Получи документы

Познавательная сказка «В мире звуков» для детей старшего дошкольного возраста

валентина долгушина
Познавательная сказка «В мире звуков» для детей старшего дошкольного возраста

Познавательная сказка

«В мире звуков»

Для детей старшего дошкольного возраста

Сегодня я расскажу вам удивительную историю про моего знакомого художника. Он жил большом городе, но часто брал краски, кисти, бумагу и отправлялся рисовать лес, поле или речку. Однажды он отправился лес. Сначала он нарисовал, березку, растущую на опушке, потом пушистую елочку. Все дальше и дальше углублялся художник в лес, рисуя то дерево, то гриб, то лесной цветок. Когда у него закончилась бумага, он решил идти домой. Художник оглянулся вокруг и понял, что заблудился. В лесу стояла тишина, даже птиц не было слышно. Он испугался, бросился бежать, сначала в одну сторону, потом в другую. Лес становился все гуще, а художник очень устал. Он уже не бежал, а медленно брел по лесу и изредка звал на помощь: «А-у, а-у», но никто не отвечал ему и только тихо шумел лес да чуть слышно журчал где - то лесной ручеек. Художник пошел на шум родника. Тонкая струйка воды пробивалась под корнями большой ели. Художник наклонился, чтобы напиться и вдруг… услышал где-то невдалеке непонятные звуки. «Люди!» - обрадовался он и бросился в ту сторону, откуда доносились звуки. Скоро вышел на лесную полянку. Полянка была очень странной: на полянке стоял домик, двери были открыты, но никого не было видно, а со всех сторон неслись необыкновенные песенки – длинные протяжные, то веселые, удивленные, то грустные. «А-а-а-а! О-о-о-о! У-у-у-у! И-и-и-и! Ы-ы-ы-ы! Э-э-э-э!

Публикация «Познавательная сказка „В мире звуков“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

– Кто здесь? – спросил художник – Почему вы прячетесь?

Мы не прячемся: мы необычные жители этой полянки – звуки! – услышал он в ответ

– мы невидимки, нас нельзя увидеть, но можно услышать, мы умеем петь свои песенки. И они запели вот так:

«ААА!», «УУУ», «ИИИ».

Голоса у них были такие – звонкие, напевные, что художник воскликнул: – Ах какие вы голосистые - гласные.

–Как он их назвал? С тех пор эти поющие звуки так и называют – гласными. Гласные звуки – можно петь и тянуть и воздух выходит без преград, потому и двери домика гласных звуков широко открыты. (повторение звуков)

А художнику очень захотелось увидеть звуки, он вспомнил, что у него еще остались краски, попросил звуки встать в ряд, достал красную краску и стал водить кистью слева – направо, справа –налево и вокруг него проступили красные пятна.

– Я вижу вас, вижу! – закричал художник.

С тех пор гласные звуки стали обозначать красным цветом

Каким цветом обозначают гласные звуки?

–Можно ли увидеть звуки?

–Какие песенки пели звуки? Обратить внимание, что губы приоткрыты и звук льется свободно

–Как называют звуки поющие длинные песенки?

–Каким цветом их обозначают?

2. Вы помните нашу сказку о художнике, который отправился рисовать в лес и попал на полянку где жили какие звуки? Я обещала рассказать вам, что произошло дальше, так вот слушайте! Художник попрощался и пошел дальше. Гласные звуки не смогли показать ему дорогу домой, рассказали только где искать следующую полянку.

Художник шел и пел песенку, которую сочинил сам:

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать.

В тёмном лесу звать и аукать,

И в колыбельке Алёнку баюкать,

Но не желают свистеть и ворчать.

Ему уже не было страшно, он быстро шагал по лесной тропинке. Ему не терпелось как можно скорее попасть на другую полянку и узнать, кто-же там живет. Долго ли коротко он шел нам не ведомо, только когда попал на вторую полянку, художник был очень поражен. Тяжелые ветви деревьев низко нависали над ней, полянка была сырой и хмурой, ни одного цветка не росло на ней. На полянке стоял домик, но двери его были закрыты. Художник расстроился.

–Зря я спешил сюда, здесь никто не сможет жить.

И вдруг совсем рядом он услышал то ли пыхтение, то ли сопение: как будто кто-то пытался что-то сказать, но не мог: -М-, -С-, -Р-, -К-, -Ш-….

–Кто здесь, почему я никого не вижу––спросил художник и услышал грустное.

–Мы звуки. Нас нельзя увидеть, мы невидимки!

Звуки? –удивился художник –я хочу вас увидеть– и он достал свои краски, но там осталась синяя краска. Художник взял кисть и начал красить слева направо и наискосок и вокруг него проступили синие пятна.

– Я вижу вас, вижу! – закричал художник.

–А почему вы не поете свои песенки?

– Мы не умеем петь, но очень хотим научиться. –Т –, –В –, –З –, –Д –попытались спеть звуки, но их песенки были очень короткие и звучали так, как будто что-то мешало им петь

–Я отведу вас к звукам, которые умеют петь. Согласны?

«Согласны!» – услышал он в ответ и сказал, что, если они согласны, он так и будет их называть согласными.

– Как назвал? –Как вы думаете, что мешает им петь? А какие преграды встречает согласный звук, выходя из домика? (Губы (П, Б, В, М, язык (Н, Д, Т, Л, зубы (С, З, Р, препятствие для воздуха создается в горле (К, Х)

–А почему дверь в этом домике закрыта?

–Потому что согласные звуки – нельзя петь и тянуть и воздух выходит с преградой.

–Как называют звуки, которые не умеют петь?

–Каким цветом их обозначают?

3. И вот согласные звуки вслед за художником отправились на полянку, где живут гласные звуки. Шли они быстро, ведь художник уже знал дорогу и скоро вышли на полянку. Изумленные согласные звуки застыли на месте : полянка была светлой и радостной и так отличалась от сумрачной сырой полянки, на которой они жили.

Гласные звуки увидели гостей.

–У-у-у-у! – испугался звук -у-.

–Ы-ы-ы-ы! – прорычал звук -ы-, пытаясь напугать непрошенных гостей.

–О-о-о-о! – удивленно воскликнул звук -о-.

–Э-э-э-э! – возмутился звук –э-.

И только звук -а- звонко и радостно запел свою песенку.

–Художник рассказал гласным звукам, что на другой полянке нашел звуки, которые не умеют петь, но очень хотят научиться и попросил помочь им.

Звук –А- подошел к звуку –Н-.

– Вы хотите научиться петь? –спросил он.

–Конечно ответил звук –Н-. Меня зовут –Н-, а тебя?

–Меня зовут –А-. Я очень люблю петь!

–А мы со всеми соглашаемся. Мы шипим, рычим, свистим, мычим, но согласны с вами дружить и петь вместе.

–Ну что ж, я согласен, давай дружить!

Они взялись за руки и закружились в хороводе и запели сначала тихонько: -Н-Н-Н-А-А-А-А, потом все громче. Их голоса слились и уже не было слышно каждого звука, а лилась веселая песенка –на-на-на-.

А вокруг них уже кружились другие звуки и пели свои песенки : «МУ-У, КО-О, ШИ-И, ГУУ, РАА, ДОО, САА, РЫЫ».

С тех пор согласные и гласные звуки так и живут на одной полянке. Они построили новый красивый домик для согласных звуков. Двери домика прикрыты, но звуки часто выходят на полянку, вместе поют свои песенки и называют их «Слог».

А художник попрощался со звуками и отправился домой, но пообещал, что вернется к ним

–Как называют песенки, которые поют два или три звука вместе?

–А вы знаете, что мы с вами можем стать волшебниками и соединить слоги в слова? Давайте попробуем: Ка и ша – получается -, кош и ка –…

–А теперь я назову слово, и мы попробуем разделить его на слоги: луна, вода, ворота

4. Прошло время. Художник живет в городе и рисует свои картины. А на лесной полянке, между тем, события развивались своим чередом. Оказалось, что не все согласные звуки были одинаковые. Одни держались в тени деревьев, ходили гордо выпрямившись и твердо пели свои синие песенки: «Т, П, К, М, С».

А другие любили погреться, понежиться на солнышке и от этого становились мягкими и песенки их звучали мягко: «Ть, Пь, Кь, Мь, Сь». Мягкие согласные и сами не заметили, что стали немного другими.

Вы ведь помните, что художник раскрасил все согласные звуки синей краской? А солнышко, под которым грелись звуки, какого цвета? Солнечные лучи соединялись с синим цветом звуков и… произошло удивительное чудо: они стали… ( опыт: синяя и желтая краски) и с тех пор все мягкие согласные звуки обозначают зеленым цветом.

И твердые, и мягкие согласные продолжали дружить с гласными звуками и петь вместе с ними свои песенки, но песенки звучали теперь по - разному: твердо, если согласный был твердым и мягко, если согласный мягкий. А гласным звукам это очень нравилось и они перебегали от твердого звука к мягкому, от мягкого к твердому, поддразнивая их, лес наполнялся веселыми песенками: ла-ля, лу-лю, лэ-ле, ло-лё. Звуки пели и играли, а, чтобы мы с вами не скучали, давайте превратимся в волшебников: если я превращаюсь в твердый звук и пою вместе с гласным звуком твердую песенку, вы превращаетесь в мягкий звук и должны спеть мягкую песенку и наоборот.

Публикации по теме:

Детский сад — наш второй дом! Интерактивная познавательная папка для детей среднего-старшего дошкольного возрастаДетский сад — наш второй дом! Интерактивная познавательная папка для детей среднего-старшего дошкольного возраста Это оригинальное методическое пособие, которое можно использовать не только в детском саду, но и дома. Стимулом для его "рождения".

Дидактическое пособие «Шкатулка звуков» для детей старшего дошкольного возрастаДидактическое пособие «Шкатулка звуков» для детей старшего дошкольного возраста Цели игры: - развитие фонематического слуха; - формирование навыка звукового и слогового анализа и синтеза слов; - развитие умения выделять.

Доминантное занятие по восприятию музыки детьми старшего дошкольного возраста «В мире музыкальных звуков» Дети свободно входят в музыкальный зал, их приветствует Музыкальный Руководитель. Проговорить с детьми о том, почему люди здороваются и.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [Ш] — [Ж]» для детей старшего дошкольного возраста Конспект открытого подгруппового логопедического занятия «Дифференциация звуков [Ш] - [Ж]» (для детей старшего дошкольного возраста) Обучающие.

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Весенняя сказка» Программные задачи: учить составлять сказку на предложенную тему и изображать её на бумаге, передавая особенности сказочного жанра. Упражнять.

Лэпбук «В мире животных» для детей старшего дошкольного возрастаЛэпбук «В мире животных» для детей старшего дошкольного возраста Лэпбук «В мире животных» для детей старшего дошкольного возраста подготовила Ташбулатова Лилия Радифовна. Уважаемые педагоги предлагаю.

Математическая сказка. Сказка про дружбу. Для детей старшего дошкольного возраста СКАЗКА ПРО ДРУЖБУ. Для детей старшего возраста. Цель: Закрепить порядковой счет до 10,делить числа на две группы предметов используя наглядный.

НОД «Дымковская сказка» для детей старшего дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №12 «Ивушка» Конспект интегрированного занятия.

Осенняя познавательная викторина для старшего дошкольного возраста Цель: Закрепить полученные знания детей о временах года, осенних явлениях природы. Развивать и поддерживать интерес к отгадыванию загадок.

Викторина «В мире насекомых» для старшего дошкольного возраста Цель викторины: Создать у детей положительный эмоциональный отклик. Закреплять представления детей о насекомых. Развивать умение применять.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Познавательная сказка «В мире звуков» для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 9 ноября 2018 в 12:11
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД