Антонина Погребняк
Познавательно-исследовательский проект «Колесо Истории»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта: «Колесо истории».
Актуальность:
Каждый день мы пользуемся огромным количеством различных вещей. А как часто мы задумываемся над тем, какова причина и история возникновения того или иного, ставшего для нас уже обыденным, предмета? Если честно, то очень и очень редко. А ведь это – очень интересно! Узнать самому и рассказать другим, как никогда не стоящая на месте мысль живущих ранее людей, изменяла, подлаживали под потребности того времени, ритм жизнедеятельности людей и их привычки, предметы обихода и вещи.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Колесо Истории“» размещена в разделах
Идея данного проекта возникла спонтанно, и продиктована, прежде всего, живым интересом детей старшего дошкольного возраста к тем вещам, которыми пользовались их родители, бабушки и дедушки.
Так, проведенное в марте 2017 г. НОД по ознакомлению наших воспитанников с предметным миром «Путешествие в прошлое лампочки», предусмотренное программой «От рождения до школы» произвело на наших ребят настолько неизгладимое впечатление, что они стали нас буквально засыпать вопросами о том, как родился тот или иной окружающий нас предмет? Кто и как его создал? Каким он был раньше?
Таким образом, мы подошли к необходимости провести небольшое исследование о прошлом обычных для нас вещей.
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
Вид проекта: среднесрочный.
Участники проекта: дети, педагоги, родители.
Руководители:
Демченко Галина Сергеевна, воспитатель;
Погребняк Антонина Викторовна, воспитатель.
Цель:
Познакомить детей с историей вещей, с процессом их преобразования человеком, вызвать интерес к предметам рукотворного мира прошлого, развивать ретроспективный взгляд на предметы человеческого быта.
Задачи:
Образовательные:
1. Расширить знания об окружающем предметном мире.
2. Обобщить знания детей об эволюции вещей.
3. Пополнить словарь детей новыми понятиями: век, эпоха, первобытные люди.
Развивающие:
1. Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу с учетом гендерных предпочтений.
2. Активизировать познавательную деятельность детей и родителей.
3. Расширить кругозор детей, побуждать детей и родителей к творческой деятельности.
4. Научить находить нужную информацию.
5. Развивать социальные и коммуникативные навыки детей в совместной деятельности.
Воспитательные:
1. Воспитывать у детей чувство благодарности к тем, кто создал для них жизненно необходимые вещи.
2. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам через умения слушать товарища и принимать мнение другого.
3. Воспитывать элементарные навыки поведения в быту и бережное отношение к окружающим предметам.
Стратегия и механизм выполнения:
Реализация данного проекта возможна в дошкольном учреждении любого типа и предусматривает организацию познавательно-исследовательской, речевой, социально-коммуникативной, художественно-творческой и игровой работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Основными участниками проектной деятельности являются педагог-ребенок-родители. Отношения субъектов строятся на основе сотрудничества и уважения.
В нынешний век компьютеров и высоких технологий, к сожалению, снизился интерес к таким источникам информации как книги, рассказы людей, наблюдения. Многое можно узнать и посещая выставки, музеи.
Согласно этому, реализация проекта предусматривает не просто поиск информации из различных источников о происхождении тех или иных вещей и предметов, но и посещение музеев, библиотек, создание альбомов, мини-музея, распространение информации среди других воспитанников детского сада и их родителей.
Во время реализации проекта, будут использованы различные методы и формы работы:
• поиск информации в сети-интернет;
• поиск информации в книгах и энциклопедиях;
• экскурсии в музеи;
• опрос близких и знакомых людей;
• просмотр компьютерных презентаций;
• рассматривание альбомов, открыток, иллюстраций.
• чтение художественной и научно-познавательной литературы;
• рассказы воспитателя;
• беседы с элементами диалога;
• настольно-печатные игры;
• продуктивная деятельность детей: рисование, лепка.
• продуктивная деятельность детей и родителей: создание презентаций, альбомов, коллажей.
Ожидаемые результаты:
• Наличие роста уровня познавательной активности детей и родителей.
• Расширение и рост уровня знаний всех участников проекта о происхождении и развитии окружающих нас вещей и предметов.
• Приобретение детьми умения находить информацию из различных источников и обобщать ее с помощью родителей.
• Приобретение детьми первых навыков публичного представления опыта своей работы, и как следствие переживание ситуации успеха и повышение уровня самооценки.
• Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация родителей как участников педагогического процесса.
• Укрепление детско-родительских отношений, наполнение жизни детей и родителей более богатым содержанием.
Предполагаемый продукт:
• Организация в группе центра «Истории обычных вещей».
• Создание коллажей и альбомов на тему «Эволюция вещей».
• Организация совместными усилиями педагогов и родителей мини-музея «Колесо истории».
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный
• Создание в группе центра «Истории обычных вещей».
• Дидактическое и методическое оснащение проекта.
• Разработка программы руководства проектом – составление перспективного плана работы с детьми по всем разделам программы и родителями.
• Определение согласно гендеру перечня предметов для изучения.
2 этап – практический (реализация проекта)
Познавательное развитие:
• Познавательные вечера по теме «История вещей»:
- русская изба;
- одежда людей в древние времена;
- средства передачи информации;
- средства передвижения;
- такие разные куклы;
- первый водный транспорт;
- рождение книги и др.
• Рассматривание альбомов и фотооткрыток:
- «История развития книги»;
- «Русская изба»;
- «История развития стиральной машинки»;
- «История развития куклы»;
- «История развития велосипеда»;
- «История развития авиации»;
- «История развития автомобилей»;
- «Первые русские автомобили»;
- «Как наши предки выращивали хлеб»;
- «Как наши предки шили одежду»;
- «Как наши предки открывали мир».
• Настольно-печатные игры:
- «Эволюция»;
- «Вещи которые нас окружают».
• Рассматривание иллюстраций к сказкам К. И. Чуковского, А. С. Пушкина.
• Экскурсии в мини-музей детского сада «Колесо истории».
Социально-коммуникативное развитие:
• Ситуативные беседы:
- «Как быть, если игрушек нет, а поиграть хочется»;
- «Жизнь на необитаемом острове»;
- «Когда появились правила дорожного движения».
Художественно – эстетическое развитие:
• Рисование «Русский костюм», «Изба».
• Лепка «Самовар».
Речевое развитие:
• Составление словаря «Старорусские слова».
• Чтение книги Иосифа Ольшанского «Невезучка: несколько смешных историй из жизни семилетнего человека, которому не везет».
• Рассматривание и чтение энциклопедий.
Работа с родителями:
• Консультирование родителей по выполнению совместного с детьми исследования «Путешествие в прошлое вещей».
• Изготовление коллажей и альбомов на тему «Эволюция вещей».
• Совместное представление с ребенком, проведенной работы по изучению истории развития того или иного предмета.
• Экскурсии в городской краеведческий и мини-музей детского сада.
3 этап - заключительный
• Презентация детьми совместных с родителями исследований «Путешествие в прошлое вещей».
• Оформление мини-музея в детском саду «Колесо истории».
• Рефлексия.