Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС в ДОУ

Людмила Соколова
Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС в ДОУ

«Познавательно – исследовательская деятельность

как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС в ДОУ»

Воспитатель: Соколова Л. В.

МБДОУ «Детский сад «Росиночка» г. Тамбов

Перед началом мне хотелось бы процитировать высказывание выдающегося педагога новатора В. А. Сухомлинского.

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».

Формирование исследовательских умений дошкольников одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов. Современный мир столь динамичен и меняется он так стремительно, что выжить в нём, опираясь на наработанные стереотипы невозможно, современный человек должен постоянно проявлять исследовательскую, поисковую активность. Формирование целостного, комплексного, интегративного системно – деятельностного подхода к воспитанию дошкольника является целевой установкой ФГОС.

Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей

исследователи. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность,

постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые

сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты

детского поведения. Исследовательская, поисковая активность –

естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его

познать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное

и неопознанное. Именно исследовальское поведение и создает условия для

того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как

процесс саморазвития.

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение

им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами

практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает

становление мировидения ребенка, его личностный рост. существенную роль

в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность

дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их

процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые

существенные связи с явлениями природы.

Главная цель исследовательского обучения – формирование у ребенка

способности творчески осваивать и перестраивать новые способы

деятельности в любой сфере человеческой культуры, становление у детей

научно-познавательного, практически – деятельностного, эмоционально-

нравственного отношения ко всему, что ребенка окружает.

В исследовательской деятельности появляются творческие способности

ребенка. Последние, в свою очередь, успешно развиваются в ходе

самостоятельного поиска. Природа творчества едина как для взрослого, так и

для ребенка. Поэтому научно-исследовательская деятельность детей

организовывается практически по той же схеме, что и деятельность ученого.

Перед собой мы ставили задачи:

- научить ребенка самостоятельно удовлетворять присущую ему

любознательность (помочь ему ответить на вопросы: почему и зачем, как

устроен мир);

- научить детей практически устанавливать причинно-следственные

связи, родовидовые, пространственные и временные связи между

предметами и явлениями;

- научить детей работать согласованно, единой командой, поскольку

содержание выполняемой работы во многом зависит от решений, принятых

всей группой детей.

Планируя объем и распределяя исследовательские задания, педагог

должен исходить из потребностей детей. Каждый ребёнок в рамках общей

темы имеет возможность для проявления своих творческих способностей,

смог раскрыться с той стороны, где он наиболее силен.

Виды научно-исследовательской деятельности:

1.Исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты

оформляются виде газет, драматизации, детского дизайна, сборников стихов,

рассказов и пр. ;

2. ролево - игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ

персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

3.информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию

и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн

группы, витражи и т. д.);

4. Творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского

дизайна, например "Театральная неделя").

Исследовательская деятельность может включать и следующие формы

работы с детьми старшего возраста:

- познавательное занятие;

- совместная исследовательская деятельность детей с воспитателем (опыты,

эксперименты) в уголке "мини-лаборатория";

-элементарная трудовая деятельность в уголке природы и на участке;

- игры-эксперименты и дидактические игры;

- художественно-продуктивная деятельность;

-экскурсии.

В ходе научно-исследовательской деятельности следует соблюдать ряд

правил:

-проект - не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в

котором им предстоит жить;

- детская проектно-исследовательская деятельность свободна от

обстоятельств.

При выполнении ребёнком исследовательского проекта роль педагога

является ведущей. Педагог непосредственно участвует в эксперименте таким

образом, чтобы быть для детей равноправным партнёром, руководить

экспериментом так, чтобы у детей сохранилось чувство самостоятельности

открытия. Подготовка к проведению экспериментов начинается с

определения педагогом текущих дидактических задач. Затем выбирается

объект, соответствующий требованиям. Воспитатель знакомится с ним

заранее - и на практике, и по литературе. Одновременно он осваивает

технику экспериментирования, если та ему не знакома. Продолжительность

эксперимента определяется и особенностями изучаемого явления, и

наличием свободного времени, и состоянием детей, их отношением к

данному виду деятельности. Предлагая детям поставить опыт, воспитатель

сообщает им цель и задачу, которая должна быть решена, даёт время на

обдумывание и затем привлекает детей к обсуждению методики и хода

эксперимента.

Нежелательно заранее предсказывать конечный результат: у детей

теряется ценное ощущение первооткрывателей. Во время работы не следует

требовать от детей идеальной тишины: работая с увлечением, они должны

быть раскрепощены. В процессе работы воспитатель поощряет детей,

ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход

эксперимента и экспериментальные действия. В то же время он не выпускает

из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и

теряет основную мысль.

Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и

формирование выводов. При формулировании выводов необходимо

стимулировать развитие речи детей путем постановки неповторяющихся по

содержанию вопросов, требующих от детей развернутого ответа. При

анализе и фиксировании полученных результатов необходимо помнить, что

непредусмотренный результат не является неправильным. После

эксперимента дети должны самостоятельно привести в порядок рабочее

место - почистить и спрятать оборудование, протереть столы, убрать мусор и

вымыть руки с мылом.

При правильной организации работы у детей старшего возраста

формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться

самостоятельно искать на них ответы. Теперь инициатива по проведению

экспериментов переходит в руки детей. Они должны постоянно обращаться

к воспитателю с просьбами: "Давайте сделаем так. ", "Давайте посмотрим,

что будет если. ".

В подготовительной группе проведение экспериментов должна стать

нормой жизни. Их надо рассматривать не как самоцель и не как развлечение,

а как наиболее успешный путь ознакомления детей с окружающим миром и

наиболее эффективный способ развития мыслительных процессов.

Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны

воспитания. Всегда необходимо помнить о соблюдении правил безопасности.

Например, все незнакомые сложные процедуры осваиваются в определённой

последовательности:

- действие показывает педагог;

- действие повторяет или показывает кто-нибудь из детей, причём тот,

который заведомо совершит его неверно, что даст возможность

сконцентрировать внимание на ошибке;

- иногда ошибку совершает сам педагог: с помощью такого методического

приема он дает возможность детям сконцентрировать внимание на ошибке,

вероятность совершения которой велика

- действие повторяет ребёнок, который не допустит ошибки;

- действие осуществляют все вместе в медленном темпе, чтобы педагог

имел возможность проконтролировать работу каждого ребенка;

- действие стало знакомым, и дети совершают его в обычном темпе. При

работе с живым объектом ведущим принципом работы является принцип:

"Не навреди". При выборе объекта надо учитывать его максимальное

соответствие целям и задачам, решаемым в ходе эксперимента, отдавая

предпочтение тому,что в процессе эксперимента:

- дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого

объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

- идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительных

процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции

анализа и синтеза, сравнения и классификации, обогащения и экстраполяции.

- развивается речь ребенка так как ему необходимо давать отчёт об

увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.

- происходит накопление фонда умственных приёмов и операций, которые

рассматриваются как умственные умения.

- детское экспериментирование важно и для формирования

самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо

предметы и явления для достижения определённого результата.

- в процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная

сфера ребёнка, творческие способности, формируются трудовые навыки,

укрепляется здоровье за счёт повышения общего уровня двигательной

активности.

Исследовательская деятельность претендует на роль ведущей

деятельности в период дошкольного детства, основу которой составляет

познавательное ориентирование; что потребность ребёнка в новых

впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой

исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего

мира. Чем разнообразнее и интереснее исследовательская деятельность, тем

больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он

развивается.

Публикации по теме:

Психолого-педагогическое сопровождение развития одаренных детей в ДОУ в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования «Психолого-педагогическое сопровождение развития одаренных детей в ДОУ в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования». Психолого-педагогическое.

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы)Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы) Доброго вам времени суток. уважаемые коллеги! Сегодня я решила представить свой небольшой опыт по театрализованной деятельности тема которого".

Деловая игра для педагогов «Познавательно-исследовательская деятельность как средство познавательного развития дошкольников» Цель: расширение знаний педагогов о роли познавательно-исследовательской деятельности в развитии детей старшего дошкольного возраста. Задачи:.

Исследовательская деятельность как источник познавательной активности детей в условиях ФГОС Исследовательская деятельность как источник познавательной активности детей в условиях ФГОС». Цель современного образования – оказать педагогическую.

Консультация «Познавательно-исследовательская деятельность как одно из условий развития детей дошкольного возраста» «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте.

Познавательно-исследовательская деятельность как средство развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС 1 слайд. Познавательно – исследовательская деятельность как средство развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС в ДОУ 2 слайд.

Познавательно-исследовательская деятельность, как средство формирования интеллектуальной личности дошкольника «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте.

Презентация «Портфолио дошкольника как средство индивидуализации личности ребенка в условиях реализации ФГОС» Портфолио дошкольника – это прежде всего копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных.

Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Проект создать – не поле перейти, Мы не искали легкого пути, Мы можем все, хоть мы совсем не боги, В дошкольном.

Реализация системно-деятельностного подхода в ДОУ в условиях внедрения ФГОС «Реализация системно-деятельностного подхода в ДОУ в условиях внедрения ФГОС» «Человек достигнет результата, только делая что-то сам.».

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Транспорт
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС в ДОУ
Опубликовано: 18 января 2018 в 10:52
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Результаты международного конкурса «Лучший педагог года» 2020
Определены победители ежегодного международного конкурса "Лучший педагог года 2020", проводимого в шестой раз на МААМ. В конкурсе приняло участие 55 494 педагогов, опубликовавших 171 598 учебных материалов...
27 января. День снятия блокады Ленинграда

Годовщине снятия Ленинградской  блокады посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей рекомендательной подборкой занятий, чтобы рассказать детям о подвиге блокадников, о том, как им удалось...

27 января. День рождения Моцарта

27 января отмечается день рождения у одного из самых популярных классических композиторов, произведения которого знают во всех странах, все – от мала до велика. Занятия очередного тематического дня мы...

Детский мастер-класс в нетрадиционной технике по обрывной аппликации «Цветок»
Мастер – класс «Цветок» ребята подготовительной к школе группы выполнили в нетрадиционной технике – обрывной аппликации. Материал для выполнения...
Мастер-класс для педагогов «Волшебные пальчики» (мелкая моторика)
Федотова Елена Мастер-класс для педагогов "Волшебные пальчики" ( мелкая моторика) Дети, поступая в 1й класс, сталкиваются с рядом проблем с обучением....
Проект «Новогодняя сказка»
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатель - Субботина Татьяна Викторовна, музыкальный руководитель - Кузнецова...