Иванькова Татьяна
Познавательно-исследовательская деятельность в первой младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Для детей раннего и младшего дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности. Восприятие мира ребенком в этот период жизни идет через чувства и ощущения. Эти дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Как показывает практика, если ребенка в раннем возрасте не научить обследовательским действиям, умению наблюдать, то в дальнейшем он не всегда проявляет устойчивый интерес к деятельности, испытывает чувство страха при ознакомлении с новым предметом. Детям ясельного возраста свойственно наглядно-образное мышление. Для малышей этого возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности. В процессе игры в группах раннего возраста дети начинают принимать участие в совместной экспериментальной деятельности с воспитателем. Пока в этом возрасте они представляют собой простейшие исследования, которые помогают малышам обследовать предметы, отмечая их цвет, величину или форму.
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность в первой младшей группе» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2021
Игры-эксперименты в раннем младшем возрасте используют для ознакомления детей со свойствами неживой природы. Малыши ясельного возраста с огромным удовольствием любят играть и экспериментировать с объектами неживой природы: песком, водой, воздухом, камешками, и пр. Такие игры обладают терапевтическим эффектом – они нормализуют деятельность ребенка, возбудимого успокаивают, заторможенного – активизируют. Это благотворно влияет на психику, успокаивает, создает умиротворенное настроение, гасит негативные эмоции.
Такие играми-эксперименты можно проводить в процессе режимных моментов и использовать на прогулке, как часть наблюдения. Количество проводимых игр-опытов, экспериментов может варьироваться от одного в неделю до двух в месяц на усмотрение воспитателя. Игры- эксперименты могут проводится как запланированные, так и случайные или поставленные в ответ на вопрос ребенка. Ведущая роль принадлежит воспитателю, как носителю образцов действий с предметами и материалами. воспитатель участвует в играх экспериментах, таким образом, чтобы быть для детей равноправным партнером, руководить экспериментом так, чтобы у детей сохранялось чувство самостоятельности открытия.
В этих играх создается проблемная ситуация в игровой форме, где воспитатель подсказывает детям, каким способом решить возникшую ситуацию, помогает сформулировать вывод исследования. Длительность проведения опытов, игр-экспериментов четко не регламентируется. Это зависит от формы организации опыта, но не более 10 минут за один этап. Игры с экспериментированием могут проводиться как с подгруппой детей, так и с 2-3 малышами. Проводить такие игры-эксперименты с целой группой не рекомендуется, т. к. при этом невозможно задействовать всех детей и результат проводимого опыта снижается.
В процессе эксперимента мы не только знакомим детей со свойствами различных предметов и материалов, но и закрепляем элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развиваем мелкую моторику ребенка.
Очень важно, до начала игр-экспериментов, познакомить детей с правилами поведения с водой и песком:
- нельзя намеренно выливать воду из наполненной емкости;
- выкидывать песок из песочницы;
- нельзя брызгать водой на других детей; бросать песок;
- нельзя брать игрушки из песочницы в рот, пробовать песок и воду;
- после игры надо помочь убрать игрушки на свои места.
Во время игр-экспериментов с водой необходимо обеспечить безопасность и комфортные условия для детей:
- Вода должна быть теплой (не вызывающей “тактильного дискомфорта” у детей, обеспечивающей безопасность для здоровья).
- Емкость целесообразно заполнять водой до уровня не ниже 7—10 см, чтобы малышам было удобно наполнять водой бутылочки, опуская их на дно, зачерпывать воду, и чтобы была возможность разнообразить игровые действия детей.
- Рядом должны находиться сухие тряпочки, салфетки, которыми можно воспользоваться в самых разных ситуациях.
- Материалы должны быть размещены так, чтобы ими было легко воспользоваться и воспитателю, и детям.
При организации игр-экспериментов с песком важно учесть следующее:
- Песок должен быть чистый.
- Рядом должна находиться вода в лейке, чтобы можно было смочить песок.
- Материалы должны быть размещены так, чтобы ими было легко воспользоваться.
Игры-эксперименты с детьми провожу эмоционально, в сказочной форме, произношу все приятным, доброжелательным голосом, чтобы в поведении детей ощущалась только радость. К каждому ребёнку стараюсь найти индивидуальный подход, учесть личностные особенности.
Неоценимую помощь оказывают мне в работе народные потешки, стихи детских поэтов, – они способствуют развитию речевого слуха, упорядочению движений очень динамичных детей, и побуждают к деятельности малоактивных детей. Присутствие игрового персонажа, его поддержка, добрый голос – настраивает детей на эмоционально-позитивную атмосферу.
Для того чтобы заниматься с
детьми играми-экспериментами и опытами, проводилась работа по созданию предметно - развивающей среды в группе : уголок экспериментирования (Приложение1) Также я подобрала наиболее подходящие игры – эксперименты с водой, песком и воздухом для ясельного возраста. Составленные игры-эксперименты объединены в три тематически цикла:
«Вода» «Песок» «Воздух»
Картотека игр-экспериментов
Тема: «Вода» Игры с водой очень полезны для малыша. Вода – совершенно уникальная среда. Она очищает, успокаивает, расслабляет, дарит всевозможные тактильные ощущения: может быть холодной и горячей, бежать тоненькой струйкой или разлетаться в стороны веселыми брызгами.
«Прозрачная вода»
Цель: познакомить детей с водой, её свойствами (прозрачная, без запаха, льётся, сформировать умения и навыки по использованию воды.
Материал: две прозрачные баночки (одна заполнена водой, другая – чаем); стеклянная баночка с широким горлышком; таз с водой, ложки, маленькие ковшики, сахар, стаканчики для детей, предметные картинки. Ход игры- эксперимента :
в гости к ребятам приходит Капелька.
_ Кто такая капелька? Где живёт?
Ребятам предлагает узнать, что в банках. Дети убеждаются, что в одной – вода, в другой – чай.
_ Как вы догадались, что это вода? Какого она цвета? Чем она пахнет?
Воспитатель предлагает детям наполнить стаканчики с водой с помощью ковшиков.
_ Что мы делаем? (переливаем, наливаем воду). Что делает водичка? (льется). Послушайте, как она льётся. Какой слышен звук?
Воспитатель предлагает добавить в стаканчик ложечкой сахарный песок: помешать и понаблюдать, что сахар растворился.
Детям предлагается поиграть в игру «Узнай и назови»
Показывая картинки через банку с чаем, взрослый спрашивает: «Вы что – ни будь видите?» затем дети рассматривают картинки через банку с водой.
_ Что увидели? Почему так хорошо видно картинку? Какая вода? (прозрачная)
Что мы узнали о воде? Игры с песком доставляют удовольствие и детям, и взрослым. Но это не только развлечение. Играя с песком, дети познают окружающий мир, развивают мелкую моторику, тактильную чувствительность, что ведет к развитию речи обогащению словаря, координацию движений. Развивается общение со сверстниками, возможность выражать свои эмоции.