Любовь Лосева
Обучение дошкольников основам пожарной безопасности
▼ Скачать + Заказать документы
ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ОСНОВАМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Знание и соблюдение противопожарных требований только тогда становятся естественными в поведении человека, когда они привиты с детства. Именно в дошкольном возрасте возникают благоприятные условия для воспитания у ребенка чувства опасности перед огнем, навыков умелого обращения с ним и овладения знаниями, помогающими предупредить загорание или сориентироваться в сложной ситуации пожара.
Публикация «Обучение дошкольников основам пожарной безопасности» размещена в разделах
Потребность обучения детей правилам пожарной безопасности (в дальнейшем - ППБ) подтверждает статистика пожаров из-за шалости детей с огнем. Анализ многих происшествий, связанных с поведением ребенка во время пожара, показывает, что малышей отличает пассивно-оборонительная реакция: от страха ребенок прячется в укромные места, вместо того, чтобы покинуть горящий дом или позвать на помощь. Вместе с тем, детям свойственна тяга к огню, и поэтому запреты, как правило, малоэффективны. Необходимо вести постоянную, целенаправленную работу по привитию навыков острожного обращения с огнем, давать знания о свойствах огня и дыма, учить правильному поведению в экстремальной ситуации пожара.
Хорошим подспорьем в работе с детьми будут разработки игровых занятий, включающих физкультурные упражнения на ловкость и реакцию ребенка. В этой работе помогут следующие материалы:
- литературные произведения на противопожарную тематику;
- праздничные сценарии на тему: "Берегите лес от пожара";
- сценарий спортивного праздника с противопожарной атрибутикой;
- папка "01 " - материалы для работы с родителями;
- выставка детского рисунка "Огонь - друг, огонь - враг";
- стенд "Юные друзья пожарных";
- детские иллюстрации по ППБ;
- устное народное творчество о пожаре (пословицы, поговорки, загадки).
Обучение детей с использованием литературных произведений требует от преподавателя учитывать следующие принципы изложения:
1. Повествование должно идти от лица детей, что позволяет говорить с ними простым, доступным языком о сложных вещах.
2. Необходимо использовать образные выражения, чтобы дети легче представляли то, о чем говорится в произведении.
3. Содержание литературного произведения должно учитывать возраст детей, их психологические особенности.
4. Литературную часть предпочтительно использовать многовариативно:
- как художественное произведение (чтение, заучивание);
- как содержание занятий;
- как драматизацию;
- как отдельные правила;
- как материал для изодеятельности.
Следует отметить, что все подобранные материалы, пособия, разработки помимо преследования основной цели - формирования целостного представления о пожарной безопасности - решают также задачи других направлений в работе с детьми: воспитание культуры поведения на улице, в доме, на природе, расширение кругозора (знакомство с предметами бытовой техники, химии, работой предприятий, закладывание основ эколо-гического воспитания.
Учитывая, что объем противопожарных знаний дети усвоят в течение ряда лет, можно определить комплекс задач, направленных на достижение поставленной цели - формирование целостного представления о пожарной безопасности.
КОМПЛЕКС ЗАДАЧ И ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Задачи Подзадачи Формы решения задач
1. Иметь представление о труде пожарных. 1. Формировать интерес к труду пожарных
2. Иметь представление:
- о работе боевого расчета
- о пожарной технике
- о работе госпожнадзора
3. Формировать представление о действиях боевого расчета, тактике тушения пожара
4. Показать взаимосвязь пожарных подразделений (диспетчер-боевой расчет-госпожнадзор)
5. Показать взаимосвязь оперативных служб: 01, 02, 03, 04. 1. Чтение литературы
2. Экскурсии в пожарную часть
3. Беседа инспектора 4. Оформление выставки
5. Проведение музыкальных и спортивных развлечений
6. Дидактические игры
7. Создание условий для сю-жетно-ролевой игры
2. Формировать чувство повы-шенной опас-ности, исходящей от огня 1. Знать свойства и качества предметов с точки зрения их пожарной опасности (горимости)
2. Знать свойства огня
3. Уметь правильно обращаться с огнем
4. Формировать определенное отношение к предметам – повышенным источникам по-жарной опасности 1. Экспериментирование по выделению свойств и качеств предметов
2. Чтение литературы с последующим анализом
3. Творческий рассказ типа: "Как бы поступил ты. ", "Закончи рассказ", "Измени рассказ, чтобы у него был хороший конец"
3. Понимать необходимость соблюдения правил пожарной безо-пасности 1. Знать причины пожаров
2. Знать основные правила по-жарной безопасности
1. Дидактические игры
2. Проведение викторин, развлекательных занятий
3. Аппликатирование 4. Оформление выставки 5. Составление рассказов
по плакатам
6. Иллюстрирование правил пожарной безопасности
7. Чтение литературы. 8. Заучивание стихов на
противопожарные темы 9. Сюжетно-ролевые игры в "дом" и "пожарную часть" 10. Изготовление предуп-редительных плакатов для группы, детского учреждения, для дома
4. Уметь вести себя в случае пожара 1. Уметь ориентироваться в пространстве помещения (группы, квартиры)
2. Выделять на плане выход
из помещения
3. Знать первые действия при пожаре
4. Знать порядок действий при пожаре 1. Создание специальных ситуаций
2. Работа с планами на занятиях и в повседневной жизни
3. Сюжетно-ролевая игра «дом»
Данные задачи и подзадачи могут быть успешно решены только при перспективном планировании мероприятий.
Перспективное планирование для младших групп
1. Чтение стихотворения С. Маршака "Кошкин дом".
2. Драматизация "Кошкин дом".
3. Рассматривание плакатов, иллюстраций на противопожарную тематику.
4. Заучивание русской народной песенки "Пожар" на стихи К. Чуковского.
5. Рассматривание памятки "Детям об огне".
Перспективное планирование для средних возрастных групп
1. Чтение рассказа Т. Фетисова "Куда спешат красные машины".
2. Демонстрация пожарной техники с последующей изодеятельностью. (По договоренности возможен приезд пожарной машины с боевым расчетом на территорию детского сада).
3. Знакомство с пожарной техникой, экипировкой бойцов через иллюстрации. Чтение стихотворений, составление загадок на противопожарные темы.
4. Чтение с пересказом рассказа Л. Толстого "Пожарные собаки".
5. Беседа по плакатам. Цель: определить причины пожара, ущерб от него, описать эмоциональное состояние пострадавших.
6. Чтение стихотворения С. Маршака "Пожар".
7. Серия занятий по знакомству с правилами поведения в случае пожара.
8. Оформление родительского уголка по правилам поведения в случае пожара.
9. "Осторожно с огнем!". Познавательное занятие.
10. Оформление группы наглядной агитацией.
11. Развлечения в течение года: "Путаница", "Кошкин дом", "Жил на свете слоненок".
12. Дидактические игры: "Слушай внимательно", "Угадай профессию", "Разложи по порядку", "Собери картинку".
13. Серия разнообразных занятий по знакомству и работе с планом, схемой.
14. Оформление стенда "План эвакуации из группы, из моей комнаты".
15. Создание специальных ситуаций. Цель: отработать действия ребенка при пожаре.
16. Подвижная игра "Огонь, вода и едкий дым". Изготовление специальных атрибутов к игре.
17. Встреча с инспектором госпожнадзора. Разучивание к встрече стихов, частушек, пословиц.
18. Чтение стихов на противопожарные темы.
19. Чтение сказки А. Шевченко "Как ловили уголька" и "Рассказ о неизвестном герое" С. Маршака.
20. Пересказ произведения Л. Толстого "Солдат".
Перспективное планирование для старшего дошкольного возраста
Сентябрь
1. Оформление выставки детского творчества по пожарной безопасности.
2. Аппликатирование плаката "Не забудьте отключить".
3. Спектакль "Прогулка по лесу". При подготовке к нему разучить песню "Картошка" Л. Шаинского, повторить правила пожарной безопасности.
4. Чтение стихотворения на противопожарную тематику.
Октябрь
1. Познавательное занятие "Знакомство со службой 01", чтение стихотворения, разучивание загадок, пословиц на противопожарные темы.
2. Познавательное занятие "Взаимодействие пожарных подразделений", чтение стихотворения.
3. Познавательное занятие "Взаимодействие служб спасения", чтение стихотворений.
4. Встреча с командиром боевого расчета.
5. "Действия при пожаре". Создание специальных ситуаций.
6. Спортивный праздник с включением в него эстафеты "Кто быстрее потушит пожар", подвижная игра "Огонь, вода и едкий дым".
Ноябрь
1. Оформление выставки детского творчества по правилам пожарной безопасности "Правила пожарной безопасности - твои и мои".
2. Создание специальных ситуаций. "Твои первые действия при пожаре"
3. Иллюстрирование причин пожара "Отчего происходят пожары". Использование плакатов.
Декабрь
1. Познавательное занятие "Знакомство с приборами освещения" (с последующей изодеятельностью).
2. При подготовке к Новому году разучить материал по пожарной бе- зопасности, частушки, стихи. Обратить внимание детей на правильное поведение возле елки.
3. Викторина "Берегите жилище от пожара".
Январь
1. Встреча с инспектором госпожнадзора. Чтение стихотворения на противопожарную тему.
2. Викторина "Чтобы не было пожара".
3. Создание специальных ситуаций "Эвакуация из помещения".
4. Чтение стихотворений на противопожарную тематику.
Февраль
1. Оформление альбома о труде пожарных, иллюстрирование загадок.
2. Приглашение гостей из пожарной части. Подготовить концерт "Ночью и днем - осторожно с огнем!». Подготовить монтаж из стихов, драматизацию.
Март
1. Познавательные занятия «Знакомство с электричеством».
2. Чтение стихотворений на противопожарную тематику.
Апрель
1. Познавательное занятие "Пожар в лесу" (с последующей изодеятельностью). Разучивание произведений устного народного творчества.
2. Экскурсия в пожарное депо для знакомства с пожарной техникой, оборудованием. Чтение стихотворения на противопожарную тематику.
3. Оформление выставки художественной литературы "Писатели – о пожаре".
4. Спортивный праздник "Смелые пожарные".
5. Чтение произведений на противопожарную тематику.
Май
1. Познавательное занятие "Знакомство с пиротехникой" (с последующей изодеятельностью).
2. Закончи сказку "Птичка-невеличка и большой пожар".
3. Конкурс детского рисунка "Я и огонь" (с последующим награждением). Организовать просмотр детских рисунков в пожарной части или в соседней школе.
Июнь
1. Познавательное занятие "Правила поведения на природе".
2. Летний праздник с включением тем по пожарной безопасности.
3. Викторина "Почемучка в гостях у юных пожарных" (с элементами народного творчества, разучиванием частушек).
На протяжении всего года в работе с детьми используются дидактические игры типа "Найди ответ", "Разложи по порядку", "Домино", «Лото» (см. в «Дополнительных материалах»).