Позитивная социализация детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Марина Валентиновна Рюгина-Семенова
Позитивная социализация детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Аннотация. В статье рассматривается дошкольный возраст как благоприятный период для социального развития, посредством социальных отношений задействованных в процесс социализации детей, как фундамента становления и проявления социальной культуры во взрослой жизни.

Ключевые слова: позитивная социализация, социальное развитие, новообразования, социальная ситуация развития, толерантность

Дошкольный возраст является благоприятным периодом для социального развития, и значимым для вхождения ребенка в мир социальных отношений, так как сам процесс социализации детей дошкольного возраста вводит ребенка во взрослую жизнь, являясь фундаментом в становлении и проявлении социальной культуры.

Как и прежде актуальна проблема социального развития ребенка, т. к. одной из целевых установок ФГОС ДО (5) является создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе игра как ведущего вида деятельности, содействия и сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития.

Еще Л. С. Выготский (2, писал в своих работах о том, что социальная ситуация развития ребенка представляет собой исходный момент для всех динамических изменений и новообразований, происходящих у ребенка-дошкольника. И здесь основным источником развития является окружающая действительность, которая и определяет путь, по которому ребенок приобретает новые свойства личности и как следствие - формирует индивидуальность в процессе социального развития.

Согласно выше сказанному, социальная ситуация развития – это соотношение внешних условий, воздействующих на ребенка, и его внутреннее отношение к этим условиям, т. е. среда ДОУ, культура общения и взаимодействия взрослого с ребенком, ребенка со сверстниками, разнообразие видов деятельности, соотносящихся с возрастом ребенка – все это компоненты позитивной социализации дошкольника.

Поэтому, социализация детей дошкольного возраста - процесс длительный, критериальный и динамический. Он вступает в зависимость от успешно пройденного адаптационного процесса, в котором ребенок постепенно принимает на себя определенную роль, отображаемую социумом. Так ребенок приобретает опыт поведения в соответствии с требованиями макро- и микро- социума, т. е. говоря педагогическим языком, называются факторами социализации. Влияние категорий социализации выступает внешним фактором, определяет содержание и формы социализации ребенка, а также направления формирования его социальной компетентности. Следовательно, к внутренним факторам социализации относят возрастные и индивидуальные особенности самого ребенка, которые реализуются в субъективной, эмоционально-волевой, личностной системе социальных отношений и формировании картины мира (1).

Личностные структуры (1,такие как: темперамент, характер закладываются в первые годы жизни, следовательно, на семью и дошкольные учреждения возлагается нравственно-патриотическая ответственность по воспитанию личностных качеств у детей дошкольного возраста. Современная практика дошкольного образования реализует образовательный стандарт, где четко определено, что в каждом ДОУ необходимо создавать условия для полноценного социального развития детей: предоставлять ребенку возможность проявлять социальную мотивацию, способность самостоятельно выбирать адекватный ситуации стиль поведения, совершенствовать личные отношения с окружающими.

Поэтому, считаю целесообразно в ДОУ создать следующие условия для успешной социализации детей:

Эмоциональное благополучие ребенка – это душевный комфорт ребенка. Создание комфортной атмосферы, способствующей развитию индивидуальности, творчества, навыков созидательной деятельности и достижения жизненного успеха каждого ребенка-индивидуума.

Положительные динамические отношения ребенка к окружающим людям, воспитание уважения и терпимости, соучастия, сопереживания, сотрудничества, сопричастности и толерантности.

Развитие социальной коммуникативной компетентности ребенка, т. е. способность устанавливать и поддерживать необходимое эффективное взаимодействие с другими членами социума, сотрудничать, слушать и слышать, распознавать эмоциональные переживания и состояния других людей, выражать собственные эмоции в рамках адекватного, конструктивного поведения.

Развитие социальных навыков детей, помогающих установить доброжелательные отношения, чувствовать себя комфортно в любой обстановке, готовность общаться с другими людьми, способность адаптироваться, мобилизоваться, регенерировать, рефлексировать.

Обогащение предметно-пространственной среды, наполнение которой предоставляет ребёнку возможность для саморазвития, самосовершенствования.

Многие согласятся со мной, что при всех самых замечательных условиях, созданных в детском саду, дошкольное образовательное учреждение лишь дополняет воспитание, получаемое ребенком в семье, т. к. приоритетным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта является семья. Ребенок в семье учится общению, приобретает первый социальный опыт, учится социальному ориентированию, лабильности и динамической мобилизации собственных ресурсов. Признание приоритета семейного воспитания требует нового отношения к семье и новых форм работы с семьями со стороны дошкольного учреждения. Согласна с мнением Е. А. Ключниковой (4, которая утверждает, что одной из главных задач педагогов детского сада является создание полноценного социального сотрудничества в триаде “педагог-дети-родители”, оно успешно и уникально.

Согласно данным исследований Антоновой Т. В., Смирновой Е. О., Стеркиной Р. Б. уровень социализации ребенка в условиях ДОУ целесообразно контролировать с помощью определенных критериев. Такими показателями успешного социального развития дошкольникав детском саду могут служить следующие умения ребенка: войти в детское общество; действовать совместно с другими; следовать и уступать общественным нормам; контролировать свои желания и др.

Осознав и проанализировав ФГОС ДО (1, мы видим, что основные требования стандарта связаны, в первую очередь, с психическим и физическим здоровьем ребенка. Во главу - ставится личность дошкольника, его способности и возможности; его желания и отношения.Теперь перед педагогами стоит задача пересмотра приоритетов профессиональной деятельности: ориентация не на систему знаний, умений и навыков, усвоенных ребенком, а на формирование у детей умений быстро адаптироваться к новым ситуациям, проявлять гибкость, налаживать социальное партнерство и эффективные коммуникации, находить решения сложных вопросов, используя разнообразные источники информации. Исходя из выше перечисленного, резюмируем, что формирование личностных качеств дошкольника, возможно только при условии его позитивной социализации.

Список литературы

1. Божович Л. И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности Под. ред. Д. И. Фельдштейна - М.: Меж. пед. Академия, 1995. - 212 с.

2. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4. Детская психология/Под. ред. Д. Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 1984. - 432 с

3. Н. В. Иванова Социальное развитие детей в ДОУ: Методическое пособие. - М.: Творческий центр, 2008.

4. «Прикоснутся к ребенку сердцем». Формирование педагогической грамотности семьи в воспитании гуманных чувств и отношений у дошкольниковв процессе взаимодействия ДОО с родителями воспитанников Текст: учебно-методическое пособие / под общей редакцией Е. А. Ключниковой. –Ульяновск: Издатель Качалин Александр Васильевич, 2017. – 208с.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. (утв. Приказом Министерства образования науки РФ от17 октября 2013г. №1155)

Публикации по теме:

Доклад на тему «Управление качеством дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО» По словам В. И. Слободчикова, качество дошкольного образования -это качество жизни ребёнка. Понятие «качество» многогранно и с позиции каждого.

Городское методическое объединение «Позитивная социализация детей с особенностями в развитии в условиях реализации ФГОС»Городское методическое объединение «Позитивная социализация детей с особенностями в развитии в условиях реализации ФГОС» План - конспект мероприятия 1. Открытие МО Демонстрация видеоролика 2. Открытые показы: I этап Педагогический блок 1. Физическое развитие.

Интеграция образовательной области «Социализация и коммуникация» в условиях реализации ФГОС дошкольного образования Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается.

Лэпбук как средство обучения в условиях реализации ФГОС дошкольного образованияЛэпбук как средство обучения в условиях реализации ФГОС дошкольного образования В настоящее время проблема формирования познавательной активности детей дошкольного возраста очень актуальна. Исследования показывают, что.

Мониторинг качества дошкольного образования в условиях реализации ФГОС до Мониторинг в условиях ФГОС ДО (Слайд 1) На сегодняшний день проблема мониторинга и педагогической диагностики остается актуальным вопросом.

Особенности работы с родителями в условиях реализации ФГОС дошкольного образования Особенности работы с родителями в условиях реализации ФГОС дошкольного образования В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской.

Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОСПреемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС Подготовила выступление МДОУ «Шелангерский детский сад «Родничок» Звениговского района Республики Марий Эл Аканаева Л. Г. Преемственность.

Опыт работы с родителями в условиях реализации ФГОС дошкольного образования С введением ФГОС ДО изменились требования к работе с родителями в дошкольных учреждениях. Одной из целей дошкольного образования является.

Работа с родителями в условиях реализации ФГОС дошкольного образования Вишняк Наталия Работа с родителями в условиях реализации ФГОС дошкольного образования Чепелева С. Л., Вишняк Н. А. С введением ФГОС ДО.

Обеспечение качества дошкольного образования в условиях реализации ФГОС Выступление на совещании заведующих ДОУ Выступление на совещании заведующих ДОУ Куртамышского района Пронько Натальи Николаевны, заведующего.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Позитивная социализация детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
Опубликовано: 15 марта 2018 в 20:10
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 апреля. День звёздного неба на МААМ

Звёздное небо в ясную погоду – это самая грандиозная и завораживающая картина, которую только можно придумать. Мы ещё так мало знаем об этих далёких мирах! Но этих знаний хватит, чтобы сформировать у...

11 апреля. День березы

Белоствольной красавице, символу России, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы рассказать детям про березу и увлечь интересным...

Развивающая среда в нашей группе. Уголок уединения
Развивающая среда в нашей группе. Уголок уединения. В ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и...
Физкультурный досуг «Наши ножки топают, а ладошки хлопают» с детьми раннего возраста
Цель. Развитие двигательной активности. Задачи. Развивать умение повторять движения за воспитателем. Воспитывать активность в ходе досуга. Закрепить...
Групповая работа «На просторах Вселенной»
К 60-летию со дня первого полета человека в космос мы с ребятами на занятиях кружка сделали групповую работу, которую назвали «На просторах Вселенной»....