Лилия Морозова
Познавательно-исследовательская деятельность для детей 6–7 лет «Волшебная соль»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, безопасность, художественное творчество (рисование).
Виды детской деятельности : познавательно – исследовательская, коммуникативная, продуктивная.
Предварительная работа: беседа о применении обычной соли в домашних условиях, проведение опыта «выращенные кристаллы соли», создание заготовок для рисования по соли. Дидактические игры «Определи на ощупь», «Узнай на вкус».
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность для детей 6–7 лет „Волшебная соль“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Подготовительная группа
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Темочки
Задачи: Уточнить знания детей о свойствах соли. Продолжать знакомить с видами (каменная, поваренная, морская) и характеристикой соли (минерал, добыча, применение). Развивать навыки экспериментирования. Воспитывать бережное отношение к соли и навыки культурного ее потребления.
Словарь:каменная, поваренная, йодированная, кристаллизация, минеральное вещество, рудник, выпаривание. Палеозойская эра.
Материал: иллюстрации, разные виды соли (каменная, поваренная, морская, крупного и мелкого помола, стаканы с кипяченой водой и чайные ложки (по количеству детей, две емкости со льдом, стаканы с насыщенным раствором соли и веточками с кристаллами, заготовки для рисования (листы картона с нанесенным слоем соли, краски, толстые кисти, баночки с водой, салфетки.
Безопасность: нельзя пробовать и осторожно обращается с морской солью.
Ход ООД:
В-ль: Ребята, сегодня я хочу побеседовать с вами о веществе, с которым вы хорошо знакомы. Чтобы узнать, о чем пойдет речь, предлагаю отгадать загадку: «Отдельно я не так вкусна, но в пище каждому нужна» (соль).
Ответы детей.
В-ль: Правильно, это соль. Прежде, чем я начну свой рассказ, хотелось бы услышать, что вы знаете о соли.
Ответы детей могут сопровождаться опытами-доказательствами.
В-ль: Хорошо. Теперь моя очередь поделиться с вами знаниями. Но перед этим, давайте проведем опыт: возьмем две емкости со льдом, одну из них «посолим» и выставим за окно на мороз. Через некоторое время мы посмотрим, что произойдет (дети проводят опыт самостоятельно под присмотром вос-ля).
И так – соль. В глубокой древности люди добывали соль, сжигая в костре некоторые растения, а золу использовали в качестве приправы. Прошло очень много времени, прежде, чем люди научились получать соль из морской воды, путем выпаривания. Что значит – выпаривание?
Ответы детей.
В наше время – соль – это единственное минеральное вещество, которое люди употребляют в чистом виде. Соль – это пищевой продукт, и мы ее знаем, как мелкие кристаллы белого цвета. На самом деле, соль природного происхождения имеет сероватый оттенок. Производится соль в разных видах : неочищенная (каменная) и очищенная (поваренная, крупная и мелкая, морская (детям предлагается рассмотреть разные виды соли). Напомнить детям о безопасности: нельзя пробовать и осторожно обращаться с морской солью.
На гербах разных городов отмечено изображением то, чем он знаменит или то, что добывают в этом городе (например, в г. Салехард добыча пушнины, поэтому изображена чернобурка).
А изображение соли можно встретить на гербах города Энгельса (бык везет чашу с солью) и Солигалича (три ступки с солью). В этих городах издавна добывают соль (в-ль показывает иллюстрации).
Каменную соль добывают в глубоких рудниках (в-ль показывает иллюстрации). Как она туда попала? – спросите вы. Все очень просто. Месторождения каменной соли находят высоко в горах. В Палеозойскую эру на месте этих гор был океан. В условиях сухого и жаркого климата морская вода испарялась, а соль кристаллизовалась и спрессовывалась в мощные пласты. Что значит кристаллизовалась?
Ответы детей.
В-ль: Правильно, превращалась в кристаллы. Давайте рассмотрим кристаллы, которые мы с вами начали выращивать на прошлой неделе.
Дети рассматривают образовавшиеся кристаллы соли, и объясняют весь процесс проведения опыта.
Беседа с детьми о Морской соли.
В-ль: А вот это ребята что за соль? (воспитатель показывает детям баночку с морской солью). Морская соль.
Каким путем эта соль добывается из моря? - Путем испарения воды под воздействием Солнца (в-ль показывает иллюстрации).
В морской соли есть полезные минеральные вещества?Или нет? - Йод. Значит. Если в соли есть полезные минеральные вещества, то и сама соль – полезна.
Для кого? –(ответы детей).
И не только полезна, но и жизненно необходима, не только для людей, но и для всех живых существ (например, люди специально дают лошадям соль, которой нет в траве и сене).
Конечно, это не значит, что нужно употреблять в пищу много соли. Слишком большое ее количество, может нанести вред. Поэтому - все хорошо в меру.
За многообразие полезных свойств соль называют «белым золотом». Целебные свойства соли были известны с древности. В наше время эти свойства учитывают при изготовлении различных косметических средств и для лечения (например, соляные комнаты, ( вывод: свойства соли - убивает микробы, антисептик).
В Средние века соль играла роль денег, то есть ею расплачивались, и имела она очень высокую цену. Искусство солить мясо и рыбу пришло к нам из Древнего Египта, где были организованы специальные рыбосолельни. Солили египтяне и мелкую птицу. А для чего? Конечно же, для длительного хранения, ведь холодильников тогда не было, ( вывод: свойства соли - убивает микробы, не дает портится продуктам).
На кухне соль можно использовать не только в качестве приправы к различным блюдам. Например, чтобы с легкостью очистить вареные яйца от скорлупы, надо в воду в которой они варятся, добавить немного соли – процесс очистки станет намного легче.
А теперь, давайте вернемся к нашим емкостям со льдом. В-ль достает емкости, дети рассматривают и делают вывод – лед, который посыпали солью, растаял ( вывод: свойства соли - растворяет).
В-ль: Действительно, соль растворяет лед. Поэтому в гололед улицы посыпают солью.
Но и это еще не все. При помощи соли можно создавать картины. И мы сейчас попробуем это сделать. На днях вы делали заготовки для рисования, расскажите как.
Ответы детей.
В-ль: Правильно. А теперь на этих соляных листах вы будете рисовать, используя прием «примакивания». И посмотрим, что у вас получится.
Дети рассаживаются за столы, начинают рисовать. В-ль обращает их внимание, на то, как кристаллы соли передают друг другу цвет, передают информацию.
Почему получается рисунок? Что делает соль? (передает информацию от кристалла к кристаллу).
Дети заканчивают рисовать, рассматривают работы друг друга, в-ль хвалит их за интересные рисунки.
Релаксия:
В-ль: Ребята, вот и подошло к концу наше знакомство с такой «обычной необычной» солью. Что нового вы узнали о соли?
Ответы детей.