Юлия Вовкун
Познавательно-творческий проект для средней группы «Книжкина неделя»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Наше время – время великих достижений науки, техники, время замечательных открытий. Но из всех чудес, созданных человеком, наиболее сложным и великим М. Горький считал книгу.
В книге заключен огромный духовный мир человечества.
«Я, вероятно, не сумею передать достаточно ярко. Убедительно, как было велико мое изумление, когда я почувствовал, что почти каждая книга как бы открывает передо мною окно в новый неведомый мир» (м. Горький). Эти слова писателя точно отражают желание всех взрослых подобрать для детей такие книги. Которые ответили бы на все их «почему».
Публикация «Познавательно-творческий проект для средней группы „Книжкина неделя“» размещена в разделах
- Книга. Все материалы по теме книг
- Книги, чтение. Проекты
- Неделя детской книги. Книжкины недели
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2017
«Прозорливые родители всегда стремятся к тому, чтобы дети имели собственные книги и, чтобы таких книг было много. Они читают малышам вслух, а те сосредоточенно слушают… Однако такая картинка из жизни несколько идеализирована. Сегодня многим детям вообще никто ничего не читает, некоторым от случая к случаю читают что-нибудь по вечерам или в выходные. А без помощи взрослых ребенку не войти в прекрасный мир книги.
Дети, получившие «книжную прививку» в раннем детстве, несравненно лучше готовы к обучению в школе. Они умеют слушать, сосредотачиваться на определенном занятии, хорошо говорят» (Л. Н. Зеленцова).
Актуальность создания проекта
Не секрет, что интерес к книге, к чтению, вхождение в книжную литературу с каждым годом снижается. Детей все больше интересуют игры на планшетах, компьютерах и телефонах, а также просмотр телевизоров.
Воспитание ребенка, прежде всего, начинается в семье. Родители закладывают чувство любви к книге через свое отношение, поведение и действия. В настоящее время мы наблюдаем, что дети очень мало знают о книгах, о писателях. Поэтому перед педагогами стоит важная задача: заполнить пробелы по данной теме, грамотно выстроить работу по приобщению детей к книге.
В настоящее время работа по приобщению детей к книге имеет большое значение в образовательном процессе. Образовательная область «Речевое развитие» по ФГОС ДО включает в себя знакомство детей с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
Мы осуществляем свою педагогическую деятельность в соответствии с образовательной программой «От рождения до школы». Анализ содержания данной программы показал, что педагогам необходимо решать следующие задачи по приобщению детей к книжной культуре.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
- формировать интерес к профессиям;
- воспитывать желание помогать воспитателю подклеивать книги.
Образовательная область «Познавательное развитие»:
- развивать первичные навыки в проектно-исследовательской деятельности, оказывать помощь в оформлении ее результатов и создании условий для их презентации сверстникам. Привлекать родителей к участию в исследовательской деятельности детей;
- формировать элементарные представления детей об изменении видов человеческого труда и быта на примере истории игрушки и предметов обихода;
- расширять представления детей о правилах поведения в общественных местах. Продолжать знакомить с культурными явлениями, их атрибутами, людьми, работающими в них, правилами поведения.
Образовательная область «Речевое развитие»:
- пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении. Расширять представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их собственном опыте.
- вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессии; глаголы, характеризующие трудовые действия.
- поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении. Продолжать работу по формированию интереса к книге. Предлагать вниманию детей иллюстрированные издания знакомых произведений. Объяснять, как важны в книге рисунки; показывать, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации. Познакомить с книжками, оформленными Ю. Васнецовым, Е. Рачевым, Е. Чарушиным.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
- закреплять знания детей о книге, книжной иллюстрации. Познакомить с библиотекой как центром хранения книг, созданных писателями и поэтами.
Почему возникла идея проекта «Книжкина неделя» для детей в средней группе? После длительных наблюдений мы обратили внимание на проблему снижения у детей интереса к книге, как к источнику знаний, а также снижение уровня культуры обращения с книгой.
Цель: создание условий для развития у детей интереса к книге через комплексное воздействие и выполнение творческого задания – изготовления «Почемучкиных книжек».
Задачи:
1) изучить опыт работы педагогов по приобщению детей к книжной культуре создавать условия для формирования у детей понимания того, что книга – важный источник знаний;
2) создавать условия для воспитания бережного отношения дошкольников к книге и уважение к труду взрослых;
3) создавать условия для поддержки детскою инициативы, стремления к познавательной деятельности и самостоятельности в реализации творческих замыслов;
4) создавать условия для развития мыслительных операций, памяти, речи, внимания, коммуникативных навыков;
5) создавать условия для привлечения родителей к работе по приобщению дошкольников к художественной литературе.
В основу данного проекта положены следующие принципы:
• принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
• единство воспитательных, развивающих и обучающих задач в образовании детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
• принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
• решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
• построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
• принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.
Участниками проекта стали: педагоги, дети и родители.
Проект краткосрочный: рассчитан на 1 неделю: с 27 марта по 2 апреля 2017г.
План реализации проекта.
1. Подготовительный этап
С 20 по 27 марта Цель: анализ нормативных документов и программ; постановка задач.
Содержание работы: разработка плана мероприятий; изучение содержания ФГОС ДО и образовательной программы «От рождения до школы»; составление перспективного плана проекта; разработка рекомендаций для родителей по приобщению детей к книге; работа по привлечению родителей к изготовлению книжек - самоделок
2. Основной этап
С 27 по 31 марта. Цель: решение поставленных задач в различных видах деятельности с детьми.
Понедельник
- беседа с детьми «Мой любимый сказочный герой»;
- художеств. - эстетическая деятельность (рисование) «Сказочный домик».
Вторник
- просмотр познавательного мультфильма из серии «Шишкина школа» - «Про книги»;
- конструирование + аппликация «Почемучкины книжки»;
- организация выставки «Наши любимые книги»
Среда
- ООД по развитию речи «Книга рассказывает о себе» (презентация детьми своих любимых книг);
- беседа по ознакомлению с творчеством Е. И. Чарушина;
- музыкальная игра «Угадай песенку».
Четверг
- экскурсия в детскую библиотеку им. Н. В. Богданова;
- опытно-экспериментальная деятельность «Бумага, ее качества и свойства»
- организация «Книжкиной мастерской».
Пятница
- выставка книжек - самоделок («ПДД», «Загадки», «Азбука», «Подарок», «Тишка и его друзья», «Времена года», «Приключения Васи и Полины», «Читай, играй, отгадывай»);
- викторина «Маленькие книголюбы».
3. Обобщающе - результативный этап
С 3 по 17 апреля. Цель: анализ результатов; определение перспективы развития проекта.
Содержание работы: наблюдения, анкетирование, опросы; презентация проекта; обмен опытом; выступление на педсовете.
Оценка эффективности реализации проекта (в результате наблюдений и анкетирования)
1. Расширились представления детей об истории происхождения книги, о ее изготовлении; о профессиях библиотекаря, писателя, художника-иллюстратора.
2. Дети стали бережнее относиться к книгам, чаще обращаться к книге, как к источнику знаний.
3. Повысился уровень знаний родителей в данном направлении.
Продукт
1. Разработка плана мероприятий по приобщению детей к книжной культуре
2. Разработка рекомендаций для родителей по привлечению детей к книге, как к важному источнику знаний.
Литература
1. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошк-ков / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М. ТЦ Сфера, 2013. – 192с. (Ребенок в мире поиска).
2. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ. – М. : ТЦ Сфера, 2014. – 192с. (Правовая библиотека образования).
3. Изобразительная деятельность и художественный труд. Средняя группа: комплексные занятия/авт. -сост. О. В. Павлова. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2014. – 158с.
4. Краснощекова Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста/Н. В. Краснощекова. Изд. 2-е. – Ростов н/Д. : Феникс, 2010. – 251с. – (Школа развития).
5. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант)/Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 368с.
6. Родительские собрания в детском саду: Средняя группа/Авт. -сост. С. В. Чиркова. – М. :ВАКО, 2011. – 256с. – (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. – М. : ТЦ Сфера, 2015. – 96с. (Правовая библиотека образования).