светлана курскова
Познавательно исследовательский проект «Волшебница вода» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : познавательно-исследовательский
Тема: «Волшебница вода»
Продолжительность: краткосрочный
Участники проекта : воспитатель, дети, родители
Актуальность проекта.
Мир вокруг нас удивителен и разнообразен. Ежедневно дети получают новые представления о живой и неживой природе, их взаимосвязях. Задача взрослых – расширять кругозор детей, развивать их познавательную активность, делать простейшие выводы.
Публикация «Познавательно исследовательский проект „Волшебница вода“ во второй младшей группе» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июнь 2020
Сколько удовольствия приносят детям игры с водой! Первые представления о воде складываются в младшем дошкольном возрасте : вода течет из крана, в весеннем ручейке, ее можно разлить. Дошкольники – это прирожденные исследователи, любознательные, стремятся все познать, самостоятельно найти решение в проблемной ситуации. С целью формирования знаний детей о важности воды, был разработан проект «Волшебница вода» для детей младшего дошкольного возраста.
Проблема. Дети мало знают о свойствах воды, зачем и кому нужна вода. Дети недостаточно берегут воду. Во время мытья рук расходуют лишнюю воду, часто не закрывают кран. У детей отсутствуют представления о значении воды в жизни человека, об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения воды.
Цель: формирование у детей осознанного, бережного отношения к воде, как важному природному ресурсу, знакомство со свойствами воды.
Задачи: 1. Систематизировать и расширить представления детей о свойствах воды.
2. Способствовать формированию позитивного отношения к воде (познавательного, бережного, созидательного).
3. Создать условия для выявления свойств и качеств воды: прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, другие вещества ее окрашивают, вода может быть холодной и теплой.
4. Познакомить с процессом превращения воды в лед, льда и снега – в воду.
5. Дать представление о разнообразии агрегатных состояний воды в природе (снег, иней, изморозь, град, дождь, туман и т. д.).
Предполагаемый результат.
У детей будут сформированы элементарные представления о воде, ее значении для человека, животных и растений.
У детей будут формироваться познавательные способности в процессе исследовательской деятельности, практических опытов с водой, узнают о свойствах воды.
Взаимодействие с семьями воспитанников.
1. Просмотр с ребенком мультфильмов о воде для накопления информации о воде.
2. Консультация по теме: «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».
3. Проведение опытов дома: «Водяные превращения».
Подготовительный этап проекта :
1. Подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта.
2. Пополнить развивающую среду:
Подбор художественной литературы по теме;
Подбор энциклопедий;
Составление картотек загадок, стихов, поговорок;
Подготовка оборудования для опытов с водой.
3. Подготовить информацию для родителей
Реализация проекта.
Познавательное развитие –
Наблюдение за природными явлениями, связанными с водой (изморось, иней, сосульки, капель, ручейки и т. д., за снегом «Снег – какой он?», за сосульками «Превращение сосульки – окрашивание и замораживание».
Эксперименты: «Холодная, теплая вода», «Прозрачная вода», «У воды нет запаха и вкуса», «Что плавает в воде?», «Лед – это вода». Опыты: «Лед – это вода».
Просмотр обучающего мультфильма «Круговорот воды в природе"
Рассматривание иллюстраций с изображением реки, озера, моря; предметных картинок с сюжетами использования воды.
НОД по познавательному развитию : «Волшебница вода»
Речевое развитие - Чтение художественной литературы.
Чтение потешек: «Водичка, водичка», «Дождик, дождик пуще»;
Чтение произведений А. Барто «Девочка чумазая», А. Босев «Дождь». З. Александрова «Купание», К. Чуковский «Мойдодыр», В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», В. Бианки «Купание медвежат», Л. Воронкова «Снег идет»,
Речевое общение: «Зачем беречь воду»
НОД по развитию речи.
Беседа «Вода вокруг нас»
Художественно - эстетическое развитие –
Прослушивание записи шума водопада, звон веселого ручейка.
НОД по рисованию. Тема: «Дождик, дождик, кап, кап, кап…»
Физическое развитие –
Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Караси и щука», «Цапли на болоте»
Социально - коммуникативное развитие –
Трудовое поручение: уход за комнатными растениями (протереть листья у цветов, полить их); мытьё игрушек.
Дидактические игры: «Купание куклы», «Тонет-плавает» Игры – забавы: «Пускание мыльных пузырей»
Игры с водой, игры со снегом.
Заключительный:
1. Презентация «Мир природы» для детей второй младшей группы.
2. Итоговое занятие «Цветные льдинки» для детей второй младшей группы.
Приложение
Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие»
во второй младшей группе
Тема: «Волшебница вода»
Цель занятия: расширение представлений о свойствах воды.
Задачи.
1. Познакомить детей со свойствами воды: прозрачная, светлая, не имеет запаха, вкуса,
может окрашиваться в разные цвета, вода жидкая, льётся.
2. Развивать умение рассуждать, отвечать на вопросы.
3. Воспитывать умение детей слушать воспитателя.
4. Обратить внимание на значение воды в нашей жизни
Предварительная работа:
1. Проведение опытов с водой. (Рисование на влажном песке,
2. Беседы о воде.
3. Рассматривание иллюстраций о состояниях воды.
Словарная работа:
Вода, прозрачная, светлая, волшебная, превращается, разноцветная, студёная, льётся.
Методические приё мы: сюрпризные моменты: (превращение в волшебницу-Воду, в фокусников, раскрашивание волшебных картинок); практические : д\упражнение на слуховое восприятие - (звук воды, опыты с водой и льдом; наглядные: рассматривание иллюстраций по теме «вода»).
Материалы: 2 стаканчика (вода, молоко, палочка, костюм волшебницы-Воды, колпачки фокусников (по кол-ву детей, баночки для опытов (по кол-ву детей, стаканчики с водой и соком (по кол-ву детей) ; иллюстрации для рассматривания; картинки для раскрашивания, лейка.
Ход занятия.
В. -Здравствуйте, ребята! Давайте с вами улыбнёмся друг другу и поделимся хорошим настроением! А вы любите, когда к нам приходят гости.
Д. -Ответы детей.
В. –Ребята, как вы думаете, кто же к нам придёт сегодня в гости?
Д. ответы детей…
В. -Попробуйте угадать! Послушайте внимательно (В. включает запись со звуком воды). Да -Вода!
В. –Правильно! Сегодня к нам в гости придёт волшебница-Вода! Хотите с ней познакомиться?
В. - А как вы думаете, для чего нужна вода?
Д. -Чтобы пить, мыть руки, купаться, готовить пищу, стирать.
В. -А вы и стирать умеете?
Д. -Да, мы помогаем стирать маме.
В. Покажите волшебнице-Воде, как вы помогаете стирать?
Д. - Пальчиковая гимнастика – «Стирка».
В. - Ах, какие молодцы, настоящие помощники для мамы.
В. Посмотрите, я принесла с собой стаканчики, В одном из них молоко, а в другом вода.
в каждый из них я положила палочку. В каком стаканчике мы видим палочку?
Д. - В стаканчике с водой.
В-А почему?
Д. - Потому, что молоко белого цвета, и в стаканчике палочку не видно.
В- Правильно, а в другом стаканчике палочку видно? Почему?
Д. –Видно, потому, что вода не имеет цвета, она прозрачная, светлая.
В. -Молодцы, ребята.
В. Мы видим потому, что вода прозрачная и не имеет цвета. Давайте проверим, была ли там палочка? В. выливает молоко из стаканчика, дети убеждаются, что в молоке была палочка.
В. А теперь я предлагаю узнать - пахнет вода или нет. Каждому ребёнку предлагает это сделать.
В. - Что вы можете сказать?
Д. - Вода не имеет запаха.
В. - А теперь узнаем. пахнет ли сок?
Д. - Да! Пахнет сладким, вкусным!
В. - А теперь определим на вкус. Попробуйте сок. В. - Какой он на вкус?
Д. - Сок сладкий, прохладный, приятный, вкусный!
В. Правильно, а теперь попробуем воду. Что вы можете сказать?
Д. Вода не имеет вкуса.
В. Вы, молодцы. А теперь, скажите мне, почему мы говорим, что вода-Волшебница?
Д. - Ответы.
В. - Правильно, Вода - волшебница потому, что умеет превращаться в снег, лёд, пар, росу и дождь.
В. - Ребята, я для вас принесла волшебные льдинки! Посмотрите (В. Показывает льдинки на тарелочке, Почему они волшебные? Д. - Ответы детей.
В. - Потому, что когда мы возьмём их в ручку, они начнут таять и превратятся в воду. Давайте попробуем.
Д. - Дети проводят опыт.
Волшебница-Вода хвалит детей.
В. - А теперь давайте вместе рассмотрим картинки. Дети рассматривают иллюстрации.
Д. Дети показывают, на каких картинках превращается вода в снег (Зима, снежный ком, снеговик, снежинка); в лёд (Сосулька, каток) ; в пар (пар из кипящего чайника, дыхание на морозе, росу (капельки на лепестках и траве, дождь.
В. -Ребята, а из чего состоит вода?
Д. - Из капелек.
В. - Правильно, а капельки очень весёлые и любят играть. Давайте поиграем.
Физ. минутка
Раз, два, три, четыре, пять, любят капельки играть.
Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп
Мы глазами миг-миг, мы плечами чик, чик
Раз туда, два сюда, повернись вокруг себя
Раз присели, два привстали
Руки кверху все подняли
Раз, два, раз, два (хлопают в ладоши)
Вот и кончилась игра.
___
В. -А вы знаете почему ещё воду называют Волшебницей?
Д. - Ответы.
В. - Вода может окрашиваться в различные цвета. Хотите узнать как?
Тогда я сейчас превращу вас в фокусников! Раз, два, три - ребятки покружились и в фокусников превратились. Я для вас приготовила волшебные баночки, и если сказать волшебные слова, вода в банках окрасится. Попробуем?
В. -Повторяйте за мной :
Ты вода-водица,
Друг ты мой студёный.
Стань вода-водица,
Не светлой, а разноцветной!
В. - Подуйте теперь на свои баночки. Дети говорят слова, дуют…
В. -А теперь потрясите хорошенько баночки. Что мы видим?
Д. - Водичка окрасилась.
В. - В какой цвет превратилась?
Д. - Дети называют цвет (жёлтый).В. - Правильно. Значит вода может ещё и окрашиваться в разные цвета. Вот это вода-Волшебница!
В. - А теперь фокусники наши покружились, в ребяток превратились.
В. Я пришла к вам с сюрпризом, и принесла с собой волшебные картинки, я же волшебница-Вода! При помощи кисточки и воды наши картинки станут разноцветными!
Присаживайтесь за столы и берите в руки кисточки.
Д. - Дети рисуют, видят в конце цветные изображения.
В. Что у вас получилось?
Д. - Водичка покрасила наши картинки, они стали разноцветными.
В. Какие же вы молодцы. Наверное, вы испачкали свои ручки? Давайте их помоем!
Д. - Дети подходят к центру воды и песка.
В. Я полью из лейки воду, а вы мойте свои ручки.
Посмотрите, наша водичка льётся! А почему?
Д. потому, что она жидкая!
В. Правильно, вытирайте ручки салфетками.
В. - Ребята, что вы узнали обо мне сегодня интересного?
Д. Ответы детей (вода не имеет цвета, запаха и вкуса; может превращаться в лёд, снег, пар, дождь, росу. может окрашиваться в разные цвета, вода льётся, она жидкая).В. -А теперь, мне пора возвращаться домой. До свидания! Мы с вами ещё встретимся!
Конспект НОД по образовательной области
«Художественно- эстетическое развитие», раздел: рисование
во второй младшей группе
Тема: «Дождик, дождик, кап, кап, кап…»
Цель: Учить детей образно отражать в рисунках впечатления от окружающей жизни.
Задачи:
Учить детей изображать дождик, используя прием «примакивание», развивать умение ритмично наносить мазки на всю поверхность листа, воспитывать умение слушать и слышать речевую инструкцию воспитателя.
Оборудование и материал: тонированный лист бумаги формата А3 с изображением большой тучи, тонированные альбомные листы на каждого ребенка, синяя гуашь, кисточки, салфетки, баночки с водой, зонтик.
Предварительная работа: рассматривание весенних репродукций, иллюстраций, п/и «Солнышко и дождик», наблюдение за дождем на прогулке, рисование тучи и дождя карандашом.
Словарная работа: весна, зонтик, дождик, туча, цветочек, дорожка, капельки, больше, добрый, теплый, сильный, краска, синяя, море, речка, весенний дождик, солнышко, «примакивание».
Методы и приемы: наглядный метод, демонстрационный метод, словесный метод.
Ход занятия
Дети, посмотрите, кто к нам пришел в гости? Правильно, наш друг Карандашик. Что в руках у нашего Карандашика? Правильно, это зонтик. Для чего нужен зонтик? Правильно, зонт мы берем с собой тогда, когда на улице идет дождь, он защищает нас. Карандашик, на улице идет дождь? Собрался я к вам в гости, вышел на улицу, и тут солнце спряталось за тучу, стало совсем темно, ветер зашумел, пошел дождь.
Карандашик, как стучит дождь?
Вот послушай. Дети, покажите как капает дождь. Дети постукивают пальцами по ладошке, повторяя : "Кап, кап, кап. "Карандашик послушай песенку о дожде. Дети с воспитателем поют песню "Дождик", сопровождая игрой на металлофоне.
Дождик, дождик, веселей,
Капай, капай, не жалей!
Брызни в поле пуще!
Станет травка гуще! Только нас не замочи!
Зря в окошко не стучи!
Воспитатель: Про что это стихотворение?
Дети: Про дождик.
Воспитатель: Про дождик. А на что капал дождик?
Дети: на цветочек, на листок, на дорожку, на лужок.
Воспитатель: А кто из вас гулял под дождем и видел дождик?
Дети делятся своими впечатлениями.
Воспитатель приглашает всех детей подойти и посмотреть видеоролик про дождь. Посмотрев и послушав шум дождя, воспитатель говорит детям.
Воспитатель: Ребята, мы с вами посмотрели на дождик чем? (глазками, послушали, как он шумит чем? (ушками) вспомним, как может капать дождь. Вначале, из тучки медленно капают маленькие капельки (дети указательным пальчиком потихоньку стучат по ладошке, изображая капельки дождя). Потом капельки становятся больше (дети изображают капли хлопаньем в ладоши). А потом дождик становится все сильнее и сильнее и начинается настоящий ливень (дети быстро машут руками).
Воспитатель приглашает детей подойти к доске, на которой на листе бумаги изображена большая туча и спрашивает у детей, что это такое?
Дети: Туча.
Воспитатель: А что идет из тучи?
Дети: Дождь.
Воспитатель показывает детям синюю краску, уточняет название.
Воспитатель: А что бывает синего цвета?
Дети: море, вода, лужа, цветы (колокольчики, и т. д.
Воспитатель: Сегодня я Вас научу рисовать дождик с помощью кисточки и синей краски. Воспитатель подробно объясняет рисование гуашевыми красками с помощью приема «примакивание». Дети стоят вокруг стола полукругом.
Сначала следует взять кисточку, взять ее нужно в правую руку, держать тремя пальчиками, опустить хвостик кисточки в краску и лишнюю краску тихонечко снять о край баночки. Потом легко, без сильно нажима, прикладывать к бумаге. После соприкосновения с бумагой оторвать от бумаги кисточку. Ритм рисования капелек воспитатель сопровождает ритмом слов: «кап-кап-кап, кап-кап-кап».
После того как дети посмотрели, дети садятся за столы и приступают к рисованию.
Воспитатель: Ребята, покажите мне как вы правильно возьмете кисточки, давайте с вами пока без краски потренируемся рисовать дождик, возьмите кисточки и повторите за мной (показ воспитателя).
Воспитатель предлагает детям нарисовать дождик «как у меня». Педагог индивидуально помогает тем детям, у кого возникают затруднения. Поощряет детей сопровождать ритм отпечатков ритмом слов: «кап-кап, кап-кап, кап-кап».
После того как все дети нарисовали дождик воспитатель приглашает их поиграть.
Воспитатель показывает детям большой зонтик. Воспитатель спрашивает, что это?
Дети: Зонт.
Воспитатель: А зачем он нужен?
Дети: Чтоб не промокнуть под дождем.
Воспитатель:
Тучка солнышко закрыла,
Наших деток намочила!
Ну-ка, все сюда бегом,
Вас накрою я зонтом!
Воспитатель проговаривает слова игры, раскрывая при этом зонт.
Предлагает малышам спрятаться под ним.
Убирает зонт со словами:
Тучка спряталась за лес,
Смотрит солнышко с небес,
И такое чистое,
Тёплое, лучистое.
Игра повторяется 2 раза.
Итог.
По окончанию рисования, воспитатель размещает их на доску. Педагог приглашает детей, подойти и полюбоваться, какие замечательные рисунки получились.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что мы рисовали? Каким цветом?
у всех рисунки получились разные, у кого-то капельки – дождинки большие, а у кого-то маленькие.
Экспериментальная деятельность
Опыт № 1. Вода – это жидкость.
( У детей на столе 2 стакана: 1 – пустой, 2 – с водой).
Воспитатель: Перелейте воду из одного стакана в другой. Льется вода? Почему?
Дети: Вода льется, потому что она жидкая.
Вывод: Вода – жидкость, ее можно наливать, переливать.
Опыт № 2. Вода не имеет формы.
(Опыт проводит воспитатель. На столе – сосуды разной формы).
Воспитатель: Давайте сравним форму воды в своем стакане с водой у соседа, у меня. Посмотрите, я буду переливать.
Воспитатель: Какого же цвета тогда вода?
Дети: У воды нет цвета. Никакого.
Вывод: Вода не имеет цвета, она бесцветная.
Воспитатель: А я знаю, что вода может изменять свой цвет. Хотите в этом убедиться?
Дети: Да.
Воспитатель: Возьмите краску и размешайте ее в стакане с водой. Что произошло с водой?
Дети: Вода поменяла свой цвет (синий, красный, желтый, зеленый).
Вывод: Вода меняет свой цвет в зависимости от того, что в нее добавили.
Опыт № 3. Вода прозрачная.
(На столе у детей карточки с картинками).
Воспитатель: Возьмите рисунок у себя на столе и посмотрите на него через стакан с водой, на свою руку. Видите, руку, рисунок?
Дети: Да.
Воспитатель: Что можно сказать о воде?
Дети: Вода прозрачная.
Вывод: Вода прозрачная.
Опыт № 4. У воды нет запаха.
(На столе у детей стакан с водой).
Воспитатель: Вы чувствуете запах, когда мама печет вкусные пироги, как пахнут цветы? Понюхайте воду, чем она пахнет?
(Дети берут стаканчики с водой, нюхают).
Дети: Ничем не пахнет.
Вывод: Вода не имеет запаха.
Опыт № 5. У воды нет вкуса.
(Детям предлагается только кипяченая вода. На столе стоят пиалы с сахаром, солью, ложечки, стакан с водой).
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам попробовать воду на вкус. Какая она? Сладкая, соленая, кислая, горькая?
Дети: Нет никакого вкуса.
Вывод: У воды нет вкуса.
Воспитатель: А теперь возьмите ложечки и положите себе в стакан вещество, которое стоит у вас на столе, размешайте и попробуйте воду. Какая она стала на вкус?
Дети: Сладкая, соленая.
Вывод: Вода меняет вкус в зависимости от того, что в нее добавили.
Опыт № 6. Лед – это твердая вода.
(На лабораторном столе поддоны со льдом и снегом).
Воспитатель: Дети подойдите к столу. Что лежит в ванночках?
Дети: Льдинки, лед, снег.
Воспитатель: Что происходит со льдом и снегом?
Дети: Снег и лед тают, получается вода.
Вывод: Лед и снег – это тоже вода.
Загадки в детском саду
Меня ждут, не дождутся,
А как завидят – разбегутся. (ДОЖДЬ)
Над тобой и надо мной
Пролетел мешок с водой.
Наскочил на дальний лес,
Простудился и исчез. (ЛИВЕНЬ)
С неба – звездой,
На ладошку – водой. (СНЕЖИНКА)
Висит за окошком
Кулёк ледяной,
Он полон капели
И пахнет весной. (СОСУЛЬКА)
Сам вода,
А по воде плавает. (ЛЕД)
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой застлали.
А пошли искать их днём –
Ищем, ищем – не найдём. (РОСА)
Чайник на плите стоит,
Что над чайником шипит (ПАР)
Наблюдения: Вода
Учимся пускать пар
первый снежок -
иней
лёд
игры со снегом
Катание на горке
Следы на снегу
Цветные льдинки - подкрашиваем воду, разливаем в одноразовые стаканчики
выставляем на балкон замораживать