Махоткина Инна
Познавательно-исследовательский проект по экологии в старшей группе «Живая природа»
▼ Скачать + Заказать документы
ВВЕДЕНИЕ
Живая природа – это удивительный, сложный, многогранный мир. Особое место в нё м отведено животным: они составляют лишь два процента от всего живого на земле, но, не смотря на это, роль их в биосфере огромна. Восприятие природы помогает развивать такие качества, как жизнерадостность, эмоциональность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому. Ребёнок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнёзда, обижать животных.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект по экологии в старшей группе „Живая природа“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
Наш детский сад – это образовательное учреждение, обеспечивающее физкультурно-оздоровительное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие детей.
Эколого-ориентированное направление можно выделить отдельно, и в тоже время оно интегрировано входит в каждое из вышеперечисленных направлений, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание, формирующее современную образованную личность.
Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования – это организация проектной деятельности.
Знания, приобретенные ребенком в ходе проекта, становятся достоянием личного опыта ребенка. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самим ребенком в процессе «делания». Причем необходимость этих знаний продиктована содержанием деятельности. Они нужны детям и поэтому интересны им.
Срок реализации проекта : 1 год.
Вид проекта : исследовательско – творческий.
Участники проекта : дети в возрасте 5 – 6 лет, родители воспитанников, воспитатели группы, музыкальный руководитель.
Цель проекта : формировать у детей и родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы; обогащение развивающей среды группы.
Задачи :
1. Образовательные задачи: развивать коммуникативные и речевые способности детей через ознакомление с характерными событиями и явлениями животного и растительного мира; учить взаимопониманию и взаимопомощи между детьми, педагогами, родителями, развивать потребность в постоянном саморазвитии культуры познания окружающего мира.
2. Развивающие задачи: развивать познавательные умения детей и родителей при овладении исследовательскими методами познания природы, используя нестандартные решения выявленных проблемных ситуаций;
3. Воспитательные задачи: воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к представителям животного и растительного мира.
Инновационные технологии проекта заключается в использовании информационных компьютерных технологий. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включенность детей и родителей в событийную жизнь.
Ожидаемые результаты проекта : развитие коммуникативных и речевых способностей детей на примере самостоятельного описательного рассказа ребенка в отношении животного или растения; совершенствование экологической компетентности родителей по теме проекта; обогащение развивающей среды группы.
Описание основного содержания уголка природы в группе в рамках проекта : по каждому блоку мы используем аудио- и видеозаписи; электронные презентации (изображение животных, растений, птиц, рыб и т. д.); трафареты; наборы печатного материала (репродукции картин, иллюстрации; пластмассовые фигурки (животных, растений, птиц, рыб и т. д.); плоскостные игровые макеты с различными средами обитания (деревня с домиком, лес, поле, море, горы и т. д.); набор масок и ободков с изображением животных, растений, птиц, рыб и т. д. ; картотека подвижных и дидактических игр («кто где живет?», «угадай кто кричит?») и т. д. по данному проекту; выбор настольно-печатных игр по разным тематикам, касающимся темы проекта.
Содержание проекта в уголке природы
П/н Месяц Название блока, цель Тема недели
1 Сентябрь Растения (деревья, кусты, цветы)
Цель:
формировать интерес к живой природе, развивать наблюдательность, внимание.
Воспитывать бережное отношение к природе, ее представителям-деревьям, кустарникам, цветам, желание оберегать их.
Активизировать слова, связанные с наблюдением, определяющие цвета оттенков листьев.
«Многообразие мира растений: цветы, кустарники, деревья (внешний вид, строение, отличительные особенности»
«Деревья на нашем участке (береза, ель, клён)»
«Кустарники на нашем участке (акация, сирень, боярышник)»
«Цветы на нашем участке (ромашка, астра, одуванчик, колокольчик, георгин)»
2 Октябрь Грибы
Цель: познакомить дошкольников с царством грибов.
«Внешний вид, особенности строения грибов»
«Среда произрастания грибов»
«Съедобные и несъедобные грибы»
«Кто и как ест грибы»
3 Ноябрь Овощи и фрукты
Цель:
закреплять умение различать овощи и фрукты; составлять рассказ по опорным картинкам.
Воспитывать бережное отношение к природе. Развивать память, мышление, внимание. «Внешний вид, особенности строения овощей»
«Внешний вид, особенности строения фруктов»
«Среда произрастания овощей и фруктов»
«Что можно приготовить из овощей и фруктов»
4 Декабрь Дикие животные
Цель:
закрепить знания детей о диких животных, их детенышах, о месте проживания. «Характерные признаки представителей диких животных: медведя, лося, кабана, волка, лисы, зайца, белки, ежа»
«Особенности среды обитания представителей диких животных»
«Чем питаются в лесу представителей дикой природы»
«Детеныши представителей диких животных»
5 Январь Домашние животные
Цель: учить развивать и называть домашних животных. Продолжать знакомить детей с внешним видом животных, с тем что они едят, пьют, где живут, какую пользу от них получает человек. Развивать умение называть характерные части тела животных, составлять рассказ о внешнем виде животных, отгадывать простейшие загадки, узнавать животное по звукопроизношению.
«Характерные признаки представителей домашних животных: коровы, лошади, свиньи, собаки, кошки, овцы, козы»
«Особенности среды обитания представителей домашних животных»
«Особенности питания и польза приносимая домашними животными людям»
«Детеныши представителей домашних животных»
6 Февраль Птицы
Цель: уточнять и систематизировать знания детей о зимующих и перелетных птицах; активизировать словарь по данной теме; выявить экологические знания детей «Характерные признаки птиц: строение, повадки, отличительные особенности от животных»
«Давайте, познакомимся! Домашние птицы: курица, петух, гусь, утка, индюк (особенности среды обитания, питания, птенцы птицы)»
«Давайте, познакомимся! Дикие птицы: ворона, сорока, воробей, голубь»
«Экзотические птицы (страус, фламинго, пеликан, пингвин)»
7 Март Рыбы
Цель: формировать представления детей о рыбах: строение, способ размножения, питание. «Характерные признаки рыб: строение, повадки, отличительные особенности от животных и птиц»
«Давайте, познакомимся! Речные рыбы: щука, пескарь, окунь, сом (особенности среды обитания, питания, мальки рыб)»
«Давайте, познакомимся! Морские рыбы: акула, дельфин, кит, морской конёк (особенности среды обитания, питания, мальки рыб)»
«Давайте, познакомимся! Аквариумные рыбы: скалярия, сомик, гуппи (особенности среды обитания, питания рыб)»
8
Апрель Насекомые
Цель: сформировать у детей представления о насекомых.
«Шестиногие малыши: шмель, паук, стрекоза, муравей, бабочка, комар (внешний вид)»
«Шестиногие малыши: шмель, паук, стрекоза, муравей, бабочка, комар (среда обитания)»
«Шестиногие малыши: шмель, паук, стрекоза, муравей, бабочка, комар (питание)»
«Вред или пользу несут насекомые человеку?»
9 Май Неживая природа (песок, камни и т. д.)
Цель: сформировать представление о живой и неживой природе.
задачи: познакомить с понятием «живая и неживая» природа,
- Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком,
- Показать неразрывную связь человека и природы, необходимость заботы о ней,
- Воспитывать бережное отношение к природе, любовь ко всему живому,
- Развивать речь, коммуникативность, память, мышление.
«Наблюдение, игры и опыты с песком»
«Наблюдение, игры и опыты с камнями»
«Наблюдение, игры и опыты с глиной»
«Наши маленькие – большие помощники – песок, камень и глина»
Перспективный план совместной работы детей, воспитателей и родителей по названным блокам.
(для этого вначале была создана предметно- развивающая среда).
Развивающая среда в уголке природы по данному блоку включает следующее:
- аудио- и видеозаписи голосов диких и домашних животных;
- картинки, иллюстрации, трафареты и фигурки диких и домашних животных;
- макеты пейзажей (лес, поле, луг,гор);
- настольные игры «Животные и их детеныши», «Кто что ест» и т. п. ;
- маски диких и домашних животных для создания игровых сюжетных линий.
Выбрана форма взаимодействия с родителями воспитанников. Это выполнение заданий с детьми в «Дневнике природы», рисунки, поделки (в произвольной форме). В дневнике отражаются основные вопросы, в отношении которых необходимо было найти что-то новое или продублировать их в домашних условиях вместе с ребенком. Например, по блоку «Дикие животные» используются такие вопросы:
1. Найти и вклеить на страницу дневника изображения диких животных (лося, кабана, медведя, волка, лисы, зайца, белки, ежа);
2. Повторить с ребенком такие понятия как: названия жилища животного, чем питается, как передвигается, как разговаривает, как зовут его детеныша;
3. Поиграть вместе с ребенком в игру «Узнай по описанию»;
4. Вклеить крупное изображение любого дикого или домашнего животного и составить вместе с ребенком согласно данному педагогом плану устный рассказ.
При реализации этого раздела были поставлены следующие задачи:
Образовательные задачи: пополнять представления детей о диких животных; предоставить детям возможность при помощи педагога и родителей, а потом самим замечать характерные признаки представителей диких животных: медведя, лося, кабана, волка, лисы, зайца, белки, ежа, а также их детенышах, особенностях их жизни в лесу, добывания пищи.
Развивающие задачи: развивать у детей самостоятельное выделение признаков и свойств предметов (структура, материал, цвет); развивать коммуникативные и речевые способности детей в процессе составления совместно с педагогом небольших описательных рассказов.
Воспитательные задачи: воспитывать бережное отношение к животному миру и ко всему живому.