Папки-передвижки

Проект «Игры из бабушкиного сундучка»

Алена Бурлина
Проект «Игры из бабушкиного сундучка»

«Народы – как одна семья,

Хотя язык их разный.

Все – дочери и сыновья

Своей страны прекрасной».

Актуальность

В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирование национального самосознания человека. Работу по формированию нравственных качеств личности, любви и уважения к рядом живущим людям необходимо начинать с дошкольного детства. В дошкольном возрасте формируются основные качества человека. Следовательно, стоит обогатить ребенка человеческими ценностями, зародить интерес к истории, обычаям и культуре своей Родины.

Публикация «Проект „Игры из бабушкиного сундучка“» размещена в разделах

Доступность и выразительность народных игр активирует мыслительную деятельность ребенка, способствует расширению представлений о культурном наследии, развитию психических процессов.

Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

Окунаясь в историческое прошлое мордовского народа можно выделить ряд игр и развлечений, в которые играли наши прабабушки и дедушки и в которые могут играть сейчас наши дети. Подвижные игры просты по содержанию и не требуют сложных атрибутов (деревянная палочка, мяч, веревка, платок, и др.).

Проблема: Наши дети должны хорошо знать историю мордовского народа, традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры. Игра является неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания детей разного возраста. Проблема остается в приобщении детей дошкольного возраста к культуре мордовского народа посредством народных игр.

Цель проекта : Создание условий для формирования у детей элементарных представлений о культуре и традициях мордовского народа через подвижную игру.

Задачи проекта :

1. Формировать у детей заинтересованное отношение к национальной культуре, традициям и играм мордовского народа.

2. Формировать представление о разнообразии мордовских народных подвижных игр.

3. Развивать двигательную активность, физические качества, умение договариваться, считаться с мнением своих сверстников, соблюдать правила игр.

4. Расширять кругозор детей.

5. Воспитывать патриотические чувства, взаимопомощь, дружеские отношения, уважения к людям других национальностей.

Образовательные области: Познавательное, речевое, социально коммуникативное, физическое развитие, художественно-эстетическое.

Тип проекта :

По доминирующей в проектной деятельности : оздоровительный, познавательный, игровой.

По количеству участников: групповой.

По времени проведения: долгосрочный.

Участники проекта : дети, родители, педагоги.

Основные формы, методы, средства реализации:

Формы:

1. НООД

2. Развлечения

3. Совместная деятельность педагога и детей в ходе режимных моментов

Средства:

1. Игровая деятельность (дидактические игры, подвижные игры).

Методы:

Наглядные (наблюдение, рассматривание картин, иллюстраций, слушание литературных произведений).

Словесные (беседа, чтение художественной литературы, заучивание считалочек).

Практические: проведение дидактических, подвижных и малоподвижных игр.

Срок реализации проекта : 01.11.2018 – 30.11.2018.

Методическое обеспечение:

1. О. В. Бурляева, Л. П. Карпушина. «Мы в Мордовии живем» Примерный региональный модуль программы дошкольного образования – Мордовское книжное издательство, 2011.

2. В. С. Брыжинский Серебряные цепочки – Мордовское книжное издательство, 2002.

Материально-техническое обеспечение:

1. Национальные костюмы

2. Народные музыкальные инструменты

3. Книги, иллюстрации

4. Оборудование для подвижных игр

5. Магнитофон, ноутбук

1 этап, подготовительный

(разработка проекта)

01.11.18 - 05.11.18

1. Определение проблемы

2. Определение цели и задачи

3. Определение методов работы

4. Подбор методической литературы, конспектов занятий, иллюстративного материала

5. Подбор мордовских народных игр.

6. Составление перспективного плана мероприятий

2 этап, практический

(выполнение проекта)

06.11.18 - 25.11.18

1. Организация практической работы с детьми

2. Формирование устойчивого интереса, представления о разнообразии мордовских народных подвижных игр.

3. Знакомство детей с мордовскими народными играми.

3 этап, заключительный

(аналитический)

26.11.18 – 30.11.18

1. Подведение итогов реализации проекта

2. Анализ достижения поставленной цели и полученных результатов

3. Обобщение результатов работы, формулировка вводов

Ожидаемые результаты проекта :

Дети:

- Ознакомление с народными подвижными играми;

- Умение взаимодействовать в условиях межнациональных отношений;

- Умение самостоятельно организовывать игру;

- Живой непосредственный интерес к народным играм, желание внести их в повседневную жизнь;

- Активное усвоение правил и содержания игр детьми (кто-либо из детей, объясняя игру, непосредственно участвует в ней, расставляет детей, заставляет их приговаривать слова, показывает движения).

Родители:

- Развитие навыков взаимодействия с ребенком.

- Повышение образовательного уровня родителей через введение их в увлекательный мир народных игр;

Перспективный план мероприятий выполнения проекта

Неделя Содержание работы Задачи Материал

1.

06.11.18 -11.11. 18 Беседа на тему: «Мы в Мордовии живем», рассматривание иллюстраций Приобщение детей к культуре мордовского

народа, формирование у детей чувства любви к малой родине на основе ознакомления с национальными играми, культурой и традициями мордовского народа.

Рассматривание мордовского национального костюма Формирование познавательного интерес к культуре мордовского народа Кукла «Мордовочка» в уголке народного быта

Разучивание подвижной игры «Ворона»«Варакасо» - эрз; «Варсикс» - мокш. Учить детей бегать, стараясь не попадаться ловящему и не толкаясь; быть осторожным и внимательным. Развивать двигательную активность. Умение действовать

согласно правилам.

Разучивание подвижной игры «Платочки»

«Пацинесэ» - эрз;

«Руцяняса» - мокш. Развивать фонематический слух, воспитывать слуховое внимание, развивать умение угадывать своих товарищей по определенным чертам.

Дидактическая игра

«Угадай костюм». Расширить знания и представления детей о национальном костюме

мордвы и других народов России.

2.

12.11.18 -18.11. 18 Беседа на тему: «Игры наших прабабушек и прадедушек», рассматривание илюстраций Формирование познавательного интерес к национальным играм, воспитание, уважения и гордости к культуре мордовского народа.

Разучивание подвижной игры «Салки» («Варенец понгома» -эрз., «Варяняс повома» - мокш.) Развивать меткость, двигательную активность. Умение

действовать согласно правилам. Мячи диаметром 4-5 см (по количеству участников)

Разучивание подвижной игры «Палочка-стукалочка»

(«Палкине- стукамка» — эрз., «Палканят — чакама-ня» — мокш.) Учить детей бегать, стараясь не попадаться ловящему и не толкаясь; быть осторожным и внимательным. Развивать двигательную активность. Маленькие палочки длиной 10 см (по количеству участников)и большая доска до 1 метра

3.

19.11.18 -25.11.18 Разучивание подвижной игры «Кунцинякса», разучивание мордовской считалочки Развивать фонематический слух, воспитывать слуховое внимание, двигательную активность. Умение

действовать согласно правилам.

«Наша горка»

(«Минек пандось» — эрз., «Минь пандоняньске» — мокш.) Развивать двигательную активность. Умение

действовать согласно правилам. Шест высотой 2,5 — 3 м, флажок любого цвета

«Мяч об узкую стенку»

(«Мяч тея стенас» — эрз., «Топонясь тяйне стенас» — мокш.) Развивать двигательную активность. Умение

действовать согласно правилам. резиновый мяч диаметром не более 10 см, плоская бита длиной 60 см, шириной 12 см, доска размером 200 х 30 см или щит размером 100 х 30 см

Список использованной литературы:

1. Брыжинский В. С. Сиянь рисьминеть-Серебряные цепочки. – Саранск, Мордовское книжное издательство. 2002.

2. Валдоня (светлячок). Программа и методические рекомендации. – Саранск, Типография «Красный Октябрь». 2001.

3. Мы в Мордовии живем. Примерный региональный модуль программы дошкольного образования. – Саранск, Мордовское книжное издательство. 2011.

4. Все о Мордовии. Энциклопедический справочник. Саранск. Мордовское книжное издательство. 2005.

5. Ушакова Е. В. : Подвижные игры. – БелГУ, 2011.

6. Спирин М. П. : Подвижные игры : теория, понятия, методика проведения. - Белгород: ПОЛИТЕРРА, 2010.

Приложение

Консультация для родителей

«Народные игры в семье»

Одним из средств создания положительной эмоциональной атмосферы в семь, установления более тесных контактов между взрослыми и детьми, являются народные игры. В них много юмора, шуток, соревновательного задора. Своеобразие игровых действий (прятание – поиск, загадывание – отгадывание и др.) сохраняет этот настрой до конца игры, вызывает у детей гамму чувств и переживаний.

В народных играх отражается исконная любовь народа к веселью, движениям, удальству. Есть игры – забавы с придумыванием нелепиц, каламбуров, со смешными движениями, жестами, «выкупом» фантов. Шуткам и юмору, характерным для них, присущи безобидность. Они определяют педагогическую ценность народных игр, так как доброжелательный смех партнёров – близких взрослых, товарищей -действует на ребёнка сильнее, чем замечания и наказания.

Наличие правил и требование их соблюдения, частая сменяемость входящих ставят участников игры в положение равноправных партнёров, что способствует укреплению эмоциональных контактов между родителями и детьми.

Правила для родителей

Приступая к игре, нужно иметь в виду, что дети неодинаковы по своему физическому развитию, характеру, здоровью. Нагрузка в играх дозируется с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, настроения и самочувствия ребенка. Внешний вид, поведение, аппетит, сон - вот зрительный показатель правильной физической нагрузки. При выборе игр и спортивных развлечений необходимо учитывать состояние здоровья вашего ребенка.

Дети дошкольного возраста нередко заигрываются, переоценивая свои силы (во вред здоровью). Поэтому и разучивание, и сама игра не могут быть продолжительными: их надо чередовать с отдыхом. Активные игры сменяются спокойными. Лучше чуть-чуть не доиграть, чтобы игра для ребенка была всегда заманчивой, привлекательной и не наносила ущерба здоровью. Во время игр и развлечений настроение у ребенка должно быть ровным и жизнерадостным. Старайтесь поддерживать у малышей хорошее настроение. Знайте, что психика ребёнка неустойчивая, легкоранимая. Порой самое пустяковое слово, замечание могут показаться ребенку обидными, он может расплакаться, потерять веру в свои силы, и это надолго оттолкнет его оттого или иного вида игры. Указывая ребенку на его ошибку, будьте тактичны. Укрепляет веру в свои силы разумно высказанное одобрение. Пользуясь этим могучим стимулятором успеха, следует знать меру - ребенок может зазнаться. А вот малыша, которому долго не удавалось какое-то упражнение, а потом, наконец, получилось, непременно нужно похвалить.

Анкета для родителей по теме «Народные детские подвижные игры»

Уважаемые родители! Мы просим Вас ответить на предложенные вопросы. Заранее благодарны Вам за участие!

1. Часто ли совершаете прогулки в выходные дни?___

2. Выйдя с ребенком на прогулку, Вы идете…

а) В лес

б) Во двор

в) В магазин

г) На спортивную игровую площадку

3. Какие виды игр предпочитает Ваш ребенок?

а) Подвижные игры

б) Настольные игры

в) Сюжетно-ролевые игры

г) Другие (Какие)___

___

4. Какое спортивное оборудование имеется у вас дома?___

___

5. В какие подвижные игры Вы играли в детстве?___

___

6. Как Вы понимаете, что такое народные игры?___

___

7. Перечислите, какие мордовские народные игры Вы знаете___

___

8. Часто ли Вы со своим ребенком играете в подвижные игры? ___

9. Как Вы думаете, какое значение имеют подвижные игры для физического развития и здоровья детей?___ ___

Подвижная игра «В ворона»

Действующие лица: Ворон. Клушка. Цыплята.

Клушка гуляет со своими Цыплятами по лугу. Навстречу ей выходит Ворон.

Ворон: Клушка, а клушка, дай тейне лефксцень! (Клушка, а клушка, дай мне цыпленка)

Клушка: Аф максса, варси, аф максса! (Не дам, ворон, не дам)

Ворон: Мон тонь шабатнень саласайне! (Я всех твоих деток украду)

И начинает цыплят по одному вылавливать.

Клушка (защищая цыплят). Варк! Варк!

Ворон (ловя цыплят). Пивь! Пивь!

Когда все цыплята будут выловлены, игра заканчивается.

«В платочки»

(Руцяняса (мокша, пацинесэ (эрзя)

«В платочки» играли маленькие девочки и мальчики зимой в избах. В эту игру можно играть и в группе, и в зале. Играющих можно набрать до 10 человек, чтобы водящий мог запомнить их имена. Дети называют себя разными именами: «колокольчики», «цветок», зайчик» и т. д. и вслух называют свои имена водящему. Потом завязывают ему глаза платком так, чтобы он ничего не мог видеть. Тот, после произношения какого-нибудь приговора или считалки говорит, что он пойдёт играть, начинает ловить играющих. Когда поймает, должен узнать его – назвать имя, выбранное игроком. Затем водит тот, чьё имя угадано.

Правила игры :

Если водящий долго не может поймать кого-нибудь, то игроки должны подать ему голос. Игроки не должны прятаться друг за другом и не убегать за пределы условленных границ.

Подвижная игра «Раю – раю»

Для игры выбирают двух детей – ворота; остальные играющие – мать с детьми. Дети-ворота поднимают сцепленные руки вверх и говорят:

Раю – раю. Пропускаю,

А последних оставляю.

Сама мать пройдёт

И детей проведёт.

В это время дети, став паровозиком, за матерью проходят в ворота. Дети-ворота, опустив руки, отделяют последнего ребёнка и шепотом спрашивают у него два слова – пароль (например, один ребёнок – щит, другой – стрела). Отвечающий выбирает одно из этих слов и встаёт в команду к тому ребёнку, чей пароль он назвал. Когда мать остаётся одна, ворота громко спрашивают у неё : щит или стрела? Мать отвечает и встаёт в одну из команд. Дети-ворота встают лицом друг е другу, берутся за руки. Остальные члены каждой команды вереницей прицепляются за своей половинкой ворот. Получившиеся две команды перетягивают друг друга. Перетянувшая команда считается победительницей.

Правила игры : Дети не должны подслушивать или выдавать пароль.

Салки

(«Варенец понгома» -эрз., «Варяняс повома» - мокш.)

Ямки-салки роют по размеру мяча (4 — 6 см). Играющие встают около салок, а ведущий с расстояния 0,5 — 1 м катит мяч в одну из ямок, расположенных недалеко друг от друга. В чью салку попадет мяч, тот берет его, все дети разбегаются в стороны, а он должен мячом попасть в одного из играющих. Игрок, в которого попал мяч, становится ведущим.

Правила игры : бросать мячом можно только в ноги играющих и только с места.

«Палочка-стукалочка»

(«Палкине- стукамка» — эрз., «Палканят — чакама-ня» — мокш.)

Необходимы по количеству играющих маленькие палочки длиной 10 см и большая доска до 1 метра. Эта доска кладется одним концом на опору, другим на землю. На конец палки, лежащей на земле, аккуратно кладут маленькие палочки. Когда все готово, выбирают сторожа. Для этого один из играющих — матка — мажет незаметно для других палец сажей или карандашом, зажимает пальцы в кулак. Игроки указывают на один из зажатых пальцев. Кто выбирает вымазанный палец, тот и водит.

Матка подходит к доске и не сильно стукает ее по короткому концу так, чтобы в воздух взлетели маленькие палочки. Сторож спешит собрать и собрать обратно. Играющие тем временем прячутся. Сторож разыскивает спрятавшихся, а они стараются незаметно добежать до доски и снова разбросать палочки. Если кому-либо удается это сделать, сторож снова собирает палочки, а игроки перепрятываются. Если же сторож опередит и застукает того игрока, который бежал к доске, то сторожем становится постановиться. Игра продолжается.

Правила игры. Чтобы никто не тронул палочки, сторож, найдя кого-либо из прятавшихся, быстро подбегает к доске и громко называет имя найденного, который останавливается и больше не прячется.

«Кунцинякса»

Играющие стоят в кругу. Один из них произносит считалку:

Экта, пекша, чуктане,

Абыль, фабыль, доманне.

Экс, пес, пуля некс,

Наволь!

Тот, кто выходит, догоняет игроков, которые разбегаются в разные стороны. Догоняющий старается коснуться рукой одного из убегающих. Пойманный выходит из игры.

Правила игры. Когда остались три — четыре игрока, все снова собираются в круг и считалкой выбирают нового водящего.

«Мяч об узкую стенку»

(«Мяч тея стенас» — эрз., «Топонясь тяйне стенас» — мокш.)

Количество играющих — четыре и более человек. Для игры требуется резиновый мяч диаметром не более 10 см, плоская бита длиной 60 см, шириной 12 см, доска размером 200 х 30 см или щит размером 100 х 30 см, прибитый к палкам, врытым в землю.

На площадке чертятся две линии (два кона) на расстоянии 15 — 20 см одна от другой. В центре первого кона ставится доска или щит. Один из играющих (по жребию) становится в 1 м от щита, не выходя за линию кона. Остальные участники свободно располагаются в поле за вторым коном (расстояние от первого до второго кона 15 м). Игрок, стоящий у щита (водящий, сильным ударом биты посылает мяч в поле, остальные игроки стремятся поймать его. Поймавший подходит к линии второго кона и бросает мяч в щит. Если мяч достигает цели, то этот игрок заменяет водящего, а последний присоединяется к игрокам в поле. Если мяч не поймали или он не попал в щит, то водящий продолжает отбивать мяч в поле. За каждый отбитый в поле мяч, который не пойман или не попал в щит, водящий получает очко. Каждый игрок, поймавший мяч и попавший в щит, тоже получает очко. Выигрывает тот, кто сумел получить большее количество очков.

Если играют две команды, то бьющими являются все время капитаны, остальные же ловят его и бросают в щит. Выигрывает та команда, которая наберет больше очков.

Правила игры. При ударе по мячу заходить за линию кона нельзя. Если водящий промахнулся и не отбил мяч, то имеет право бить второй раз. Если и второй раз промахнулся, то меняется ролью с передним игроком поля. Бросать мяч в щит можно только из-за линии кона.

«Наша горка»

(«Минек пандось» — эрз., «Минь пандоняньске» — мокш.)

Зимняя игра. Место ее проведения — искусственная горка или большой снежный утрамбованный сугроб. Участвуют в игре от 10 — 30 человек. Для игры требуется шест высотой 2,5 — 3 м с флажком любого цвета, который ставится на вершине сугроба (горы).

Выбираются два командира (матки). Все играющие делятся на две команды. По жребию одна из них идет на гору защищать флаг, другая произвольно размещается у ее подножия, готовясь наступать на гору для захвата флага. Команда, находящаяся на горе, ставит одного часового у флага для его защиты, остальные располагаются на горе так, чтобы защитить уязвимые места при подходе к флагу. По сигналу, установленному играющими (свисток или возглас одного из выбранных игроков, наступающая команда пытается пробиться к флагу.

Правила игры. Нельзя допускать грубых приемов при спускании игрока команды соперника вниз с горы (например, хватать за одежду, толкать ногами, ударять в лицо). За грубость игрок выводится из игры. Разрешается перетягивать соперника, отталкивать его туловище, но только в схватке один на один.

Публикации по теме:

Досуг «Поиски потерянного сундучка»Досуг «Поиски потерянного сундучка» Интегрированная совместная образовательная деятельность Досуг: «Поиски потерянного сундучка». Образовательные области: «Коммуникация»,.

Фотоотчет «Игры из маминого сундучка»Фотоотчет «Игры из маминого сундучка» Игры из маминого сундучка Цель: создать условие для активного общения с родителями через народные игры. Задачи - способствовать осознанию.

Интегрированное занятие с детьми старшей и подготовительной групп «Куклы из бабушкиного сундучка» (осень) Цель: Знакомство с историей народной куклы, через интеграцию предметов: художественного труда, чтение художественной литературы, музыки.

Интегрированное занятие с детьми старшей и подготовительной групп «Куклы из бабушкиного сундучка. Весна» Оборудование: Экран, проектор, сундучок с куклами, заготовки материала для изготовления обрядовой куклы Мартинички. Участники; Дети подготовительной.

Конспект занятия «Куклы бабушкиного сундука» Тема: «Куклы бабушкиного сундука» Цель: Развитие интегративных качеств воспитанников в процессе приоб-щения к истории русской культуры.

Отчет о проведении проекта «Куколки из бабушкиного сундучка» в средней группеОтчет о проведении проекта «Куколки из бабушкиного сундучка» в средней группе Результаты проведённых исследований подтвердили наши предположения о том, что тряпичная кукла в старину играла большую роль: она была участницей.

Беседа в рамках познавательно-творческого проекта «Куколки из бабушкиного сундучка» для детей средней группы Познавательно-творческий проект «Куколки из бабушкиного сундучка» Тема проекта «Куколки из бабушкиного сундучка» выбрана мною не случайно.

Проект «Куклы из бабушкиного сундучка» Проект "Куклы из бабушкиного сундука" Участники проекта: - воспитатель младшей группы МБДОУ «Иланский детский сад № 50» Есякова.

Сценарий развлечения «Час двигательной активности. Игры из сундучка» (первая младшая группа) Развлечение: «Час двигательной активности. Игры из сундучка». 1-я младшая группа. Главная цель развлечения: Поднять настроение детям, проявить.

Конспект занятия по ткачеству «Тайны старого сундучка» Тема: «Тайны старого сундучка». Приоритетная область: художественно-эстетическое развитие. Интеграция образовательных областей: познавательное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Игры из бабушкиного сундучка»
Опубликовано: 26 января 2019 в 20:04
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД