Елена Козлова
Познавательная игра-викторина «Знатоки природы».
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
- систематизировать и обобщить знания детей о природе родного края;
- воспитывать чуткое отношение к природе родного края, потребность любить и беречь ее.
Предшествующая работа:
1. Беседы: болото - обитатели и растительный мир болота, лес - растения и животные леса, река и ее обитатели.
2. Заучивание стихов, пословиц, поговорок, загадывание загадок.
3. Чтение художественной литературы: Г. Х. Андерсен «Дочь болотного царя», знакомство с «Красной книгой», рассматривание иллюстраций, картинок, чтение журналов.
Ход занятия:
Воспитатель:
Публикация «Познавательная игра-викторина „Знатоки природы“,» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Игры для детей
- Экологические викторины. Знатоки природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2013
- Дорогие ребята, уважаемые гости! Сегодня мы проводим игру, которая называется «Знатоки природы».
- Наблюдать за нашей игрой будет профессор экологических наук «Береги-Охраняй», прошу его поприветствовать.
- Ребята, постарайтесь показать профессору свои знания о природе родного края.
- Вопросы вам будут задавать ваши родители, а вы постараетесь правильно на них ответить.
Итак, уважаемые игроки, прежде чем занять свои места прошу вас сказать свой девиз.
Девиз: (дети встают в круг, и, взявшись за руки, произносят слова)
«Мы дружная команда
Мы весело живем,
Природу очень любим,
В обиду не даем!»
Дети садятся на свои места.
Воспитатель: Внимание, первый раунд!
- Тему первого раунда вы узнаете, отгадав загадку:
Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе.
Узкий кончик - в роднике,
А широкий – в море. (река)
- Внимание на экран! (вопросы задают родители)
1. Назовите самую большую реку нашего края. (Обь)
2. Какая рыба водится в реке Оби? (осетр, стерлядь, нельма, муксун, язь, щука, окунь, плотва, судак, лещ, сырок, карась)
3. Почему налима называют «донной рыбой»? (налим держится вблизи дна)
4. Когда налим мечет икру? Почему? (большинство рыб мечет икру весной и летом, а налим мечет икру с ноября по март, в холодную воду. В это время врагов у него меньше)
5. Какая рыба изображена на гербе с. Александровского? (осетр)
6. Почему осетра называют «Рыбьим князем»? (осетра издавна считали самой главной, самой вкусной и питательной рыбой. «Осетр – князь рыбий» - говорили люди, он занесен в Красную книгу).
7. Назовите рыбу – хищницу, обитающую в реке Оби. Как ее еще называют? (щука, «речной волк», «санитар реки».
Воспитатель:
- Ребята, какое значение имеет река для человека?
Ответы детей:
- река дает нам рыбу
- на реке мы отдыхаем, купаемся
- по реке ходят пассажирские и грузовые теплоходы
- по реке сплавляют лес
- вода нужна фабрикам и заводам
- река – это дом, еда для рыб, животных, птиц и растений
Воспитатель:
- Чем мы можем помочь реке и ее обитателям?
Ответы детей:
- содержать воды рек и озер в чистоте.
- чтобы вода не загрязнялась, нужно строить очистные сооружения
- необходимо сохранять лесные массивы по берегам рек, чтобы таежные реки были полноводными.
- опасны для реки моющие средства (много фосфатов)
- пока растут водоросли, особой беды для реки нет (как только они начинают разлагаться, сокращается количество кислорода, страдают рыбы.
- в зимнее время делать на реке лунки. Для насыщения воды кислородом.
Воспитатель:
- Река – это ценный дар природы, необходимый для жизни.
Воспитатель:
- Я предлагаю отдохнуть и провести игру «Огонь, вода, земля, небо»
Воспитатель: Внимание! Второй раунд!
- Тему второго раунда вы узнаете, отгадав загадку:
Все обходят это место
Здесь земля, как – будто тесто,
Здесь осока, кочки, мхи…
Нет опоры для ноги. (болото)
- Внимание на экран! (вопросы задают родители)
1. Что такое болото? («Это особый мир, отдельно живущий своей жизнью, имеющий постоянных обитателей и временных гостей. Свои голоса. Свои шумы. И главное свою тайну». Ги Де Мопассан)
Ответы детей:
- почва неустойчивая, водянистая, покрыта мхом
- топкое место со стоячей водой и др.
2. Какая поверхность земли преобладает в нашем Александровском районе? (болотистая)
3. Для кого болото является домом? (лягушки, жабы, змеи, мошки, комары, пауты, слепни; по болотам гнездятся и кормятся многие птицы: тетерева, глухари, рябчики, белые куропатки, журавли, кулики, гуси, трясогузки; полакомиться на ягодные россыпи болот приходят: медведь, лось, ласка.)
Воспитатель: Внимание! Черный ящик!
(музыкальное сопровождение)
- отгадав загадку, вы узнаете, что находится в «Черном ящике» :
На моховой кочке
Посреди болот
В аленьком платочке
Ягодка растет,
Хоть на вкус она кисла,
Детям ягодка мила… (клюква)
4. Почему клюкву в народе называют «журавлиной ягодой»? (перед отлетом журавли любят побродить по болоту, поклевать красную клюкву)
Воспитатель: «Клюкву солнце печет, дождь сечет, а журавль ждет, когда она алым пламенем полыхнет»
5. Какие ягоды растут в болотистых местах? (клюква, брусника, морошка, голубика, черника)
Музыкальная пауза.
Песня «Лесная прогулка»
6. Загадка:
«В «Кащеевом» царстве,
На моховой кочке
Розеткой лежат медвяные листочки.
Их сок, как росинки, на солнце сверкает,
Бесславную смерть комару обещает». (росянка)
7. Росянка – это растение или животное? (Это растение, потому что у нее есть корень, стебель, листья и цветы; ее листья покрыты волосками на концах, которых блестят капельки клейкого сока, похожих на капельки росы, это привлекает насекомых, которые садятся на растение и приклеиваются, лист закрывается и росянка получает дополнительное питание.)
8. Назовите растения, которые растут на болоте. (осока, кубышка, мхи, калужница, белокрыльник, багульник и др.)
Воспитатель:
- Ребята, нужны ли нам болота? Почему? Какая от них польза?
Ответы детей:
- красота
- лекарство
- еда для животных и растений
- оно дает нам торф: удобрение, подстилка для животных
- ягоды, грибы
- очищает воздух, насыщает его кислородом
- поддерживает полноводность
- очищает воды
Воспитатель:
- Заповедными должны стать болота, дающие высокие урожаи клюквы и богатые лекарственными растениями.
Воспитатель: Внимание! Третий раунд!
- Тему третьего раунда вы узнаете, отгадав загадку:
Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят:
Ваню – земляникой,
Таню – костяникой,
Машеньку – орешком,
Толю – сыроежкой,
Катеньку – малинкой,
Васю – хворостинкой. (лес)
- Тема 3 раунда «Лес», я предлагаю прогуляться по лесу.
Физминутка.
В лес гулять мы пошли,
В брод ручей перешли,
Небывалой высоты
У ручья растут цветы.
Посмотри по сторонам
Что же лес подарит нам?
Наклонись, сорви малинку
И клади ее в корзинку.
Крепкий беленький грибок
Мы положим в кузовок.
- Внимание, на экран!
1. Что такое лес?
Ответы детей:
- лес – это родной дом растениям и животным
- лес – это зеленый наряд нашей Земли
- там где лес, всегда чистый воздух
- лес- это наш друг, задерживая влагу, он помогает человеку выращивать хороший урожай
- лес- это кладовая природы, щедро отдающая свои плоды: грибы, ягоды, орехи, травы
- лес – это богатство и краса, береги наши леса!
Воспитатель:
- Лес – это все равно, что многоэтажный дом, в котором живет много разных обитателей, деревьев, кустарников, ягод, трав и цветов. Они хорошо приспособлены к жизни в лесу, и все нужны друг другу.
- Ребята, а как вы понимаете эту пословицу: «Возле леса жить – голодному не быть»
2. Какие деревья растут в нашем крае? ( Хвойные: ель, сосна, кедр, лиственница, пихта; лиственные: береза, осина, тополь, рябина, черемуха)
3. Какое дерево называют «Символом России», «Русской красавицей»? (береза)
4. Ягодами какого дерева зимой питаются птицы, его ягоды обладают лечебными свойствами? (рябина)
5. Листья какого дерева «и без ветра трепещут»? (осина)
6. Какое дерево называют поющим? Почему? (ель)
7. Кору какого дерева никогда не обгладывают зайцы? Почему? (черемухи, она ядовита)
Воспитатель:
- Вспомните приметы о черемухе.
- черемуха зацветает – начинается похолодание
- если дерево усыпано цветами- лето будет прохладным и дождливым
8. Какие животные живут в наших лесах? (медведь, заяц, волк, лиса, соболь, барсук, рысь, белка, лось, норка, бурундук, куница и др.)
9. Как называют зайчат, родившихся ранней весной и осенью? (весной – настовик, осенью – листопадник)
10. Чей дом может занять лиса? (барсука, он прекрасный строитель, чистюля и не любит когда сорят возле его жилья)
11. Почему волки воют? (передают послания о добыче, сообщают, что лесная территория уже занята их стаей)
12. Кто становится вожаком волчьей стаи? Почему в народе говорят «Волка ноги кормят»? (самый сильный, умный и опытный волк; волки не делают запасов на зиму, серому приходится пробежать много километров, чтобы найти добычу)
13. Что делают белки, если корма в лесу не хватает? (они переселяются на новые места, ищут леса, где много корма)
Воспитатель:
- Ребята, давайте вспомним и назовем правила «Друзей природы»
Ответы детей:
- не ломать деревья
- не сбивать грибы, даже несъедобные
- не обрывать паутину и не убивать пауков
- не разорять птичьи гнезда
- не разорять муравейники
- не оставлять после себя мусор
- не разжигать костров.
Воспитатель:
- Правильно, ребята, если вы пришли в лес, будьте внимательны, смотрите под ноги, не шумите, не беспокойте лесных обитателей. И тогда лес откроет вам свои секреты.
- Чтобы лес приносил пользу, нужно беречь и охранять его!
М. М. Пришвин сказал «Охранять природу – значит охранять Родину!»
Дети читают стихи:
1. Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься,
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни!
2. Пора бы человечеству понять,
Богатства у природы отбирая,
Что Землю нужно тоже охранять:
Она, как мы, такая же – живая!
Дети исполняют песню о Родине.
Профессор «Береги – Охраняй» :
- Ребята, я убедился, что вы являетесь настоящими «Знатоками природы», знаете и любите свой край, а значит любите свою Родину. Молодцы!
А теперь я хочу вам вручить памятные медали.