Елена Воронович
Познавательно-исследовательский проект «Огород на подоконнике»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-исследовательский проект «Огород на подоконнике» в специальной (коррекционной) подготовительной группе № 08
МДОУ «Детский сад №67»
"Что за зелень у окна.
Ведь за окном у нас зима.
Поговаривают что лук,
Полезен от семи недуг.
Малыши лучок сажали.
Урожаем угощали,
Витаминов целый клад
Приходите все к нам в сад.
Вид проекта : творческо-исследовательски
Продолжительность: 2 месяца.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Огород на подоконнике“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Огороды на подоконнике
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Участники проекта : дети подготовительной группы, родители, педагоги.
Проект затрагивает все образовательные области, с учетом ФГОС (социально-коммуникативная, познавательная, художественно-эсетическая и физическая)
Актуальность
Как известно, "самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам". Каждую весну дома на подоконнике у мам и бабушек расцветает зеленый ковер, рассада в ящичках различной формы и окраса, но детям строго настрого наказывают не трогать эти интересные растения. А интерес и любопытство с каждым годом все сильнее, ребята сами бы с удовольствием посадили бы чудо растение, поливали его, ухаживали за ним. Вот и возникла у нас идея создать свой огород - это чудо - огород, который призван развивать экологические ценности природы. Именно в дошкольном возрасте закладываются позитивные чувства к природе и природным явлениям, открывается удивительное многообразие растительного мира, впервые осознается роль природы в жизни человека. На нашем огороде дети сами смогут посадить и выращивать растения, ухаживать за ними.
Цель: формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, воспитание у детей любви к природе, создание в группе огорода на подоконнике.
Задачи:
1. Расширить знания детей о культурных и дикорастущих растениях.
2. Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (лук, цветы);
3. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
4. Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
5. Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ, вариативность.
6. Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков)
7. Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.
8. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
9. Развивать познавательные и творческие способности.
Предварительная работа: наблюдения, сбор материала, беседы, чтение художественной литературы.
Предполагаемый результат
Дети познакомятся с культурными растениями.
С помощью опытнической работы дети получат знания о необходимых условиях для роста растений.
С помощью исследовательской работы дети смогут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.
У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру.
У детей сформируется уважительное отношение к труду.
Создание в группе огорода на подоконнике.
Активное участие родителей в реализации проекта.
Этапы работы над проектом :
1. Подготовительный: определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы в «огороде на окне», составление плана мероприятий по организации детской деятельности
2. Основной (или этап реализации проекта) : проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, подвижные игры, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание альбома «Что мы посадили», чтение)
3. Заключительный: итоговая беседа «Можно ли вырастить урожай на окне?»
1 этап – подготовительный.
Тема: «Кто, где живет, где что растет»
Цель: расширение и обобщение знаний о культурных растениях.
1. Беседа с родителями «Огород на окне».
Цель. Познакомить родителей с положением конкурса «Огород на окне». Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта. Обсудить цели и задачи.
2. Беседа с детьми о растениях
Цель. Выявить уровень знаний о растениях
3. Подбор наглядно – дидактических пособий, игр, демонстрационного материала, природного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования.
Цель. Создать условия для реализации проекта «Огород на окне»
4. Рассматривание книг, иллюстраций о растениях.
Цель. Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания видах растений.
5. Рассматривание посадочного материала, цветочных семян через лупу.
Цель. Дать понятие о том, что форма и количество семян у разных растений разное. С помощью лупы определить, что помогает перезимовать семенам.
Дидактические игры: «Что, где растет», «Найди такое же», «Что растет на огороде?», «Что лишнее?». «Назови ласково овощи». Сюжетно-ролевые игры - «На даче», «В магазине», «Поливаю огород», «Засолка на зиму»
Подвижные игры: «Овощи в корзинку», «Догони»
Вывод: Царство растений окружает нас повсюду – леса, луга, поля, сады, парки, цветники, огороды. Без растений жизнь на Земле невозможна.
2 этап – основной.
Тема: «Пашню пашут, руками не машут»
Цель: узнать, что нужно растениям для роста и развития.
1. Практическая деятельность: посадка лука, перца. Оформление дневника наблюдений.
Цель. Вызвать интерес к выращиванию огородной культуры. Отметить в дневнике дату посадки.
2. Труд в уголке природы.
Цель. Совершенствовать умение детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света, тепла).
3. Практическая деятельность: выращивание рассады (лук, цветочных культур).
Цель. Продолжать формировать навыки посадки и ухода за растениями.
(Отметить дату посадки в дневнике наблюдений).
4. Дидактическая игра «Цветочный магазин». Составление рассказа «Лето на огороде», «Как я помогаю на огороде», разучивание пословиц, поговорок о труде их драматизация.
Цель. Закреплять умение различать цветы, называть их быстро, находить нужный цветок среди других, называть его; научить детей группировать растения по цвету составлять красивые букеты.
5. Опыт – наблюдение за ростом лука, цветочных культур.
Цель. Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц. Зафиксировать изменения в дневнике наблюдений
6. Наблюдения: «Растут ли наши растения?»
Цель. Продолжать учить детей замечать изменения в росте и развитии растений. Зафиксировать наблюдение за растениями.
7. Опыт - наблюдение за ростом лука в благоприятных и неблагоприятных условиях
Цель. Получить необходимые условия для роста лука (свет, вода, тепло).
8. Труд в уголке «Огород на окне»
Цель. Полив растений, рыхления почвы
- Наблюдения за появлениями новых всходов
Цель. Совершенствовать умения детей замечать появление новых всходов, фиксировать в дневнике наблюдений
Дидактические игры: «Что растёт в саду и огороде», «Один – много», «Как называется варенье». «От семечка до плода», «Назови растение», «Подбери пару», «Чудесный мешочек», «Урожай». Загадки про растения. Подвижные игры: «Репка», «Вершки и корешки». Выставка рисунков: «Друзья Чиполлино». Консультация: «Чем полезен лук, укроп, салат» «О пользе овощей» (беседа); (просмотр мультфильма) «немытые овощи есть нельзя».
Вывод: для растений необходим воздух, тепло, свет, вода, почва.
3 этап – заключительный.
Тема: «Чудо – огород»
Цель: на окне можно вырастить растения.
1. Итоговая беседа «Можно ли вырастить урожай на окне»
Цель. Рассмотреть растения выращенные на окне. Сделать выводы
2. Рассада, выращенная на окне переносится на участок детского сада.
Цель. Настроить детей на дальнейшую деятельность по пересадке огорода на окне в огород на участке сада.
Вывод: на окне можно вырастить культурные и рассаду декоративных растений.
Конечный результат - оформление стенгазеты «Наш огород».
По реализации проекта «Огород на окне» были получены следующие результаты:
Для детей
1. Дети познакомились с дикорастущими и культурными растениями.
2. У детей формируется интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
3. В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений.
4. Вовлечение в творческую деятельность
5. Развитие познавательного интереса к природе
6. Дети увидели многообразие посевного материала.
7. Дети стали бережнее относиться к растительному миру.
8. В группе был создан огород на окне.
9. Родители приняли активное участие в проекте «Огород на окне».
10. Развитие коммуникативных навыков, навыков взаимодействия и сотрудничества.
Для родителей:
1. Повышение уровня экологического сознания.
2. Активное участие в жизнедеятельности ДОУ.