Овечкина Наталья
Повышение эффективности коррекционно-развивающей работы по подготовке старших дошкольников с ОНР к обучению грамоте
Повышение эффективности коррекционно-развивающей работы по подготовке старших дошкольников с общим недоразвитием речи к обучению грамоте
Овечкина Наталья Геннадьевна,
учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад№242»
г. Новокузнецка
Публикация «Повышение эффективности коррекционно-развивающей работы по подготовке старших дошкольников с ОНР к обучению грамоте» размещена в разделах
- Обучение грамоте, логопедия. Конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- ОНР, нарушение речи
- Старшая группа
- Темочки
Подготовка детей к обучению в школе, к успешному выполнению их будущей социальной функции учеников – одна из важных задач дошкольного образовательного учреждения, где дети приобретают самые необходимые знания и начальные умения. Они усваивают простейшие действия почти всех дисциплин начальной школы – рисуют, лепят, поют, учат стихи, знакомятся со счетом и буквами, наблюдают природу, выполняют физические упражнения.
Правильная речь не только один из показателей речевой готовности ребенка в школе, но и залог успешного освоения грамоты. В исследованиях Р. Е. Левиной, Т. Б. Филичевой доказано, что письменная речь формируется на основе устной. Для успешного овладения чтением, как отмечают авторы, необходимо, чтобы у ребенка были достаточно развиты мышление, речевой слух и «особое зрение на буквы», которые способствуют запоминанию начертанию букв без особенного труда.
Ряд авторов (Р. Е. Левина, Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова) в своих работах указывают на взаимосвязь между состоянием речи у детей, уровнем их психического развития и овладением грамотой. Данное положение ярко демонстрируется на примере дошкольников с ОНР. Для детей данной категории характерно некоторое отставание в формировании различных видов восприятия, недостаточный уровень развития внимания, небольшой объем памяти; наблюдаются трудности в овладении мыслительными операциями, прежде всего, анализом и синтезом. Наряду с недоразвитием общей моторики имеет место несовершенство мелкой моторики пальцев рук. Попадая в общеобразовательную школу, такие дети становятся неуспевающими учениками из-за своего аномального речевого развития, что препятствует формированию их полноценной учебной деятельности.
На сегодняшний день в коррекционной педагогике имеется ряд подходов к решению проблемы формирования предпосылок обучения грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи (Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Т. А. Ткаченко, которые активно принимают в своей практике учителя – логопеды.
Одни из самых захватывающих и интересных моментов в процессе обучения ребенка чтению – это его знакомство с алфавитом. Благодаря алфавиту ребенок впервые знакомится с родным языком, буквами (звуками). Знание дошкольником букв и звуков, которые им соответствуют, является одной из главных ступеней на пути к грамотности, образованности и социализации. Не все родители считают, что обучать своих детей буквам надо еще до школы, полагая что в школе он этому обучиться. Но психологи и педагоги считают, что обучать ребенка чтению лучше всего в 4-6 лет, а алфавит можно изучать еще раньше.
Так как коррекционное обучение началам грамоты имеет основную задачу – сформировать у детей необходимую готовность к обучению грамоте, научить детей чтению, педагоги нашего детского сада организуют эту работу через интеграцию традиционных и инновационных приемов в игровой занимательной форме, поскольку игра – основной вид деятельности детей – дошкольников.
Практический опыт показывает, что обучение в игре идет значительно быстрее и прочнее, чем при использовании только дидактических приемов. Использование игры на занятии по обучению грамоте помогает снять у детей напряжение, вести изучение и закрепление трудного материала на уровне эмоционального сознания. Игровые методы педагоги используют еще и в связи с тем, что у детей с общим недоразвитием речи поздно формируется учебно-познавательные интересы и долго сохраняется игровая мотивация.
Цель нашей работы была - повысить эффективность коррекционно-развивающей работы по подготовке к обучению грамоте детей с ОНР на этапе ознакомления и закрепления букв русского алфавита.
Задачи:
• знакомство детей с алфавитом, как набором букв (графических изображений звуков);
• закрепить графический образ буквы через максимальное включение анализаторов (зрительный, слуховой, двигательный, тактильный);
• развивать творческое воображение, мышление, память, восприятие, внимание;
• развивать художественно-конструктивные способности детей;
• воспитывать любовь к родному языку.
Работа по изучению букв русского языка детей старшего дошкольного возраста была организована через комплекс традиционных и нетрадиционных игровых приемов.
Прием – выделение начального звука из слова по картинке. Для выделения звука из слов используются игры «Определи первый звук в слове», «Кто в домике живет», «Найди место звука в слове», «Собери букет», «Поезд». После выделения звука из состава слова, детям предлагается графический образ письменного обозначения данного звука, т. е. буквы.
Дошкольникам мы объясняем, что буква - это значок – домик, в котором живет данный звук, которую можем прочитать, написать.
Дополнительно можно делать подбор зрительного образа к букве. «На что похожа буква «У»? (на заячьи уши, на рогатку и др.) Желательно, чтобы в названии зрительного образа был звук, обозначаемый данной буквой: У – уши заячьи, О – обруч, А – арка, П – перекладина и др.)
В работе с детьми можно воспользоваться стихотворением с описанием графического образа буквы.
Следующей шаг – рассматривание буквы, выделение ее элементов. Дети определяют следующее: «Из каких элементов состоит буква Г»? Ответ: «из двух палочек – короткой и длинной». Также интерпретируют другой вопрос – из каких элементов состоит буква «Г»? – из 2-х элементов. Беседуют с детьми : «Как расположены элементы?» - длинная палочка слева сверху вниз, короткая – слева направо. Буква смотрит в правую сторону.
Игра «Собери букву из частей».
Для улучшения сенсомоторного восприятия можно ощупывать буквы – буква – из пластилина, пенопласта, пластмассы, из ткани, узнавать ее закрытыми глазами.
Обведение буквы пальцем также улучшает восприятие – на плоскости, на бархатной бумаге, наждачной бумаге. Дополнительно – обведение буквы по трафарету или контуру.
Также один из успешных методических приемов – рисование буквы в воздухе (с образцом и без образца, на ладони, спине ребенка.
Выкладывание, конструирование буквы - используются природный материал, пластилин, спички, счетные палочки, нитки, веревочки, магниты, липучки, резинки, проволока.
Детям очень нравится игра «Живая буква» : с помощью рук и ног изображают букву.
На развитие четких координированных действий пальцев и кистей рук во взаимосвязи с речью, поддержания эмоционального интереса к занятиям мы используем занимательную пальчиковую гимнастику и пальчиковый алфавит: «Покажи такую же букву, какую я покажу».
На закрепление зрительного гнозиса проводятся дидактические игры: «Нахождение буквы по образцу», «Найди такую же букву», «Узнай буквы», «Допиши буквы», «Какая буква спряталась?», «Узнай недописанную букву», «Найди правильно написанную букву».
В нашем детском саду на этапе закрепления графического образа букв русского алфавита детям в свободной деятельности и совместной деятельности с педагогом, а также в домашних условиях предлагалось проиллюстрировать изученную букву. В конце учебного года в группе был создан альбом «33 страницы».
После изучения и закрепления всех букв русского алфавита детям предлагались дидактические игры на чтение, составление слов, разгадывание ребусов, кроссвордов, деление слов на слоги и т. д.
Таким образом, работа по ознакомлению и закреплению букв русского алфавита будет способствовать формированию у старших дошкольников с ОНР творческих и познавательных способностей, развитию психических процессов и готовить детей к дальнейшему школьному обучению.