Получи документы

Познавательно-речевое развитие дошкольников. Конспект занятия в подготовительной гр. «Звук и буква Ц» «Помоги Карлсону»

Елена Рыжикова
Познавательно-речевое развитие дошкольников. Конспект занятия в подготовительной гр. «Звук и буква Ц» «Помоги Карлсону»

Задачи:

Цель: Познакомить с новой буквой и звуком «Ц,ц».

Программное содержание:

ОО «Познавательно-речевое развитие»

1. Развивать любознательность и познавательную мотивацию.

2. Совершенствовать навыки звуко-слогового анализа слова.

3. Учить выделять из текста слова с заданным звуком, упражнять в словообразовании.

4. Закрепить умение анализировать предложение и составлять его из букв.

5. Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний;

Публикация «Познавательно-речевое развитие дошкольников, Конспект занятия в подготовительной гр, „Звук и буква Ц“ „Помоги Карлсону“» размещена в разделах

6. Развивать память, мышление, устойчивое внимание.

7. Формировать умение анализировать правильность выполнения своих заданий и заданий товарищей при проверке.

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

1. Воспитывать усидчивость, умение добиваться полного выполнения задания, умение слушать своих товарищей, не перебивая.

3. Воспитывать адекватно реагировать на замечания и исправления товарищей, умение доброжелательно оценивать ответы друзей, формировать верную самооценку.

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

1. Способствовать становлению устойчивого интереса к родной речи.

2. Стимулировать детей к сопереживанию персонажам художественных произведений (Карлсон) в процессе восприятия художественной литературы.

Использование современных образовательных технологий: «Корзина идей»

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, ноутбук.

Демонстрационный материал:

1. «Корзина идей» панно, почтовый ящик.

2. Компьютерная презентация физминутки «Карлсон, смешной человечек».

3. Конверт с заданиями:

схемы предложений

а) «__ __ |__ __»,

б) «__ __ __ __»,

в) «__ __ __».

5. Карточки с буквами «Ц», «ц».

6. Касса букв с выученными буквами.

7.«Корзина идей» для записи предложения буквами.

8. Экран для самоанализа.

9. Карточки с именами детей для самоанализа.

10. Игрушка или картинка с изображением Карлсона.

Раздаточный материал:

1. Кассы букв с выученными буквами и буквой «Ц,ц».

2. Фишки для обозначения звуков : синий квадрат – согласный твердый, зеленый квадрат – согласный мягкий, красный квадрат – гласный.

3. Листы для чтения с буквой «Ц — ц».

Ход:

Этапы Деятельность воспитателя Деятельность детей

МОТИВАЦИОННЫЙ

Воспитатель: «Ребята, к нам на почту пришло живое письмо от Карлсона. Давайте его посмотрим.

Карлсон : «Ребята, я не смог к вам долететь издалека, мой пропеллер сломался, и сейчас в ремонте. Много раз слышал, что в вашем детском саду дети очень хорошо и грамотно говорят, пишут, читают, знают все буквы. А вот я еще не все буквы изучил, поэтому, помогите мне, пожалуйста, выполнить задания. Коверт с заданиями вы найдете в вашем почтовом ящике.»

Воспитатель достает из почтового ящика конверт и вынимает из него листы с заданиями.

Дети становятся полукругом у доски. И смотрят приветствие и обращение к детям Карлсона.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ - Ну, что, поможем Карлсону? Заданий много. Чтобы их выполнить быстро, предлагаю разделиться на группы. Давайте вспомним главные правила работы в группах.

Показ алгоритма взаимодействия в группах.

Дети договариваются

и делятся на 2 группы.

Повторяют алгоритм взаимодействия в группах.

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ I задание.

- Какая из трех схем подойдет к предложению «У цапли птенцы»

- Обсудите, примите общее решение. Каждая команда, свои идеи сбросьте в общую корзину.

II задание.

- 1 часть. Игра «Назови слово» нужно придумать слова на звук, с которого начинается слово «цапля».

- 2 часть – Знакомство с буквой и звуком «Ц,ц».

III задание.

- Составьте предложение на «корзине идей» «У цапли птенцы» буквами.

Воспитатель для индивидуальной работы приглашает к доске одного ребенка,

IV задание.

- а) Чтение каждым ребенком столбиков слов по одному столбику;

- б) Чтение столбиков с заданиями.

Каждая команда выбирает себе карточку с нарисованной отгадкой.

Чтение загадок на отгадки. Рассматривают варианты схем предложений под заданное предложение «У цапли птенцы», советуются, дети совместно обсуждают решение, по ходу исправляют ошибку. Договариваются, кто будет отвечать.

Дети придумывают слова: цыпленок, цыц, цып-цып,цыплята, цистерна,царапать, цыган,цыганка, цыганочка,цыганский, цыганята, цирк, циркачи, цирковые,церковь, церковный, царь, царица, царевна, царевич.

Дети усваивают новую информацию.

Остальные дети, сидя за столами, пишут это предложение самостоятельно. Проверяют, обсуждают.

Дети читают свои столбики слов, выполняют задания.

По отгадкам на картинках, произносят загадку. («Морковь» - сидит красавица на улице, а коса в темнице.) Дети представляют свои варианты. Одобряют или корректируют ответы товарищей.

Ответы детей.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ Воспитатель организует активную оценочно-рефлексивную деятельность детей.

- Проанализируйте ответы своих сверстников. Чьи ответы вам понравился больше и почему?

- Кто еще хочет высказать свое мнение? Вы согласны? Почему вы так думаете?

- Кто еще хочет что-то добавить?

- Легко ли вам было работать в командах? А кому трудно? Почему?

Карлсон : «Молодцы, ребята, со всеми заданиями справились. За это я вам на группу дарю игру «По звуковой дорожке слов».

Анализируют работу в группах (Работали дружно, сообща, помогали друг другу, советовались, узнали новое и т. д.).

Воспитатель: «Давайте читать задания по порядку.» Выкладывает первую схему в «корзину идей», обозначает проблему:

I задание.

Воспитатель: «Какая из трех схем подойдет к предложению «У цапли птенцы»

Дети каждой команды «скидывают» свои варианты ответов в «корзину идей» для рассмотрения:

а) «__ __ |__ __»,

б) «__ __ __ __»,

в) «__ __ __».

Воспитатель: «Как вы думаете, правильно ли составлены схемы предложений?»

Дети: «Нет, не правильно.»

Воспитатель: «Как вы думаете, почему?»

Дети: «В схемах допущены ошибки.»

Не обозначена Большая буква в начале предложения.

Не стоит знак препинания (точка) в конце предложения.

Не обозначено маленькое слово (предлог) в предложении.

Дети совместно обсуждают решение, по ходу исправляют ошибку.

Воспитатель: «А теперь вы можете сказать, какая из этих схем обозначает наше предложение?»

Дети предлагают исправленную схему: «|__ __ __».

Воспитатель: «Прочитайте предложение по схеме, чтобы проверить.»

Дети правильно читают предложение по исправленной схеме.

Воспитатель предлагает продолжить выполнять задания из конверта.

II задание.

1 часть – Игра «Назови слово» на звук, с которого начинается слово «цапля».

Воспитатель: «В этом задании нужно придумать слова на звук, с которого начинается слово «цапля».

Дети придумывают слова: цыпленок, цыц, цып-цып, цыплята, цистерна, царапать, цыган, цыганка, цыганочка, цыганский, цыганята, цирк, циркачи, цирковые, церковь, церковный, царь, царица, царевна, царевич.

2 часть – Знакомство с буквой «Ц,ц».

Воспитатель: «Какой буквой может обозначаться звук «ц»

Характеристика звука : звук согласный, всегда твёрдый, глухой.

Дети: «Буквой «цэ».

Воспитатель: «А какая это буква и почему

Дети: «Звук «ц» согласный, значит и буква – согласная

Воспитатель показывает карточку с изображением заглавной буквы «Ц».

Воспитатель: «Это какая буква

Дети: «Это заглавная или большая буква «ЦЭ».

Воспитатель показывает карточку с изображением маленькой буквой «ц».

Воспитатель: «А это какая буква

Дети: «Это маленькая буква «цэ».

Воспитатель: «Что вы можете сказать об этих буквах

Дети: «Они похожи элементами, но отличаются размерами.»

III задание.

Составление предложения на «корзине идей» «У цапли птенцы» буквами.

Воспитатель для индивидуальной работы приглашает к доске одного ребенка, а остальные дети, сидя за столами, пишут это предложение самостоятельно.

Воспитатель: «Давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание.»

Ребенок вслух читает предложение. Остальные проверяют записи предложений у себя и на «корзине идей»

Ребенок: «У» - маленькое слово, оно пишется отдельно. Еще оно является

первым словом в предложении, и я его написал с большой буквы. Слово «Цапли» я написал с маленькой буквы, така как это не начало предложения, не имя человека, не кличка животного и не географическое название. После «ц» я написал букву «а», так как после твердой согласной слышится звук «а» и пишется буква «а». После «л» написал букву «л» так как после мягкой согласной слышится звук «л» и пишется буква «л». «Птенцы» я написал с маленькой буквы, так как это не имя человека, не кличка животного, не географическое название. После «т» я написал букву «е», так как после мягкой согласной слышится звук «э», но пишется буква «е». После «ц» я написал букву «ы», так как после твердой согласной слышится звук «ы» и пишется буква «ы». В конце предложения я поставил точку.

Воспитатель при необходимости обращается к детям за помощью.

Воспитатель: «А теперь, ребятки, вы здорово потрудились. Карлсон и я предлагаем вам немного отдохнуть. Приглашаем вас выйти к нам. Повторяйте веселые движения за Карлсоном

ФИЗМИНУТКА «Карлсон, смешной человечек»

Смотри приложение презентацию.

Весёлая физминутка помогает детям расслабиться, получить позитивные эмоции, весёлая песенка поднимет настроение и поможет воспитателю настроить детей на рабочий лад.

Воспитатель: «Продолжим выполнять увлекательные задания!»

IV задание.

Чтение листов с выполнением заданий.

Воспитатель раздает всем по 1 листу.

а) Чтение каждым ребенком столбиков слов по одному столбику;

б) Чтение столбиков с заданиями:

Воспитатель: Найдите:

В 1 ряду столбиков:

- в первом столбике первое слово;

- в первом столбике третье слово

- во втором столбике первое слово;

- во втором столбике второе слово;

- прочитать слова, которые начинаются с буквы «ц»;

- прочитать слова, которые заканчиваются на букву «ц».

Во 2 ряду столбиков:

- в первом столбике прочитать слово с буквой «ц»;

- в третьем столбике прочитать слово, обозначающее животного, птицу.

в) Работа над текстом «Год».

- Чтение по одному предложению по очереди.

- Задание: прочитать названия зимних месяцев;

прочитать названия весенних месяцев;

прочитать названия осенних месяцев;

прочитать названия летних месяцев.

Индивидуальная работа с быстро читающими детьми:

Задание: Найти и прочитать названия месяцев с буквой «ц» (таких нет).

г) Чтение и отгадывание загадок.

Воспитатель: Карлсон принес отгадки к загадкам (показывает ножницы и морковку).

Задание: 1) прочитать загадку к этой отгадке (морковь); «Сидит красавица на улице, а коса в темнице»

2) прочитать загадку к другой отгадке (ножницы); «Два кольца, два конца, посередине гвоздик»

Фонетическое упражнение. Поиграем со звуками.

«Мама спит. Девочка просит детей не шуметь: «ЦЦЦЦЦЦ! Тихо! Не шумите!». Звук произносится отрывисто.

«Кузнечик стрекочет» : ЦЦЦЦЦЦЦЦ…

Воспитатель: «А для того, чтобы красиво и правильно произносить звук Ц, мы сделаем речевую гимнастику.»

Речевая гимнастика:

«Циркач умеет гарцевать, зверей и птиц дрессировать»

Дидактическое упражнение. «Один – много». Воспитатель просит, изменить последний слог в словах (Работа над словообразованием).

Курица – курицы, мельница – мельницы, больница - … ., рукавица -, пуговица - … ., луковица -, граница - … .

Подведение итогов:

Карлсон : «Молодцы, ребята, со всеми заданиями справились. За это я вам на группу дарю игру «По звуковой дорожке слов».

Публикации по теме:

«Звук [С], буква С». Конспект занятия в старшей группе по подготовке к обучению грамоте детей с ОНР Конспект занятия в старшей группе по подготовке к обучению грамоте детей с ОНР. Провела учитель-логопед Анисимова Светлана Александровна.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе «Звук и буква Ц» Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе Тема: «Звук и буква Ц». Цели: 1. Продолжать развивать у ребёнка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательно-речевое развитие дошкольников. Конспект занятия в подготовительной гр. «Звук и буква Ц» «Помоги Карлсону»
Опубликовано: 4 марта 2015 в 19:43
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД