Познавательно-творческий проект «Мои первые стихи. Знакомство с поэзией Агнии Барто»

Айсулу Сейтасанова
Познавательно-творческий проект «Мои первые стихи. Знакомство с поэзией Агнии Барто»

1. ВВЕДЕНИЕ

«Она всегда идет навстречу

одному поколению,

провожая другое»

Р. Гамзатов

Стихи для детей - один из самых первых и простых опытов знакомства с книгами. Часто ещё до того, как он сможет прочитать их самостоятельно, ребенок слышит эти стихи от взрослых и учит их наизусть. Они формируют представления маленького человека,о мире начиная с самых простых вещей и явлений: игрушек, домашних животных, времён года, отношений между ребёнком и родителями.

И сегодня услышав имя А Барто,человек любого возраста улыбается и произносит:

«да-да, конечно помню с детства

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишку лапу…»

Основной принцип поэтессы - нравственное воспитание детей с помощью стихов, они легко читаются и запоминаются, а по интонациям очень близки к детской речи, легко и весело выговариваются.

Стихи А. Л. Барто способствуют воспитанию любви к окружающему миру,помогают воспитывать лучшие нравственные качества: честность, трудолюбие, вежливость, любовь к природе, бережное отношение к игрушкам. Веселые и интересные стихи А. Барто очень понятны маленьким детям. В них она рассказывает о таких же мальчиках и девочках, с которыми они общаются в детском саду.

Для повышения интереса к творчеству детской поэтессы нами был разработан среднесрочный проект по произведениям А. Л. Барто «Мои первые стихи»

Проект ориентирован на решение одной главной проблемы - развитие речи у детей младшего дошкольного возраста по средствам художественной литературы.

Проектом предусмотрен объект исследования - процесс речевой активности воспитанников младшей группы, предметом деятельности является произведения поэтессы А. Л. Барто.

2. ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Название «Мои первые стихи. Знакомство с поэзией Агнии Барто»

Авторы проекта Вишневская Елизавета Юрьевна – воспитатель.

Сейтасанова Айсулу Жанатовна – воспитатель.

Продолжительность проекта С 15.10.2021 по 15.11.2021

Вид проекта Познавательно-творческий.

Участники проекта Воспитатели, воспитанники младшего дошкольного возраста, родители воспитанников.

Возраст воспитанников Воспитанники от 3 до 4 лет.

Методы и приемы Словесные (беседа, чтение тематической художественной литературы, рассказ педагога, объяснения, указания, поощрения)

Наглядные (рассматривание альбомов и иллюстраций, книг, показ)

Практические (игровые упражнения, игры имитации, продуктивная деятельность детей, сюжетно-ролевые, дидактические игры).

Интеграция образовательных областей Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Ожидаемые результаты Для детей: в группе созданы необходимые образовательные условия для ознакомления детей с творчеством Агнии Барто; оформлен уголок Агнии Барто, в котором находится портрет, краткая биография поэтессы, игрушки по стихотворениям, книги; воспитанники имеют представления о поэтессе Агнии Барто и ее творчестве, рассказывают стихи Агнии Барто; развита речь детей, обогащен их словарный запас; дети более бережно относятся к игрушкам и книгам. Использование новых знаний в самостоятельной деятельности детей.

Для родителей: активные и заинтересованные участники проекта; ориентированы на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками, через совместную – проектную деятельность.

Для педагогов: осуществляют инновационную деятельность; повышают профессиональный уровень.

Продукт проекта Выставка творческих работ (рисунков) детей и родителей «Любимое стихотворение А. Барто», папка-передвижка «Волшебные стихи Агнии Барто», дидактическая игра «Что из чего?», игра «Чудо-кубик»,видеоролик: чтение стихов А. Барто; лэпбук; размещение чтения стихов детьми в Инстаграме на странице д/с.

3. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Агния Львовна Барто говорила: «Детям нужна вся гамма чувств, рождающих человечность». Детская поэтесса Агния Барто (1906 – 1981г) - одна из самых известных и любимых читателями детских поэтов. Ее стихи известны многим, и юным читателям и взрослым. Веселые и интересные стихи Агнии Барто понятны каждому ребенку. Она имеет особый дар говорить с детьми. Поэтесса всю жизнь посвятила детям, их воспитанию и проблемам. Поэтому она в своих стихах рассказывает о таких же мальчиках и девочках, с которыми маленький читатель общается в детском саду.

Чаще всего, это совсем не примерные дети, среди них есть ребята, совершающие не образцовые поступки. Шутливо рассказывает она о разных поступках героев, не забывая видеть и хорошие их черты. Читая стихи Агнии Барто, ребенок обязательно увидит, кому следует подражать, а на кого лучше не быть похожим. Поэтесса создает выразительные портреты детей, раскрывает глубину их переживаний, подмечая черты детской психологии. На произведениях А. Барто выросло не одно поколение детей. Осмысливая её произведения, ребенок учится жить, мыслить и оценивать свои поступки.

Данная тема нашего творческого проекта была выбрана, потому что именно в младшем дошкольном возрасте произведения Агнии Барто провоцируют сопереживания к главным героям, в результате чего у детей появляются новые представления о героях произведений, их взаимоотношениях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт. Кроме того, произведения содержат простые образы животных и героев, с которыми ребенку проще идентифицировать себя.

Произведения А. Барто для детей младшего дошкольного возраста легки в восприятии, без философского смысла, эмоционально насыщенны, не сложны в разыгрывании сюжетов, пронизаны чувствами, которые рождают человечность.

4. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Проблема В настоящее время нередко родители проявляют очень слабый интерес к заучиванию стихов с детьми, объясняя свою пассивность занятостью. Дети, начинающие посещать детский сад, мало знакомы с творчеством А. Л. Барто. Нередко взрослые практикуют монотонное чтение стихов детям. Как следствие, дети не умеют «прочувствовать» стихи.

Педагоги учреждения, понимая значимость и авторитет родителей, стремятся вовлечь их с первых дней пребывания детей в ДОУ в активное взаимное сотрудничество на благо всестороннего развития ребёнка, повысить компетентность родителей в области освоения методов заучивания стихов, способах подачи их детям.

Таким образом, возникает противоречие. С одной стороны, важность и необходимость ознакомления детей с творчеством А. Л. Барто, формирование у детей и их родителей интереса к заучиванию данных произведений, а с другой, отсутствие в семье целенаправленной, систематической работы по заучиванию стихов, и привели к выбору темы проекта.

Цель проекта

Знакомство детей с творчеством А. Л. Барто. Расширение представлений, знаний и развитие устойчивого интереса к е поэзии. Формирование у детей понятия «стихотворение». При тесном взаимодействии с родителями обучение детей умению с помощью мимики и жестов эмоционально и выразительно читать стихи.

Задачи проекта

1. Познакомить детей с творчеством А. Барто.

2. Привить любовь к творчеству А. Барто.

3. Развивать интерес к художественной литературе.

4. Способствовать пополнению словарного запаса детей, расширению их кругозора.

5. Развивать творческие способности, фантазию, умение выразительно читать стихотворения с элементами драматизаций.

Гипотеза проекта Стих обладает преимуществом над другими воспитательными приемами. Стихотворения Агнии Львовны Бартопомогают воспитывать лучшие нравственные качества: честность, отзывчивость, трудолюбие, вежливость, любовь к природе и внимательное отношение к ней, это классика для детей, которая заставляет задуматься всерьез о том, как себя вести, каким человеком расти, как беречь все живое, окружающее, как относится к младшим и старшим.

Ее произведения очень легкие и понятные для запоминания детьми младшего дошкольного возраста. Чтение и запоминание стихотворения играет важную роль в развитии воображения и памяти ребенка – способности, без которой невозможна ни умственная деятельность ребенка в период дошкольного и школьного обучения, ни любая творческая деятельность взрослого. Стихотворения прививают интерес к чтению художественной литературы.

Принципы Принцип научности:

- предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками;

- содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.

Принцип системности:

- материал проектаподается по принципу: от простого к сложному;

- обеспечивает единство образовательных, развивающих и воспитательных задач.

Принцип доступности:

- проект разработан с учетом возрастных особенностей воспитанников;

- предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми;

- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;

Динамичность:

- совершенствуются формы и методы реализации проекта;

- предусмотрены различные формы деятельности с детьми и родителями воспитанников в процессе реализации проекта.

Методы и технологии реализации проекта Метод проекта; личностно-ориентированные технологии; познавательные занятия и игры, беседы с детьми, продуктивные виды деятельности.

Формы образовательной работы с детьми - Беседы с рассматриванием иллюстраций

- Мини-выставки в центре книги

- Чтение стихотворений

- Театрализованная деятельность

- Сюжетно-ролевые игры

- Дидактические игры

- Подвижные игры

- Творческая мастерская (рисование, лепка, аппликация)

Формы работы с родителями - Консультации для родителей,оформление информационных стендов: «Речевое развитие детей младшего возраста», памятки для родителей «Семейное чтение», папка – передвижка «Волшебные стихи Агнии Барто»

- Проведение выставки творческих работ (рисунков) детей и родителей «Любимое стихотворение А. Барто»

- Индивидуальные беседы с родителями по теме проекта

5. ОСНОВАНИЕ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА

- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»);

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13», «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

- Устав ДОУ;

- Издание Приказа заведующей о реализации проекта.

Информационные ресурсы:

- Сайт образовательного учреждения

- Информационные стенды группы

- Образовательные порталы

- СМИ

Учебно-методические ресурсы:

Фонд методического кабинета:

- игротека

- аудиотека

- фонотека

Материально-технические ресурсы:

- учебно-методическая литература

- медиаресурсы

- компьютерное оборудование

Финансовые ресурсы:

- внебюджетные ресурсы группы

6. СТРУКТУРА ПРОЕКТА

I этап – подготовительный (организационный)

II этап – основной (практический)

III этап – заключительный (итоговый)

I этап – подготовительный (организационный)

Обсуждение проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта.

Подбор материалов о жизни и творчестве А. Л. Барто: сборники стихотворений А. Л. Барто; иллюстрации к произведениям, репродукции рисунков, фотографии по биографии А. Л. Барто, аудиозаписи со стихотворениями А. Л. Барто; методическая литература; интернет-ресурсы.

Опрос родителей о том, какие книги дома читают, есть ли в домашней библиотеке произведения А. Л. Барто.

II этап – основной (практический)

– Выполнение основных мероприятий, необходимых для достижения поставленной цели.

III этап – заключительный (итоговый)

Анализ полученных результатов реализации проекта в соответствии с поставленной целью и ожидаемыми результатами.

Проведение акции «Подари книгу» и лэпбук.

Презентация на педсовете ДОУ.

7. АЛГОРИТМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Мероприятия Цели Ответственные

I этап. Подготовительный (организационный)

1.1. Изучение и сбор теоретического и методического материала по использованию проектного метода. Повышение собственной профессиональной компетентности через изучение технологии проектирования. Воспитатели группы.

1.2. Составление плана над проектом. Реализация мероприятий по проектной деятельности Воспитатели группы.

1.3.Беседа с родителями на тему:

«Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста»

Рекомендации родителям:

«Читаем вместе с мамой!» Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта. Воспитатели группы, родители.

1.4. Поисковая работа по подбору иллюстративного материала, стихотворений А. Барто, презентаций, дидактических пособий. Создать условия для реализации проекта Воспитатели группы, родители.

1.5.Создание условий для организации работы: обогащение развивающей предметно-пространственной среды. Оформление центра книги. Создать условия для реализации проекта Воспитатели группы, родители.

II этап. Основной (практический)

Формы работы с детьми

Образовательные области Виды детской деятельности

Речевое развитие

Вводная беседа: «Познакомимся с поэтессой Агнией Барто». Рассматривание портрета, рассказ о ее биографии.

Цель: познакомить детей с автобиографией и творчеством А. Л. Барто. Развивать любознательность, познавательную деятельность

Беседы с рассматриванием иллюстраций.

Рассматривание книг с произведениями А. Л. Барто.Ситуативные разговоры: «Что делать, если ты порвал книгу?», «Если бы не было книг», «Лечим книжки»

Тематическая беседа: беседа – игра «Зайку бросила хозяйка – за окном остался зайка».

Слушание стихотворений: «Однажды я разбил стекло», «Петя утомлен», «Медвежонок невежа» и др.

Чтение и разучивание стихотворений А. Л. Барто серии «Игрушки»: «Мишка», «Зайка», «Бычок», «Грузовик», «Мячик», «Самолёт», «Кораблик», «Слон», «Лошадка», «Флажок».

Познавательное развитие Образовательная деятельность «Береги игрушки» по мотивам «Сказки про Зайку, от которого сбежали игрушки»

Цель: продолжать формировать элементарные представления о том, что такое хорошо и что плохо, формировать опыт правильной оценки хороших и плохих поступков.

Дидактические игры: «Спрячем зайку от лисы», «Опиши игрушку, мы отгадаем», «Сложи картинку», игра-сторителлинг «Чудо –кубик».

Цель: развивать познавательную активность.

Художественно - эстетическое развитие Лепка: «Мячики для Тани», «Морковка для зайчика»

Цель: развивать навыки работы с пластилином.

Рисование: «Зайку бросила хозяйка»

Цель: формировать умение наносить штрихи, вертикальные линии.

Рисование: «У меня живет козленок.»

Цель: формировать умение создавать образ, используя нетрадиционную технику рисования.

Аппликация: «Дорога для грузовичка»

Цель: формировать умение создавать композицию.

Конструирование: «Устроим мишке комнату»

Цель: развивать конструктивные навыки.

Ручной труд: «Пушистый заяц»

Цель: развивать творческие способности в создании образа.

Игры-драматизации «Ах, ты девочка чумазая!», «Идет бычок качается»

Цель: развивать творческие способности.

Социально–коммуникативное развитие Сюжетные игры: «Угостим куклу чаем», «Магазин игрушек».

Цель: развивать игровые навыки.

Разучивание пальчиковых игр: «Мячик», «Кораблик», «Самолет», «Бычок».

Цель: развивать мелкую моторику рук, речевую активность.

Физическое развитие Подвижные игры: «Прокати мяч через ворота», «Воробушки и автомобиль», «Самолеты», «Зайка серенький сидит и ушами шевелит», «У медведя во бору».

Цель: развивать двигательную активность.

III этап. Заключительный (итоговый)

Презентация выставки творческих работ (рисунков) детей и родителей «Любимое стихотворение А. Барто».

Презентация проектной деятельности на педсовете ДОУ, размещение чтения стихов детьми в Инстаграме на странице д/с.

8. ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

Октябрь

с 15 по 18 Подбор материала, необходимого для работы с родителями по теме, анкетирование.

Постановка целей и задач по данной теме.

Октябрь

с 18 по 29 Консультации для родителей,оформление информационных стендов: «Речевое развитие детей младшего возраста»; памятки для родителей «Семейное чтение», «Секреты домашнего чтения»; папка – передвижка «Волшебные стихи Агнии Барто»

Ноябрь

с 1 по 15 Организация выставки творческих работ (рисунков) детей и родителей «Любимое стихотворение А. Барто»

Заучивание стихов с детьми

В течение реализации проектной деятельности Индивидуальные беседы с родителями по теме проекта, распространение памяток

9.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Барто А. Л. Любимые стихи / А. Л. Барто. - М.: Олма Медиа Групп, 2010. - 128 с.

2. Жизнь и творчество Агнии Барто / Сост. И. П. Мотяшов. - М.: Дет. лит., 1989. - 336 с.

3. Казак В. Лексикон русской литературы XX века / В. Казак. - М.: РИК «Культура», 1996. - 492 с.

4. Смирнова В. В. Агния Барто и её стихи для детей / В. В. Смирнова. - М.: Дет. лит., 1997. - С. 3-12.

5. Всё для детей. Электронный доступ. – URL: http://allforchildren.ru/poetry/author1-barto.php

6. Ресурсы Сети интернет.

Публикации по теме:

17 февраля — день рождения Агнии Барто. Беседа-игра «Агния Барто — самая первая и любимая поэтесса всех поколений»17 февраля — день рождения Агнии Барто. Беседа-игра «Агния Барто — самая первая и любимая поэтесса всех поколений» Беседа - игра с детьми подготовительной к школе группе «Агния Барто - самая первая и любимая поэтесса всех поколений» Описание: Мероприятие.

Фотоотчёт «День рождения Агнии Барто. Мы помним и любим её стихи»Фотоотчёт «День рождения Агнии Барто. Мы помним и любим её стихи» В феврале 2016 года отмечается юбилей: 110 лет со дня рождения замечательной советской поэтессы Агнии Барто. На её стихах выросло не одно.

Фотоотчет «Любимые стихи Агнии Барто»Фотоотчет «Любимые стихи Агнии Барто» .

Фотоотчет «Любимые стихи Агнии Барто»Фотоотчет «Любимые стихи Агнии Барто» Цель. Формировать интерес к произведениям А. Л. Барто. Задачи. Расширять и закреплять знания детей о творчестве А. Л. Барто. Развивать способность.

Библиотека изображений:
  • Игрушки
  • Игрушки
  • Игрушки
Автор публикации:
Познавательно-творческий проект «Мои первые стихи. Знакомство с поэзией Агнии Барто»
Опубликовано: 2 декабря 2021 в 23:34
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 января. День осведомленности о пингвинах

Для привлечения внимания всех людей на планете к пингвинам, с заботой о сохранении их численности и мест обитания был учрежден праздник — День осведомленности о пингвинах. Мероприятия этого дня должны...

20 января. Всероссийский день учета водоплавающих птиц

С 2015 года регулярный среднезимний учёт водоплавающих птиц, оставшихся на зимовку в родных краях, стал Всероссийской акцией «Серая шейка». Союз охраны птиц России проводит ежегодный учёт уток, гусей и...


Горячие темочки