Людмила Ротгамель
Особенности работы с родителями в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности работы с родителями в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития
личности ребенка».
Публикация «Особенности работы с родителями в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» размещена в разделах
Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО, который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.
Моя статья о том, какие особенности в работе с родителями в условиях реализации ФГОС ДО используются в дошкольных группах БОУ «Колосовская средняя школа».
В результате работы мы определили, что формы работы с семьей, направленные на взаимодействие с широким кругом родителей, со всем родительским коллективом не дают должных результатов, так как в этих условиях невозможно узнать индивидуальность семьи и ребенка, его проблемы и успехи, сблизиться и активизировать и работать сообща.
Хотелось бы поделиться нашим опытом работы с родителями.
Из опыта работы, мы видели, что родителей мало интересуют информационные стенды, однообразными родительскими собраниями. Поэтому мы решили всю информацию выкладывать на сайт школы наши новости, анонс, наши успехи и т. д. В каждой дошкольной группе ведется переписка педагогов и родителей «Почтовый ящик» задаются вопросы, предложения, советы и опускается родителями в «Почтовый ящик» воспитатель или специалист готовят ответы и на встречи с родителями отвечают.
Мы ушли от слова родительское собрание встречи с родителями у нас называются «Родительский вечер», «Душевный разговор», «Гостиная для родителей». Мы перешли к нетрадиционной форме проведения "родительского собрания". В форме душевного разговора приглашаются те родители, чьи дети имеют проблемы: агрессию, плохо справляется с развивающими задачами. Родительский вечер, начинается с выступления детей показ кукольного спектакля или театрализованной сценки, мини концерта и т. д., а затем по теме проводится встреча, ну какой из родителей откажется придти посмотреть на своего ребенка. Поэтому родительская посещаемость 90%. В гостиной для родителей, родители сами делятся опытом воспитания, и образования детей предлагают темы для рассмотрения различных вопросов. С удовольствием и в большинстве приходят на них. Так же проводятся мастер-класс, не только педагоги обучают родителей различным приемам рисования, лепки, аппликации, но и родители сами демонстрируют свои достижения в области воспитания и образования детей. Мы создали атмосферу взаимопонимания, через общие интересы. Каждый педагог в своей группе визуально родителей разделил на подгруппы:
Родители – лидеры, активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей.
Родители – исполнители, которые заинтересованные, и желающие решить проблемы.
Родители – критические наблюдатели - равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же». Зная все это педагогу легче спланировать работу с родительским коллективом.
Важным считаю культурно-досуговое направление, целью которого является установление теплых доверительных отношений, налаживание эмоционального контакта между педагогами и родителями, а главное между родителями и детьми.
Мы стараемся увлечь детей и родителей общим делом : выставки, конкурсы, оформление книг, изготовление игрушек, участие в развлечениях, занятиях, проектах, принятия участия в экскурсиях и т. д. Самое главное, что в процессе этих совместных дел дети и родители чаще общаются.
Если мы, проводим конкурс для родителей и детей, то стараемся, чтобы его итогом был развлекательное мероприятие. Все семьи, принявшие участие в мероприятии стараемся отметить дипломами, сертификатами, медалями.
Очень нравится родителям такая форма взаимодействия, как мастер- класс. Родители вместе со своими детьми учатся практическим навыкам рисования, аппликации, лепки, оригами, квилинг. Удачно прошли мастер- классы «Весенний цветок», «Грачи прилетели»,
«Музыка с мамой». Но и мы не упускаем возможности поучиться у родителей. Родители провели для педагогов мастер-класс «Готовим с мамой салат из овощей», «Рисуем пальчиком осенний лес». Постоянно организуем персональные семейные выставки. Это повышает статус семьи, активизирует других родителей. А самое главное, как гордятся своей семьей дети!
Наши родители с большим желанием участвуют в мероприятиях и развлечениях, потому что они ни когда не бывают пассивными зрителями. Мы их привлекаем к исполнению разнообразных ролей в утренниках и спектаклях.
Традиционными стали спортивные мероприятия «Мама, папа я спортивная семья!», «Зимняя спартакиада», «День здоровья для всей семьи».
Программу досугов составляем так, чтобы было время для игр и конкурсов, в которых дети могли бы поучаствовать вместе с родителями.
Активно помогают нам родители в создании развивающей предметно- пространственной среды. Изготавливают своими руками много игр и игрушек для детей, ежегодно оборудуют прогулочные участки, принимают участие в субботниках, санитарных днях, ремонте группы.
Хочется остановиться на участии родителей в проектной деятельности. Каждый год дети вместе с родителями участвуют в исследовательских проектах. Семьи под руководством педагогов групп, проводят опыты, составляют презентации.
В образовательном процессе родители тоже принимают активное участие. В соответствии с Законом Российской Федерации об образовании часть программы должна быть направлена на учет индивидуальных потребностей, мотивов, интересов детей, членов их семей, обусловленных особенностями индивидуального развития дошкольников, спецификой национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, сложившимися традициями детского сада, а также возможностями семей. При составлении основной общеобразовательной программы дошкольного образования в части, формируемой участниками образовательных отношений, родителями приняли активное участие в выборе парциальных программ.
Для поддержки образовательной деятельность дома родителями активно используются пособия из серии «Школа Семи Гномов», которая охватывает все основные образовательные области и направления развития ребенка. На информационной доске для родителей воспитатели указывают те разделы пособий, которые следует использовать для занятий на текущей неделе дома.
Взаимодействие родителей и образовательного учреждения редко возникают сразу. Это длительный процесс, долгий кропотливый труд и постоянный поиск новых путей сотрудничества с родителями.
«… дошкольник не эстафета, которую передаёт семья в руки педагогов образовательного учреждения. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов…