Папки-передвижки

Познавательно-творческий проект «Игрушки из бабушкиного сундучка» (1 фото)

Ольга Сабурова
Познавательно-творческий проект «Игрушки из бабушкиного сундучка»

Познавательно-творческий

проект

«Игрушки из бабушкиного сундучка.

Тряпичная кукла»

Исполнитель:

Сабурова Ольга Александровна

Воспитатель

Познавательно-творческий проект «Игрушки из бабушкиного сундучка»

2017г

Вид проекта : познавательно- творческий

Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, воспитатели и родители.

Проблематика проекта :

Публикация «Познавательно-творческий проект „Игрушки из бабушкиного сундучка“» размещена в разделах

Мир народной куклы чрезвычайно интересен и разнообразен. Нам сейчас сложно представить всё богатство русской кукольной традиции, потому что она почти полностью исчезла из повседневного быта. Современный рынок изобилует яркими, интересными, но порой бесполезными, а иногда и вредными, с точки зрения воспитания и развития детей, игрушками. Работать над этой проблемой необходимо. И одним из возможных путей её решения является изучение народной куклы в игре современных детей.

«Тот, кто в куклы не играл,

тот и детства не видал»

Актуальность выбранной темы:

Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя его частью, ощущать гордость за свою страну. Сохраняя и передавая следующим поколениям культурные и нравственные ценности русского народа, нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей самодельную куклу. Бесценность работы с народной куклой понять не трудно. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память.

Почему мы выбрали куклу, как средство приобщения детей к народной культуре? Кукла – первая игрушка, поэтому она близка и понятна ребенку. Рукотворная тряпичная кукла – часть народной традиции. Изготавливая ее, ребенок узнает историю своего народа. Кукла не рождается сама, ее создает человек, а самые талантливые творцы кукол – дети. Через кукольный мир они входят в жизнь и постигают ее закономерности. Кукла – зримый посредник между миром детства и миром взрослых.

Приобщение детей к народной куклой помогают просто и ненавязчиво рассказать о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, его истории. Такие занятия учат ребенка слышать, видеть, чувствовать, понимать и фантазировать. Вместе с тем, в процессе занятий формируются усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, развивается мелкая моторика – все эти качества и навыки пригодятся ребенку для успешной учебы в школе.

Интерес к народным ремёслам в современном мире всё возрастает.

А происходит это потому, что когда- то здесь образовалась пустота. И теперь возникла большая необходимость её заполнить. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли и, что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но ещё и естественное стремление знать и понимать прошлое своего народа.

Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России.

Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времён мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки, довольно, часто носились как талисманы.

Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя его частью, ощущать гордость за свою страну. Сохраняя и передавая следующим поколениям культурные и нравственные ценности русского народа, нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей самодельную куклу. Бесценность работы с народной куклой понять не трудно. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память.

Почему выбрала куклу, как средство приобщения детей к народной культуре? Кукла – первая игрушка, поэтому она близка и понятна ребенку. Рукотворная тряпичная кукла – часть народной традиции. Изготавливая ее, ребенок узнает историю своего народа. Кукла не рождается сама, ее создает человек, а самые талантливые творцы кукол – дети. Через кукольный мир они входят в жизнь и постигают ее закономерности. Кукла – зримый посредник между миром детства и миром взрослых.

Занятия с детьми народной куклой помогают просто и ненавязчиво рассказать о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, его истории. Такие занятия учат ребенка слышать, видеть, чувствовать, понимать и фантазировать. Вместе с тем, в процессе занятий формируются усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, развивается мелкая моторика – все эти качества и навыки пригодятся ребенку для успешной учебы в школе.

По своему назначению куклы делятся на три большие группы:

куклы – обереги, игровые и обрядовые.

Куклы – обереги на Руси ведут свою историю с древних языческих времен. И предназначались для оберега детей, жилья, здоровья семьи, благополучия в доме. Если оберег предназначен для маленького ребёнка, то ткань не режется ножницами, а рвётся руками. Уникальность изготовления оберегов заключается в том, что лоскуты, из которых она состоит, соединяются между собой с помощью узелков и нитей.

Игровые куклы предназначались для забавы детям. Они делились сшивные и свернутые. Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали верёвкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду. В кукольных забавах проигрывалась почти все деревенская жизнь. Для игры собирались группами в избе, в амбаре, летом на улице. И каждая девочка приносила с собой коробку с куклами.

В деревенской кукле предпочитали женский образ, даже в детских играх, если нужна была кукла-жених или мужик, брали просто щепочку.

Обрядовые куклы: Богата земля русская обрядами. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное назначение.

Например: Вепская кукла (капустка, рванка) - это обрядовая кукла, символизирующая плодородие и достаток.

Куколку "Десятиручка" дарят на свадьбу, чтобы женщина все успевала, чтобы все у нее ладилось. А для того, чтобы в доме сытно и богато было, хозяйка дома делала куклу Зерновушку, или Крупеничка.

Цели проекта :

- формирование у детей 4-7 лет интереса к истории и культуре русского народа через образ традиционной народной куклы;

- создание своей коллекции (мини-музея) тряпичных кукол.

Задачи проекта :

- познакомить детей с историей возникновения тряпичных кукол;

- дать детям понятие, что в зависимости от назначения тряпичные куклы делились на группы (игровые, обрядовые, обереговые);

- изучить и применить на практике технологии изготовления различных видов тряпичных кукол (закрутка, скрутка);

- развивать мелкую моторику рук;

- формировать индивидуальные творческие способности детей;

- учить умению самостоятельно подбирать цветовые решения и украшения для куклы;

- обогащать словарный запас, знакомить с новыми словами и их значениями (кукла-закрутка, оберег, лоскут, безликая кукла, фартук, нянюшка, рукодельница);

- стимулировать развитие коммуникативных навыков и дружелюбия.

Ресурсное обеспечение: конспекты НОД «Игрушки из бабушкиного сундучка», материал для творчества, фотоальбом «Русская народная кукла» с описанием кукол, презентации «Русская народная кукла»,

Работа с родителями:

- Консультации: «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре», «Народная кукла в играх современных детей».

Цель: наладить взаимодействие с родителями в организации исследовательской деятельности по теме «Создание народной куклы».

- Пополнение мини-музея тряпичными куклами, сделанными своими руками.

- Посиделки на Покров. Совместное занятие с родителями по изготовлению тряпичных кукол (пеленашка и кукла-колокольчик) «Рукам – работа, душе – праздник!»

Предполагаемый результат:

1. У детей сформированы знания о русской народной кукле, материалах, необходимых для её изготовления.

2. В группе созданы необходимые условия для ознакомления детей с тряпичной куклой. Есть:

- альбом с описанием разных видов тряпичных кукол;

- подборка иллюстраций и фотографий;

- технологические карты по изготовлению тряпичных кукол;

- мини-музей тряпичной куклы «Игрушки из бабушкиного сундучка».

3. Продолжено воспитание в детях любви и уважения к народным традициям и прошлому русского народа.

4. Закреплено умение детей высказывать идеи и предположения.

5. Развито умение детей самостоятельно создавать тряпичную куклу.

6. Родители привлечены к активному участию в реализации проекта.

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап:

1. Беседа с детьми, постановка проблемы, подбор книг о тряпичных куклах.

2. Создание условий, необходимых для реализации проекта.

Основной этап:

1. Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.

2. Открытие в группе мини-музея «Игрушки из бабушкиного сундучка. Тряпичная кукла».

Реализация проекта

Познавательно-речевая деятельность :

- Беседа с детьми «Знакомство с тряпичной куклой» (игровые, обрядовые, обереговые). Цель: познакомить детей с образом народной куклы, историей ее создания и предназначением.

- Знакомство с жизнью и бытом предков.

- Просмотр презентации «Русская народная кукла».

- Чтение русских народных сказок «Василиса Прекрасная», «Терешечка» (кукла-пеленашка, «Матушкина куколка», «Крупеничка», «Снегурочка» (сжигали куклу на праздник Масленицы, индийской народной сказки «Кукла», норвежской сказки «Куколка в траве».

- Чтение и заучивание стихотворений, потешек о кукле.

- Рассматривание книг, иллюстраций, фотографий с народными куклами – «Путешествие в прошлое куклы».

- Исследование куклы. Знакомство с тканью, нитками, лентой, тесьмой и другими материалами, их свойствами (рвутся, мнутся, режутся, кроятся) и видами (шерстяная, льняная, ситцевая).

- Составление описательных и творческих рассказов «Моя любимая игрушка».

Художественно-эстетическая деятельность:

- Рисование «Нарисуй тряпичную куклу», «Кукла в национальном костюме».

- Занятие «Иголочка и ниточка».

Задачи: учить детей пользоваться иголкой с ниткой, вдевать нитку в иголку, делать простые стежки («иголка вперед»).

- Знакомство с процессом изготовления кукол (Зайчик на пальчик, Закрутка, Берегиня).

- Изготовление с детьми кукол («пеленашка», «кукла-девочка»).

Цели и задачи: научить детей изготавливать куклу способом скрутки, развить интерес к народной кукле, способствовать развитию творческой деятельности в процессе создания куклы.

Игровая деятельность:

- Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Мастерская кукол», «Детский сад».

Цель: обучение игровым действиям с куклами.

- Игры-инсценировки по стихотворениям о кукле (укладывание спать, кормление и т. д., игра-драматизация по сказке «Терешечка».

Дидактическая игра «Узнай элемент узора».

Цель: научить узнавать и понимать знаки в обережных вышивках.

Значение узоров:

Кресты – преграда и отвращение зла, знак закрытости.

Дерево (чаще всего елочка) – символ взаимосвязи всего в мире, символ долгой жизни.

Цветок – символ красоты и непорочности, красный цветок – символ земной любви, внешней привлекательности.

Звезды – знак небесного огня. Звезды должны иметь треугольные или ровные лучи. Знак разума и просветительских мыслей.

Круги – символ плодородия, материнства, изобилия, знак женского начала в природе.

Квадраты – знак земледельцев, символ плодородия полей. Часто перемежаются светлый и темный квадраты, иногда они усиливаются штриховкой вдоль или поперек квадрата.

Спираль – символ мудрости; если цветовая гамма сине-фиолетовая – сокровенных знаний. Мощнейший отвращающий знак для всех «темных» сущностей теневого мира, если цвет красный, белый или же черный.

Волнистая линия – волны, вода, Мировой океан. Символизирует начало жизни, умение приспособиться к обстоятельствам. Если линии расположены вертикально – это знак самосовершенствования, «лестница в небо», путь к тайным знаниям.

Треугольник – символ человека; особенно если сопровождается небольшими точечками или кружками со стороны вершины. Символ человеческого общения.

Дидактическая игра «Закончи узор».

Цель: развитие ручного праксиса.

Дидактическая игра «Народные промыслы».

Цель: развитие умений вычленять элементы различных промыслов и находить знакомые элементы.

Дидактическая игра «Стрелка, стрелка, покружись, всем ребятам покажись».

Цель: закрепить оттеночные цвета (розовый, оранжевый, салатный, малиновый и др.).

Дидактическая игра «Что из чего».

Цель: закрепить 1) названия тканей; 2) умение подбирать одежду к разным сезонам; 3) понятия зимняя и летняя одежда.

- Пальчиковые игры «Наперсток», «Не плачь, куколка моя», «Катины куклы»,

Физическо-оздоровительная деятельность:

- русские народные подвижные игры «Карусель», «Ярмарка», «Жмурки Ваня и Маня».

- тренинг: «Боль» (уколол, порезал палец).

Цель: развить умение сопереживать, оказать посильную помощь.

Музыка:

- хороводные игры «Шел козел по лесу», «У бабушки Меланьи», «Платок», «Приехала купаленка…»

- Подбор музыки для проведения непосредственно образовательной деятельности.

Заключительный этап

- Создание в группе мини-музея «Игрушки из бабушкиного сундучка».

Цель: способствовать формированию благоприятного микроклимата в коллективе детей и родителей.

Публикации по теме:

Интегрированное занятие с детьми старшей и подготовительной групп «Куклы из бабушкиного сундучка» (осень) Цель: Знакомство с историей народной куклы, через интеграцию предметов: художественного труда, чтение художественной литературы, музыки.

Интегрированное занятие с детьми старшей и подготовительной групп «Куклы из бабушкиного сундучка. Весна» Оборудование: Экран, проектор, сундучок с куклами, заготовки материала для изготовления обрядовой куклы Мартинички. Участники; Дети подготовительной.

Отчет о проведении проекта «Куколки из бабушкиного сундучка» в средней группеОтчет о проведении проекта «Куколки из бабушкиного сундучка» в средней группе Результаты проведённых исследований подтвердили наши предположения о том, что тряпичная кукла в старину играла большую роль: она была участницей.

Беседа в рамках познавательно-творческого проекта «Куколки из бабушкиного сундучка» для детей средней группы Познавательно-творческий проект «Куколки из бабушкиного сундучка» Тема проекта «Куколки из бабушкиного сундучка» выбрана мною не случайно.

Проект «Игры из бабушкиного сундучка» «Народы – как одна семья, Хотя язык их разный. Все – дочери и сыновья Своей страны прекрасной». Актуальность В настоящее время актуальной.

Проект «Куклы из бабушкиного сундучка» Проект "Куклы из бабушкиного сундука" Участники проекта: - воспитатель младшей группы МБДОУ «Иланский детский сад № 50» Есякова.

«Масленица». Познавательно-творческий проект Тема: "Масленичная неделя" Сроки реализации проекта – одна неделя. Тип проекта: познавательно-творческий. Цель: повышение интереса к традициям.

Познавательно-творческий проект «Золотая осень» Актуальность: В последнее время возникла экологическая ситуация, которая характеризуется серьезными противоречиями во взаимодействии общества.

Творческий проект «Новогодние игрушки» Стратегия реализации проекта «Новогодние истории» 2018-2023гг. Мероприятие Цель Результат Сроки 1 2 3 4 1-й год. «История новогодней игрушки».

Выставка «Игрушки из бабушкиного сундука»Выставка «Игрушки из бабушкиного сундука» Мир игрушек переживает изменения, как и мир людей. Раньше популярными были одни игрушки, теперь - другие. У советских детей не было компьютеров,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательно-творческий проект «Игрушки из бабушкиного сундучка»
Опубликовано: 22 февраля 2019 в 12:23
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД