Зоя Ивановна Гавриленко
Познавательно-исследовательская деятельность детей как средство формирования интеллектуальной личности дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
" Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал".
В. А. Сухомлинский.
Современные дошкольники - пытливые исследователи окружающего мира. Они готовы к усвоению различного вида опытов, экспериментов, воспринимают их с большим интересом. Экспериментируя, дети познают свойства веществ и предметов, осваивают представления о взаимосвязях, осознают ценность природы. Через любопытство и любознательность у дошкольников возникает познавательная потребность, которая проявляется в поиске новой информации, новых знаний, стремлении задавать много вопросов.
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность детей как средство формирования интеллектуальной личности дошкольника» размещена в разделах
Дошкольники начинают понимать причинно- следственные связи, осваивают приемы классификации, учатся рассуждать, прогнозировать, делать умозаключения, анализировать.
В процессе познавательно-исследовательской деятельности ребенок утверждается в роли активного, сознательного, равноправного участника образовательного процесса, развивающегося по своим возможностям.
Для достижения успеха в познавательно - исследовательской деятельности необходимо :
* Вызвать интерес детей к содержанию деятельности (тайна, сюрприз);
* Предложить доступный для возраста материал;
* Дозировать степень активности взрослого (взрослый- советчик, партнер, ориентир в выборе деятельности).
* Создать доброжелательную обстановку и с вниманием и уважением относиться ко всем мыслям и гипотезам детей.
Чем разнообразнее и интереснее данная деятельность, чем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Исследования представляют ребенку самому найти ответы на вопросы " как?", " зачем?", " почему?"
Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, но знания, добытые самостоятельно, являются осознанными и более прочными.
Тематика познавательно - исследовательской деятельности для детей дошкольного возраста, достаточно разнообразна.
Организация познавательно - исследовательской идет по четырем взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами:
Живая природа - характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, приспособление к окружающей среде, взаимосвязь живой и неживой природы.
Неживая природа - почва, песок, глина, камни, воздух, вода, небесные тела.
Физические явления - магнетизм, вес, электричество, свет и др.
Рукотворный мир - предмет как таковой, материалы и их свойства, преобразование предметов.
Чтобы заинтересовать детей исследовательской деятельностью, необходимо построить предметно-развивающую среду.
В качестве объектов исследования я предлагаю детям, те предметы и явления, которые нас окружают. Стоит только внимательно посмотреть вокруг и можно найти множество интереснейших объектов. Зимой - это снег, лед, сосульки.
Летом - вода, камни, глина и песок.
Например, лужа после дождя - прекрасный объект для наблюдений. Мы с детьми наблюдали за ее испарением, образованием волн, искали водных обитателей.
Или обыкновенный песок - один из самых доступных материалов для исследований в детском саду. Мы с детьми учились различать свойства песка: сухой, влажный, состоит из мелких песчинок, сыплется, лепится, хорошо пропускает через себя жидкость. На влажном песке остаются следы, по ним узнавали, кто проходил, а на сухом оставались только ямки. Затем с детьми сравнивали песок и камни. На участке насобирали камни. Принесли их в уголок природы, рассматривали с детьми, гладили, сжимали, проверяли на прочность, называли их свойства, форму, цвет, твердость, особенность поверхности.
Ноябрь, декабрь, январь - самые короткие дни, в это время хорошо наблюдать за звездами и луной на темном небе.
В декабре мы с ребятами начнем свое наблюдение за луной в фазе полнолуния. Мы с ними договоримся, что они ежедневно по дороге в детский сад будут рассматривать луну и обращать внимание, не изменилась ли ее форма, и, придя в группу, перенесут свои наблюдения на бумагу в виде аппликации, на которой укажем дату.
Организуя любую работу с детьми, стараюсь, чтобы они были не только слушателями и наблюдателями, но и умели отстаивать и высказывать свою точку зрения, даже если она окажется неверной.
Организация познавательно - исследовательской деятельности в нашей группе, началась с несложных экспериментов с водой, испытывали предметы на плавучесть. Предлагала заранее угадать, какие утонут, а какие будут плавать, и, сделав таблицу, занесли в нее результаты исследования.
Мы планируем проводить различные опыты по смешиванию воды с разными веществами: с песком, стиральным порошком, солью, сахаром, кофе, гречкой, фасолью, растительным маслом, акварельными красками, вареньем. Прежде чем добавить в воду очередное вещество, даю возможность им предугадать, что произойдет с веществом, когда оно попадет в воду. Затем выясним экспериментальным путем, что произошло, осталась ли вода такой же прозрачной, или изменила цвет, опустим пальцы и проверим, какая вода на ощупь.
Предложу подумать, как можно разделить полученные смеси. Масло всплывет и его можно собрать ложкой, смесь с гречкой и фасолью пропустить через сито. Но некоторые смеси разделить не сможем. Смешиваются они очень хорошо, но разделить их нельзя. Такая смесь называется раствором. Соленая вода - раствор.
Далее с детьми буду проводить опыты с воздухом, льдом.
Эксперименты с фонариком в темной комнате, (как проходит свет через фольгу, толстую шерстяную ткань).
Опыты с магнитом. Дети узнают, на что способен данный предмет. Предложу для опыта использовать различные приспособления (лист плотной бумаги, книгу, доску, ткань, картон, в том числе через руку человека) как будет действовать магнит, можно ли двигать железные скрепки.
Какая сила притяжения у магнитов разных по размеру?
Все данные опытов и экспериментов будем заносить в таблицы.
Таким образом, работа по организации познавательно - исследовательской деятельности детей дошкольного возраста помогает развивать познавательный интерес, активизирует мышление, способствует формированию научного мировоззрения.
Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям. Родители с большим удовольствием принимают активное участие, помогают в оборудовании уголка экспериментирования, пополнении необходимыми материалами, а также продолжают исследования дома вместе с детьми.
Вывод:
Познавательно-исследовательская деятельность развивает у детей дошкольного возраста познавательный интерес, активизирует мыслительную деятельность, способствует формирования первоначальных понятий.
Предполагаемый результат:
- расширение знаний детей об окружающей действительности;
- активизация словаря;
- развитие интеллекта, любознательности и наблюдательности;