышление, память, восприятие, внимание;

• развивать художественно-конструктивные способности детей;

• воспитывать любовь к родному языку.

Работа по изучению букв русского языка детей старшего дошкольного возраста была организована через комплекс традиционных и нетрадиционных игровых приемов.

Прием – выделение начального звука из слова по картинке. Для выделения звука из слов используются игры «Определи первый звук в слове», «Кто в домике живет», «Найди место звука в слове», «Собери букет», «Поезд». После выделения звука из состава слова, детям предлагается графический образ письменного обозначения данного звука, т. е. буквы.

Дошкольникам мы объясняем, что буква - это значок – домик, в котором живет данный звук, которую можем прочитать, написать.

Дополнительно можно делать подбор зрительного образа к букве. «На что похожа буква «У»? (на заячьи уши, на рогатку и др.) Желательно, чтобы в названии зрительного образа был звук, обозначаемый данной буквой: У – уши заячьи, О – обруч, А – арка, П – перекладина и др.)

В работе с детьми можно воспользоваться стихотворением с описанием графического образа буквы.

Следующей шаг – рассматривание буквы, выделение ее элементов. Дети определяют следующее: «Из каких элементов состоит буква Г»? Ответ: «из двух палочек – короткой и длинной». Также интерпретируют другой вопрос – из каких элементов состоит буква «Г»? – из 2-х элементов. Беседуют с детьми : «Как расположены элементы?» - длинная палочка слева сверху вниз, короткая – слева направо. Буква смотрит в правую сторону.

Игра «Собери букву из частей».

Для улучшения сенсомоторного восприятия можно ощупывать буквы – буква – из пластилина, пенопласта, пластмассы, из ткани, узнавать ее закрытыми глазами.

Обведение буквы пальцем также улучшает восприятие – на плоскости, на бархатной бумаге, наждачной бумаге. Дополнительно – обведение буквы по трафарету или контуру.

Также один из успешных методических приемов – рисование буквы в воздухе (с образцом и без образца, на ладони, спине ребенка.

Выкладывание, конструирование буквы - используются природный материал, пластилин, спички, счетные палочки, нитки, веревочки, магниты, липучки, резинки, проволока.

Детям очень нравится игра «Живая буква» : с помощью рук и ног изображают букву.

На развитие четких координированных действий пальцев и кистей рук во взаимосвязи с речью, поддержания эмоционального интереса к занятиям мы используем занимательную пальчиковую гимнастику и пальчиковый алфавит: «Покажи такую же букву, какую я покажу».

На закрепление зрительного гнозиса проводятся дидактические игры: «Нахождение буквы по образцу», «Найди такую же букву», «Узнай буквы», «Допиши буквы», «Какая буква спряталась?», «Узнай недописанную букву», «Найди правильно написанную букву».

В нашем детском саду на этапе закрепления графического образа букв русского алфавита детям в свободной деятельности и совместной деятельности с педагогом, а также в домашних условиях предлагалось проиллюстрировать изученную букву. В конце учебного года в группе был создан альбом «33 страницы».

После изучения и закрепления всех букв русского алфавита детям предлагались дидактические игры на чтение, составление слов, разгадывание ребусов, кроссвордов, деление слов на слоги и т. д.

Таким образом, работа по ознакомлению и закреплению букв русского алфавита будет способствовать формированию у старших дошкольников с ОНР творческих и познавательных способностей, развитию психических процессов и готовить детей к дальнейшему школьному обучению.

Публикации по теме:

Метод пластилинографии в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением речи при подготовке к школе по ФГОС Метод пластилинографии в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением речи при подготовке к школе по ФГОС  Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка к школе. Среди показателей готовности к обучению выделяют.

Основные направления работы учителя-дефектолога по подготовке к обучению грамоте детей с ООПОсновные направления работы учителя-дефектолога по подготовке к обучению грамоте детей с ООП Сообщение из опыта работы «Основные направления учителя-дефектолога по подготовке к обучению грамоте детей с особыми образовательными.

Система работы по обучению дошкольников грамоте безопасного поведения на дорогеСистема работы по обучению дошкольников грамоте безопасного поведения на дороге Главная цель воспитательной работы дошкольного учреждения по обучению детей основам безопасности дорожного движения должна заключаться в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Повышение эффективности коррекционно-развивающей работы по подготовке старших дошкольников с ОНР к обучению грамоте
Опубликовано: 8 июля 2025 в 13:57
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Повышение эффективности коррекционно-развивающей работы по подготовке старших дошкольников с ОНР к обучению грамоте» (включая файлы) размещена пользователем Овечкина Наталья (УИ 165191) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД, Соглашаетесь на обработку данных