Папки-передвижки

Познавательно-речевой проект «Хлеб — всему голова»

Ольга Кулакова
Познавательно-речевой проект «Хлеб — всему голова»

Познавательно-речевой проект «Хлеб - всему голова»

Тип проекта : познавательно-речевой, с элементами исследовательской деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий

По количеству участников: групповой.

Участники: воспитанники старшей группы родители воспитанников, воспитатели.

Возраст: 5 – 6 лет.

По продолжительности: краткосрочный

Автор проекта : Кулакова О. И.

Проблема:

Публикация «Познавательно-речевой проект „Хлеб — всему голова“» размещена в разделах

После обеда в каждой группе остается много хлеба. Дети часто забывают взять его с тарелочки, это объясняют тем, что не хотят, или не любят. Многие могут играть с хлебом, лепить шарики, кидать, крошить.

Но ведь хлеб издавна считался нашим богатством. На Руси к хлебу всегда относились с почтением и благоговением. Слагали песни, стихи, пословицы:

Хлеб – батюшка, водица — матушка.

Хлеб – дар божий.

• Без хлеба и мёдом сыт не будешь.

Хлеб - всему голова.

В настоящее время у детей недостаточно сформированы знания о ценности хлеба, о процессе выращивания хлеба, о труде людей, участвующих в производстве хлеба. Этому способствует и низкий уровень заинтересованности родителей к воспитанию у детей бережного отношения к хлебу, уважение к традициям русского народа.

Актуальность:

В жизни каждого человека понятие «хлеб» входит с рождения. И в сознании человеческом хлеб представляется не только караваем на столе, но и мерилом нравственных ценностей, символом того, что приносит человеку самоотверженный, непрестанный труд.

В дошкольном детстве закладываются основы личностной культуры человека, приверженность к общечеловеческим духовным ценностям. Ребенок учится ориентироваться в природе, предметах, созданных руками человека, явлениях окружающей действительности, общественной и собственной жизни.

В последнее время нас всё чаще волнует отношение детей к хлебу. Всегда ли мы бережно относимся к хлебу? Кто использует хлеб для питания? Всегда ли хлеба было вдоволь на столе у людей? От чего зависят урожай хлеба и разнообразие его на прилавках магазина? Как хлеб попадает на наш стол? Кто заботится о том, чтобы мы могли приобрести его к своему столу? Ответить на эти вопросы половина детей группы не смогли. Остальные воспитанники затрудняются с ответами, их знания по теме очень бедны.

Это еще раз подтверждает, что надо расширять и углублять знания детей о хлебе, способах его получения, работе хлеборобов, пекарей. Чем больше дети будут знать о нем, тем дороже он станет им. Мы хотим воспитать детей, знающих каким способом получают муку, хлеб и уважающих труд хлеборобов, а также научить бережно относиться к хлебу.

Как же научить уважать хлеб? В нашей стране относились к хлебу всегда по-особенному.

Если человек в чем-то не очень разбирается, о нем говорят: думает, что булки на деревьях растут.

Вместе с ребятами старшей группы мы решили проследить весь путь хлеба : от зернышка до нашего стола, увидеть разнообразие хлебобулочной продукции.

Модель трё х вопросов:

Что мы знаем?

Хлеб продается в магазине

Хлеб бывает белый и черный

Хлеб вкусный и ароматный

Он полезный

Сеют зерно и отвозят на мельницу

Хлеб пекут из муки

Что хотим узнать?

Как растет хлеб?

Как готовится тесто?

Какой хлеб полезней?

Как правильно употреблять в пищу хлеб?

Где мы можем узнать?

Спросить у взрослых

Посмотреть в интернете

Прочитать в книге, энциклопедии

Посмотреть кино или мультики

Сходить в музей

Цель:

формирование у детей первоначальных представлений о процессе получении хлеба, о значимости его для человека.

Задачи:

1. Изучить историю возникновения хлеба.

2. Узнать, почему хлеб называют хлебом, как хлеб выращивали раньше.

3. Дать детям представление о том, какой путь проходит зерно, чтобы

стать хлебом.

4. Формировать представление о труде взрослых в сельском хозяйстве и

промышленности.

5. Обогащать словарный запас детей новыми словами. Учить правильно

строить предложения, высказывать свои мысли.

6. Развивать творческие способности детей.

7. Способствовать детской любознательности, расширять кругозор.

8. Воспитывать бережное отношение к хлебу и уважение к труду людей

разных профессий, занимающихся выращиванием и производством хлеба.

Этапы реализации проекта :

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП:

Деятельность педагогов:

- определение проблемы,

- определения уровня знаний детей по теме,

- постановка цели и задач,

- определение методов работы,

- составление плана мероприятий по реализации проекта;

- вызвать положительный отклик родителей на существующую проблему.

Совместная деятельность педагогов и родителей:

подбор :

-методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала;

-материалов для изобразительной и продуктивной, коррекционной деятельности детей;

-материалов, игрушек, атрибутов для игровой деятельности;

- презентаций на данную тему.

2. ОСНОВНОЙ ЭТАП (ПРАКТИЧЕСКИЙ)

Планирование деятельности педагогов:

Образовательная область Формы и методы работы

Познавательное развитие

Занятие Ознакомление с окружающим миром (предметное, природное, социальное окружение) «Хлеб-всему голова»,

Дидактические игры «Назови правильно: злаки» Рассматривание зерен пшеницы, ржи, ячмени. Посадка пшеницы для проращивания;

«Отгадайте, что за растение», «Закончи предложение», «Путешествие зернышка», «А что потом?», «Отгадай», «Съедобное – несъедобное», «Подскажи словечко»

Экспериментирование «Волшебница-мука», «Свойства веществ»

Оформление макета «Откуда хлеб пришел на стол.

Посещение музея хлеба (с родителями и воспитателями)

Речевое развитие

Занятие по развитию речи «Пересказ рассказа Марии Глинской «Хлеб»

Чтение и обсуждение:

Г. Х. Андерсен: ”О девочке, которая наступила на хлеб”,

М. Пришвин “Лисичкин хлеб”.

РНС «Крылатый, мохнатый, да масляный»

УНС «Колосок»

РНС «Легкий хлеб»

Инсценировка сказки “Колобок”.

Стихотворения:

«Ломоть хлеба» В. Орлов, «Хлебушек душистый» С. Погореловский,

«Зерна наших дней, светитесь» Н. Тихонов, «Хлеб ржаной, батоны, булки». Д. Кедрин

Чтение и заучивание пословиц, поговорок, потешек, считалок, стихотворений о хлебе и хлебобулочных изделиях.

Социально-коммуникативное развитие

Занятие «Как колосок пришел к нам на стол»

Беседы: «Откуда хлеб пришёл», «Кто печет нам пирожки?», «Как выращивают хлеб», «О сборе урожая», «О культуре поведения за столом и бережном отношении к хлебу», «О профессиях хлебороба, пекаря», «Путешествие на хлебозавод» (показ презентации, «В чем польза хлеба, «Труд человека кормит, а лень портит», «Комбайны-великаны», «Главная машина –трактор».

Дидактические игры: «Что из чего?», «Узнай на вкус», «Кто больше назовет», «От зернышка до булочки», «Какой хлеб, «Что сначала, что потом?» и другие.

Сюжетные игры: «Семья» игровая ситуация «Поход в хлебный магазин», «Семья» игровая ситуация «Готовим пирог». «Семья» игровая ситуация «Экскурсия в музей хлеба», Семья» игровая ситуация: «Ждем гостей. Печем пирожки»; «Музей хлеба», «Мы - водители».

Физическое развитие

Подвижные игры: «Где мы были - мы не скажем, что мы делали, покажем!», «Пахари и жнецы», «Пирог»

Хороводная игра «Каравай», «Петушок шел, шел»».

Игры малой подвижности «Вопрос-ответ», «Найди колосок и промолчи», «Зернышки»

Физкультминутки: «Замесим тесто», «Колоски», «Урожай собирай», «Трактора», «Мельница», «В землю зернышки попали»

Пальчиковая гимнастика «Молотить мы стали», «Белый мельник»

Дыхательное упражнение «Ветер»

Художественно-эстетическое развитие

Занятие Аппликация с использованием природного материала (тыквенные семечки) «Колосок».

Занятие Рисование «Пшеничные колосья»,

Занятие Рисование сюжетное по сказке «Колосок

Рассматривание репродукций картин русских художников: И. Шишкин «Рожь», Н. Купреянов «Вспашка», «Посев», «Уборка», А. Васнецов «Жнецы» и др.

Лепка из солёного теста «Хлебобулочные изделия».

Раскрашивание раскрасок на тему: «Хлеб, хлебобулочные изделия».

Конструирование из строительного материала: «Грузовые машины», «Хранилище для зерна. Элеватор»

Инсценировка детьми сказки «Колосок» в празднике осени

Дети:

Знакомство с хлебобулочными изделиями. Наблюдения за всходами пшеницы. Разучивание игр, стихотворений, участие в экскурсии в музей хлеба, в инсценировках и продуктивной деятельности. Поиск с родителями новых знаний о хлебе, его производстве.

Родители:

Беседа «Значение хлеба в жизни человека».

Поиск новых знаний о хлебе, его производстве. Участие в оформлении фотоальбома «Хлеб всему голова» (фото с экскурсии в музей хлеба, фото «Домашняя выпечка»)

Участие в оформление макета «Хлеб всему голова».

Участие в оформлении картотеки «Дидактические игры по теме «Хлеб всему голова», «Все о хлебе : пословицы, поговорки, стихи, сказки».

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

• анализ достижения поставленной цели и полученных результатов;

• обобщение результатов работы, формулировка выводов;

• обобщение собранного в процессе работы над проектом материала;

• чаепитие с сушками и крендельками;

• подготовка презентации проекта.

Ожидаемые результаты по проекту :

1. Воспитанники познакомятся с историей возникновения хлеба.

2. Узнают, как хлеб выращивали раньше, научатся находить признаки сходства и отличия зерновых культур;

3. У детей сформируется представление о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом.

4. Воспитанники много узнают о труде взрослых в сельском хозяйстве и

промышленности. Будут бережнее относиться к хлебу и к труду людей.

5. Обогатится словарный запас детей новыми словами. Они научатся правильно строить предложения, высказывать свои мысли.

6. Дети смогут освоить новые приемы и способы экспериментирования;

7. Проявятся творческие способности детей.

8. Расширится кругозор воспитанников. Дети познакомятся с названиями хлебобулочных изделий (батон, хлеб, пирожки, баранки, пряники т. д.);

9. Узнают о пользе хлеба для человека.

ПРОДУКТЫ ПРОЕКТА :

- Макет «Откуда хлеб пришел на стол».

- Фотоальбом «Хлеб всему голова».

- Выставка рисунков.

- Картотека дидактических игр по теме, подборка материала «Все о хлебе : пословицы, поговорки, стихи, сказки».

- Буклет для родителей «Хлеб всему голова»

ВЫВОДЫ

Цель проекта достигнута.

Проведенная диагностика знаний по теме показала, что:

- дети получили в игровой и занимательной форме новые для себя знания, уточнили и углубили представления о то, что хлеб является ежедневным продуктом питания человека,

- узнали откуда берётся хлеб и как его производят.

Появилось уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу. Сформировались навыки исследовательской деятельности.

Развилась познавательная активность, самостоятельность, творчество.

Все это способствует не только познанию природы, но и, утверждению в самом себе человеческого достоинства, доброты, сопереживания всему живому.

Дети самостоятельно смогли сделать выводы по результатам исследовательской деятельности:

1. Пшеницу можно вырастить не только в поле, но и в ящиках на подоконнике.

2. Зерновым культурам, как и всем растениям для роста необходимы:

• плодородная почва

• свет

• вода

• тепло

• уход (правильная посадка, полив).

3. Пшеница является ценным и необходимым продуктом питания, содержащим в себе много витаминов. Из неё можно приготовить много блюд (из нее мелят муку и пекут пироги, варят кашу, добавляют в супы).

4. Существует много разных сортов хлеба и хлебобулочных изделий, которые отличаются внешним видом, вкусовыми качествами.

Использование проектного метода по теме «Хлеб всему голова» способствовало систематизации знаний детей, привлечению родителей к образовательному процессу. Позволило образовательный процесс сделать более качественным и интересным для детей.

Литература

1. Хрестоматия «Наша Родина». –. изд. «Просвещение» 1984г.

2. Сборник загадок. Пословиц и поговорок– М., изд-во «Экзамен», 2008

3. Хлебные изделия в картинках. Наглядное пособие для педагогов. – М., 2004.

4 «Злаки» в картинках. Наглядное пособие для педагогов. – М., 2005

5. Т. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет»

Г. Воронеж 2006

6. Аверьянова А. П. Изобразительная деятельность в детском саду. – М. 2001 г.

7 .Комарова Т. С., Зарянова О. Ю., Иванова Л. И., Карзина Г. И., Милова О. М.

Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. – М. 2000 г.

9. Программа воспитания и обучения в детском саду. (Под редакцией

М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой – 2-е изд., испр. и доп. -

М. 2005.

10. «Злаки. Какие они?» г. Москва изд. ГНОМ и Д 2003г.

11. Использование интернет-ресурсов.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фотоотчет познавательно-исследовательского проекта «Хлеб-всему голова»Фотоотчет познавательно-исследовательского проекта «Хлеб-всему голова» 16 октября отмечается всемирный День Хлеба. Хлеб - один из самых любимых и популярных продуктов в мире. Поэтому у него есть свой праздник,.

Фотоотчёт о реализации познавательно-исследовательского проекта «Хлеб — всему голова» в старшей группеФотоотчёт о реализации познавательно-исследовательского проекта «Хлеб — всему голова» в старшей группе Всем известна замечательная пословица – «Хлеб всему голова». Она придумана русским народом, и в ней отражается его вековая мудрость. Русский.

Познавательно-исследовательский проект «Хлеб — всему голова» для детей старшего дошкольного возраста Матрица проекта. 1. Название проекта:«Хлеб- всему голова». 2. Тематическое поле: познание, нравственность. 3. Проблема: Низкий уровень знаний.

Проект «Хлеб всему голова» для дошкольниковПроект «Хлеб всему голова» для дошкольников Задачи проекта: Обучающие задачи: Формировать у детей представление о том, что хлеб – это итог большой работы многих людей. Расширять.

Проект «Хлеб всему голова»Проект «Хлеб всему голова» 4 декабря в нашем детском саду прошел семинар по проектной деятельности. Наш сад представила наша группа "Сказка" с проектом "Хлеб всему.

Проект «Хлеб всему голова» для детей 5–6 летПроект «Хлеб всему голова» для детей 5–6 лет Продолжительность проекта – 2 недели (краткосрочный) Возраст воспитанников: 5-6 лет Участники проекта: воспитанники, воспитатели дошкольного.

Проект «Хлеб всему голова» (подготовительная группа)Проект «Хлеб всему голова» (подготовительная группа) Проект «Хлеб всему голова» в подготовительной группе 1. Тип проекта: познавательно-исследовательский. 2. Продолжительность проекта: краткосрочный.

Проект в подготовительной группе «Хлеб — всему голова»Проект в подготовительной группе «Хлеб — всему голова» Цель проекта: Расширить знания детей о хлебе. Привить уважение к хлебу и людям, вырастившим его. Задачи проекта: Расширить знания у детей.

Проект в разновозрастной группе «Хлеб — всему голова» Проект в разновозрастной группе «Хлеб - всему голова». Вид проекта: информационно-исследовательский. Участники: Дети разновозрастной группы,.

Проект «Хлеб — всему голова!»Проект «Хлеб — всему голова!» Среднесрочный проект для подготовительной группы. Тип проекта: информационно – познавательный, творческий. Участники проекта: дети подготовительной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательно-речевой проект «Хлеб — всему голова»
Опубликовано: 26 ноября 2022 в 20:00
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД