МААМ-картинки

Познавательно-речевое занятие с элементами экспериментирования «Невидимка воздух»

Марина Самарина
Познавательно-речевое занятие с элементами экспериментирования «Невидимка воздух»

Цель: Формировать у детей представление о воздухе, о роли воздуха в жизни человека, животных, растений. Составить у детей представление о ветре.

Программные задачи: Вызвать у детей интерес к проведению экспериментов. Расширять знания деетй об окружающем мире. Воспитывать любовь к природе.

Словарная работа: Обогатить словарь детей новыми словами: лаборатория, опыты, прозрачный, «невидимка».

Публикация «Познавательно-речевое занятие с элементами экспериментирования „Невидимка воздух“» размещена в разделах

Предварительная работа: Наблюдение во время прогулки за ветром, облаками, конструирование корабликов, чтение художественной литературы.

Оборудование: - прозрачный стеклянный стакан;

- металлическая ложка;

- прозрачная глубокая емкость с водой;

- воздушные шарики;

- соломки для коктейля;

- мыльные пузыри;

- кораблики из пенопласта и бумаги;

- емкости с водой;

- салфетки;

- комнатный вентилятор;

- ширма для кукольного театра;

- кукла Буратино;

- листы бумаги;

- цветные карандаши.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, внимательно послушайте и угадайте загадку:

Он нам нужен, чтобы дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но не видим он для нас!

- Что это? Ответы детей (воздух).

Воспитатель: «Правильно – это воздух. Воздух окружает нас со всех сторон и занимает все свободное пространство. Воздух есть в воде, в разных предметах, в растениях: есть он и в теле человека, и теле животных. Он очень легок и невидим. И сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие ученые и для этого у нас есть лаборатория (показывает)

За ширмой появляется кукла Буратино.

Буратино: «Здравствуйте, ребята! А что это вы тут собираетесь делать?»

Воспитатель: «Мы с ребятами хотим поговорить о воздухе»

Буратино: «О воздухе! А кто его видел этот воздух? Может его и нет вовсе! Лично я никогда не видел воздух, а вы, ребята?»

Воспитатель: «Погоди, Буратино! Лично я тоже воздуха не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас.»

Буратино: «Ой, все-то вы знаете! А я вам не верю! Вот докажите, что этот самый воздух есть в этой комнате

Воспитатель: «Давайте, ребята, докажем Буратино, что воздух все-таки есть

(Опыт №1 с пакетиками)

Воспитатель: «Что, ребята, у нас в мешочках? (воздух). А какой он? Видим мы его? Почему мы его не видим воздух? Почему его называют невидимкой? (ответы детей)

Воздух прозрачный, значит, через него все видно. Посмотрите, а, что еще прозрачное? Давайте найдем прозрачные предметы в нашей комнате. (Аквариум, окна) (подходят к окну).

- Посмотрите, какое прозрачное стекло, через него все видно и другие дома, машины, и улицы, и деревья. А теперь давайте пройдем вместе в нашу лабораторию, я хочу показать вам еще один опыт. (показывает стакан)

- Ребята, как вы думаете этот стакан пустой? Есть ли в нем что-нибудь?»(ответы детей).

Буратино: «Ну и что тут интересного? Каждому ясно, что в стакане нет ничего. Давайте нальем туда что-нибудь или положим».

Воспитатель: «Говоришь, нет ничего в стакане? А мы сейчас проверим».

(Опыт №2 со стаканами).

Воспитатель: «Ну, что убедились, что стакан не пустой в нем есть воздух

Буратино: «Эка невидаль, воздух! Я, может, и раньше знал, что воздух есть, а просто вам так всем говорил. Я тоже вспомнил, как можно увидеть воздух. Вот послушайте меня.

Однажды меня угостили вкусной водой и дали трубочку – соломку. Я, конечно, не только пил, но и пузыри через соломку пускал. Вот здорово было!»

Воспитатель: «Ребята, давайте и мы попускаем пузырьки из соломинки. Возьмите каждый по соломинке и подойдите к сосуду с водой.

(Опыт №3 с соломинкой)

- Что выходит из воды с пузырьками?»

Дети: «Воздух

Воспитатель: «А какие пузыри еще можно пускать?»

Дети: «Мыльные».

Воспитатель: «Давайте и мы мыльные пузыри попускаем»(Дети берут «Мыльные пузыри» и пускают их).

Воспитатель: «Буратино, как ты думаешь, что находится внутри мыльных пузырей?»

Буратино: «Конечно знаю, мыло!»

Воспитатель: «Ребята, прав ли Буратино? Почему? Конечно, в каждом пузыре внутри находится воздух

Буратино: «Воздух, мыло, какая разница! Вы мне лучше другое скажите: и я, и ребята, и все люди дышат через нос, правильно?»

Воспитатель: «Правильно! Ребята, давайте покажем Буратино, как дышат наши носики».

(Опыт №4 с салфеткой)

- Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?

Дети: «Нет!»

Воспитатель: «Ас салфеткой видно? (Да). А еще можно увидеть, как мы дышим зимой – изо рта выходит пар».

Буратино: «Ребята, а вы знаете чем дышат животные?»

Дети: «У них тоже есть носики».

Буратино: «А собака, если ей жарко, дышит ртом, я сам видел. А как дышат растения? Где у них спрятаны носики?»(гипотезы детей).

Воспитатель: «А у растений нет никаких носов. Зато на листьях у них есть маленькие дырочки – отверстия, их трудно увидеть. Вот через них и дышат все растения и комнатные тоже. Вот почему мы вытираем пыль с листьев и моем их. Всем живым существам нужен воздух. Правда, ребята?» (Да).

- Вот мы с вами дышим носиками, а что мы можем ими чувствовать?

Дети: «Можем чувствовать запахи».

Воспитатель: «А воздух пахнет? (ответы детей). А как же так получается, что на кухне пекут пирожки, а мы в группе чувствуем их запах?»(ответы детей).

- Воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух не имеет запаха.

- Какие еще запахи может переносить воздух? ( ответы детей: запахи цветов, духов, конфет и т. д.).

- А может ли воздух передавать звуки? (ответы)

(Опыт №5 со стаканом и ложечкой)

- Какие еще звуки может передавать воздух? (ответы)

Буратино: «А я знаю, где можно много воздуха найти. В шариках, они так и называются - воздушные».

Воспитатель: «Ну что, Буратино, мы убедили тебя, что воздух есть

Буратино: «Да, я понял, что воздух нас окружает везде, мы им дышим. Просто я думал, что раз его не видно, то его и нет. А теперь я пойду в кукольный театр к своим друзьям и расскажу им про воздух. А вам хочу подарить эти воздушные шарики». (дает детям коробочку с шариками). Дети надувают шарики и держат их, затем отпускают их, воздух выходит.

Итог: - Сегодня мы много узнали о воздухе. Что же мы узнали?

- Что воздух – часть природы. Он везде вокруг нас, мы им дышим.

- Воздух невидим, прозрачен.

- Воздух может двигаться.

- И еще очень важное свойство воздуха. Сам он не имеет запаха, но он может переносить запахи. Мы не слышим воздух, но когда он движется, он может переносить звуки.

Воздух необходим всем нам, без него жизни нет!

Публикации по теме:

«Музей ветра». Перспективный план мероприятий по работе с детьми старшего дошкольного возраста Перспективный план мероприятий по работе с детьми старшего дошкольного возраста по теме "Музей ветра" СентябрьПроведение серии опытов.

Планирование целевых прогулок с детьми младшего дошкольного возраста с марта по май Планирование целевых прогулок. месяц тема цель Интеграция оо март Благоустройство города Уточнить представления детей о малой родине. Формировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательно-речевое занятие с элементами экспериментирования «Невидимка воздух»
Опубликовано: 4 июня 2014 в 09:17
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД