МААМ-картинки

Познавательно-исследовательский проект «Магнит — что за чудо?»

Людмила Орлова
Познавательно-исследовательский проект «Магнит — что за чудо?»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Теремок» АГО

Утверждено

Заведующий МАДОУ

Детский сад «Теремок»АГО Разработала Орлова Л. В.

Проект «Магнит - что за чудо

Паспорт проекта :

Тема: магнит – что за чудо?

Тип проекта : познавательный, исследовательский.

Участники проекта : дети, воспитатели, родители.

Предмет исследования: магнит.

По продолжительности: краткосрочный (ноябрь)

Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Магнит — что за чудо?“» размещена в разделах

Актуальность: В нашей группе много игр с магнитами : «Рыбалка», «Железная дорога», «Магмастер». Дети, играя, задают много вопросов - почему магниты притягиваются, а иногда отталкиваются? Почему притягивают другие предметы, но не все? Как действует магнит? Исходя из интереса детей было решено провести проект «Магнит- что за чудо

Практическая значимость проекта :

В процессе работы над данным проектом дети познакомились с магнитом, узнали, что они притягивают металлические предметы. Узнали, что сила магнита способна действовать через различные преграды. Провели опыты и смогли сделать выводы по ним. Познакомились с разнообразием декоративных магнитов, которые дети принесли из дома. У детей формировались навыки исследовательской деятельности, активизировалась познавательная деятельность, самостоятельность, творчество, коммуникативность.

Цель: исследование свойств магнита.

Задачи:

1. Формировать навыки исследовательской деятельности

2. Развивать познавательную активность в процессе знакомства со свойствами магнитов, развивать мыслительные операции, делать выводы, выдвигать гипотезы

3. Воспитывать самостоятельность, соблюдение техники безопасности.

4. Развивать речевую активность в процессе исследовательской деятельности.

5. Расширять знания детей о магните, его свойствах и способностях; познакомить с понятиями : магнит, магнетизм, магнитные волны.

Предполагаемый результат:

1. Расширять представления детей о магните, его способности притягивать предметы

2. Знакомить детей с тем, какие предметы может притягивать магнит; в результате опытов установить важность свойств магнита в повседневной жизни и его применение

3. Пополнить словарный запас детей такими понятиями как магнит, магнитные силы, магнетизм земли

4. Изготовить сувениры для родителей на холодильник

5. Привлечь родителей к реализации данного проекта.

Методы и приё мы: беседы, опыты, эксперименты, сравнения.

1этап: подготовительный.

1. Изучение методической и научной литературы.

2. Подбор методического, дидактического, иллюстративного материала для реализации данного проекта.

3. Разработка, планирование проекта и методического сопровождения к нему, составление календарно-тематического планирования совместной деятельности детей, педагогов и родителей.

4. Работа с родителями по поводу проведения опытов дома.

5. Обогащение познавательно-развивающей среды дидактическими играми, демонстративными пособиями, информационными технологиями (просмотр познавательных фильмов о магните).

6. Составление конспектов опытов, бесед, игр с детьми.

2этап: реализация проекта.

дата Совместная деятельность Самостоятельная деятельность

2.11 Организационно-образовательная деятельность «Знакомство с магнитами». (приложение№1) Задачка на сообразительность «Все ли притягивает магнит (приложение №2)

7.11 Просмотр детских обучающих фильмов о магнетизме : «Смешарики» (серия 31 «Магнетизм»). Игры с магнитами.

9.11 Опыт 1. Магниты действуют на расстоянии.

(приложение №3) Задачка на сообразительность «Как достать из манки скрепки?» (приложение №4)

14.11 Просмотр детских обучающих фильмов «Фиксики» (серия 25 «Магнит»). Магнитная мозаика.

16.11 Опыт 2. Магнитные свойства можно передать обычному железу. (приложение №5) Игра-эксперимент «Сюрприз в песке».(приложение №6)

21.11 Просмотр детских обучающих фильмов «Лунтик» (серия 158 «Магнит»). Игра «Магмастер»

23.11 Опыт3. Как увидеть магнитное поле? (приложение №7) Задачка на сообразительность «Как достать металлические предметы из воды, не замочив руки?» (приложение №8)

28.11 Опыт 4. Земля большой магнит. (приложение №9) Задачка на сообразительность «Почему все падает на Землю?» (приложение №10).

Приложение №1.

Конспект организационно-образовательной деятельности

по опытно-экспериментальной работе.

Тема «Магнит и его свойства»

Интеграция: познавательное развитие, социально-коммуникативное, речевое, физическое, художественно-эстетическое развитие.

Цель: развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнитов.

Задачи:

познакомить с понятием «магнит»;

сформировать представления о свойствах магнита;

актуализировать знания об использовании свойств магнита человеком;

формировать умения приобретения знаний посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения;

воспитывать навыки сотрудничества, взаимопомощи.

Ход.

Ребята, посмотрите, что я приготовила для вас. Угадали, что это? (ответы детей). Да, это магниты.

Я вам расскажу сейчас одну легенду. В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается, Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим открытием своих соседей. От имени пастуха и появилось название «магнит».

Существует и другое объяснение слова «магнит» — по названию древнего города Магнесия, где эти камни нашли древние греки. Сейчас эта местность называется Маниса, и там до сих пор встречаются магнитные камни. Кусочки найденных камней называют магнитами или природными магнитами. Со временем люди научились сами изготавливать магниты, намагничивая куски железа.

Необыкновенная способность магнитов притягивать к себе железные предметы или прилипать к железным поверхностям всегда вызывала у людей удивление. Сегодня мы поближе познакомимся с его свойствами.

Магнит - это тело, обладающее магнитным полем. В природе магниты встречаются в виде кусков камня - магнитного железняка (магнетита). Он очень похож на железную руду и отличается тем, что может притягивать к себе другие такие же камни. Название происходит от названия гор и местности Магнисия в Малой Азии, где в древности были обнаружены залежи магнитита. Но на многих языках мира слово "магнит" значит просто "любящий" - это осмысление его способности притягивать к себе.

Свойства магниов широко используются в технике и в быту. Магнитами поднимают тяжелые грузы на заводах, магнитные приборы используют в больницах для лечения и диагностики, магниты помогают людям ориентироваться в пространстве, с помощью магнитов делается слышимым звук в телефонной трубке и динамике магнитофона и телевизора, информацию в компьютере и на пластиковые карточки записывают при помощи намагничивания.

Свойства магнитов часто кажутся, чуть ли не волшебством.

Сейчас мы увидим свойства магнитов.

Экспериментальная деятельность: «Магниты притягиваются и отталкиваются».

Если взять два любых кусочка магнита и поднести их друг к другу, то окажется, что они одним концом притягиваются, а другим - отталкиваются. Один конец называется южным или положительным полюсом магнита и помечается знаком "+". Другой конец - северный (отрицательный) полюс магнита, помечается знаком "-". Магниты притягиваются друг к другу разноименными полюсами, а отталкиваются одноименными.

Ребята, возьмите магниты и определите, каким концом они притягиваются, а каким отталкиваются.

Приложение №2.

Задачка на сообразительность. Все ли притягивает магнит?

Возьмите предметы, сделанные из разных материалов: кусок ткани, бумажку деревянную зубочистку, железную скрепку, камень, стеклянный шарик, алюминиевую крышку и т. п. Предложите детям подносить к ним по очереди магнит. Какой из этих материалов притянется к магниту?

Для детей обычно бывает большим открытием, что не все блестящие штучки сделаны из железа. Оказывается, что не все, они привыкли называть "железкой" (а это и алюминий, и никель, и другие металлы) магнит не притягивает.

Вывод:

Магнит притягивает к себе только железо.

Приложение №3.

Опыт 1. Магниты действуют на расстоянии.

Нарисуйте на бумаге линию и положите на нее скрепку. Теперь потихоньку пододвигайте к этой линии магнит. На каком-то расстоянии от линии скрепка вдруг "скакнет" и прилипнет к магниту. Отметьте это расстояние.

Проведите этот же опыт с другими магнитами. Можно увидеть, что одни из них сильные - примагничивают скрепку с более далекого расстояния, другие слабые - примагничивают скрепку с близкого расстояния. Причем, это расстояние напрямую не зависит от величины самого магнита, а только от его магнитных свойств.

Вывод:

Вокруг магнита есть что-то, чем он может действовать на предметы на расстоянии. Это что-то назвали "магнитным полем".

Приложение №4.

Задачка на сообразительность «Как достать из манки скрепки?»

Насыпьте в миску манку и закопайте в нее скрепки. Как можно быстро их собрать? В ответ дети могут предложить несколько вариантов: на ощупь, просеять или воспользоваться только что определенным нами свойством магнита притягивать все железное.

Приложение №5.

Опыт 2. Магнитные свойства можно передать обычному железу.

Подвесьте к сильному магниту снизу скрепку. Если поднести к ней еще одну, то окажется, что верхняя скрепка примагничивает нижнюю! Попробуйте сделать целую цепочку из таких висящих друг на друге скрепок.

Если магнит убрать, то все скрепки рассыпятся. Но попробуйте поднести любую из этих скрепок к другой - увидите, что скрепка сама стала магнитом!

То же самое произойдет со всеми железными детальками (гвоздиками, гайками, иголками, если они некоторое время побудут в магнитном поле. Атомы внутри них выстроятся в ряд так же, как и атомы в магнитном железе, и они приобретут свое собственное магнитное поле.

Но это поле очень недолговечное. Искусственное намагничивание легко уничтожить, если просто резко стукнуть предмет. Или нагреть его до температуры выше 60 градусов. Атомы внутри предмета от этого потеряют свою ориентацию, и железо снова станет обычным.

Вывод:

Магнитное поле можно создать искусственно.

Приложение №6.

Игра –эксперимент «Сюрприз в песке».

Материал: Емкость с песком, металлические предметы (детали металлического конструктора, гвоздики, скрепки, шурупы, болтики, магнит.

В емкость с песком «спрятались» металлические предметы, я при помощи магнита достала их и сложила на поднос. Магнит водила над поверхностью песка и все, что «спряталось» в песке, словно по волшебству к нему прикрепилось, т. е. примагнитилась.

Вывод: Магнит взаимодействует с металлическими предметами через песок.

Приложение №7.

Опыт 4. Как увидеть магнитное поле?

В предыдущем опыте мы поняли, что вокруг магнита есть что-то, что мы назвали магнитным полем. Мы можем его почувствовать, но не можем видеть. Как же нам сделать его видимым? Очень просто! Надо насыпать на лист бумаги немного металлических опилок (они есть, например, в наборе "Юный химик"). Если поднести снизу бумаги магнит, то опилки "оживают". Они топорщатся, ощетиниваются, рисуют "морозные узоры". Если положить магнит полностью под пятно с опилками, можно заметить, что все опилки расположатся вокруг магнита по определенным линиям. Это и есть линии магнитного поля. Они идут их положительного полюса к отрицательному.

Вывод.

Магнитное поле заставляет располагаться железные частички вдоль магнитных линий.

Приложение №8.

Задачка на сообразительность «Как достать металлические предметы из воды, не замочив руки?»

В миску налейте сантиметра на два воды. И бросьте в нее скрепку. Как, не замочив рук (или каких-нибудь других предметов, вытащить скрепку из воды? Дети, внимательно следившие за предыдущим опытом, сразу догадаются, что это можно сделать магнитом, используя его свойство действовать на расстоянии.

Приложение №9.

Опыт 6. Земля большой магнит. Магнитное поле Земли.

Компас был изобретен в древнем Китае. Предложите детям воспроизвести это изобретение. Для этого понадобится иголка и миска с водой.

Уберите от места проведения опыта магнит и другие источники магнитного поля (мобилки, компьютеры, динамики). Намагнитьте иголку магнитом. После этого смажьте ее растительным маслом и аккуратно положите на поверхность воды. Благодаря силе поверхностного натяжения иголка не утонет, а останется свободно плавать. И не просто плавать - она развернется в воде в каком-то определенном положении. Сколько бы раз вы не проводили опыт, она всегда будет так поворачиваться. Сличите показания иголки и магнитной стрелки компаса – они должны совпасть.

Вывод:

Наша планета Земля - это огромный магнит, полюса которого находятся совсем рядом от географических полюсов планеты. Магнитное поле всех наших магнитов взаимодействует с ее магнитным полем. На этом основана работа компаса, магнитная стрелка которого выстраивается вдоль силовых линий магнитного поля Земли, всегда показывая на север.

3этап. Заключительный.

Выставка (приготовленная родителями) «Где работает магнит» :

1. Показ фокуса «Волшебная расческа»

2. Показ фокуса «Магнитные воздушные шары»

3. Выставка иллюстраций и рисунков на тему «Где работает магнит».

Список литературы:

1. Волина В. В., Маклаков К. В., «Естествознание» / Издательство АРД ЛТД – 1998 год. Екатеринбург.

2. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. ,«Детское экспериментирование»/ Педагогическое общество России. Москва 2003 год.

3. Савенков А. И. ,«Детское исследование как метод обучения старших дошкольников» Москва. Педагогический университет «Первое сентября» 2007 год.

Публикации по теме:

«Чудо луковое». Познавательно-исследовательский проект для детей среднего дошкольного возраста«Чудо луковое». Познавательно-исследовательский проект для детей среднего дошкольного возраста   Цель – расширить представления детей об окружающем мире, формировать экологическую воспитанность дошкольников, активизировать мыслительно.

Познавательно-исследовательский проект «Что мы знаем о воде?» Проект «Что мы знаем о воде?» Проблема: А достаточно ли дети знают о воде и ее свойствах? Актуальность: Мир детей – это удивительный мир.

Исследовательский проект в старшей группе «Чудо-соль» Проект «Чудо-соль» Информационная карта проекта 1. Название проекта: «Чудо-соль» 2. Автор проекта и руководитель Горева Наталья Валерьевна,.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей подготовительной группы «Чудо-магнит» Конспект познавательно - исследовательской деятельности для детей подготовительной группы. «Чудо - магнит»(составила Чугайнова ВЕРА Васильевна.

Познавательно — исследовательский проект «Что я знаю о себе?» По типу: познавательно - исследовательский. По форме: групповой. По срокам: краткосрочный Одна из главных задач, решаемых современным дошкольным.

Познавательно-исследовательский проект «Чудо-магнит» .

Познавательно-исследовательский проект «Колесо Истории» Тема проекта: «Колесо истории». Актуальность: Каждый день мы пользуемся огромным количеством различных вещей. А как часто мы задумываемся.

Познавательно-исследовательский проект «Космос» Актуальность: обогащая знания детей о космосе и солнечной системе, можно эффективно решать задачи развития познавательной, речевой активности;.

Познавательно-исследовательский проект «Одуванчик» Продолжительность проекта: одна неделя Тип проекта: познавательно- творческий Участники проекта: воспитатель, дети средней группы, родители.

Познавательно-исследовательский проект «Огород на окне»Познавательно-исследовательский проект «Огород на окне» Программа проекта Познавательно – исследовательский проект на тему: «Огород на окне». «Добрый ребенок не сваливается с неба.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательно-исследовательский проект «Магнит — что за чудо?»
Опубликовано: 26 января 2018 в 07:17
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД