Краснова Светлана
Познавательно-творческий проект по патриотическому воспитанию «9 Мая — Праздник памяти и славы»
Актуальность проблемы
В этом году исполняется 80 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне. Это знаменательная дата в истории нашей страны, которая не может никого оставить равнодушным. Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. В течение последних десятилетий радикально переосмыслено само понятие патриотического воспитания дошкольников, его содержание, цели и задачи. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли он привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. Одним из основных средств нравственно-патриотического воспитания в ДОУ является метод проектов. Основываясь на лично – ориентированном подходе к обучению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества; открывает большие возможности в организации совместной поисковой деятельности дошкольников, педагогов, родителей. Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа. День Победы близок и понятен детям дошкольного возраста, потому что реализует достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам, – идею противостояния добра и зла и финальной победы добра.
9 Мая - Великий праздник для нашего народа. День радости и вместе с тем день печали. В этот праздник мы поздравляем ветеранов и чтим память погибших. Многие десятилетия эта традиция передается из поколения к поколению. И вот сейчас поздравляют ветеранов уже их правнуки.
Цель проекта: Формирование и расширение знаний детей старшего дошкольного возраста об истории Великой Отечественной войны, о героях войны и их подвигах, о детях войны, о празднике 9 мая и его значении, о символах праздника Победы.
Задачи:
1. Организовать сотворчество детей, родителей, педагогов в совместном освоении данной темы;
2. Сформировать представления о празднике День Победы. Познакомить с героями Великой Отечественной войны;
3. Уточнить и расширить знания о военной технике и о людях военных профессий;
4. Раскрыть значение победы в Великой Отечественной войне;
6. Формировать представление о том, что всем людям на Земле нужен мир;
7. Воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной войны и всем защитникам Родины;
8. Воспитывать храбрость и мужество, стремление защищать свою Родину;
9. Осуществлять нравственно-патриотическое воспитание детей на основе изучения истории своей семьи и своей страны.
Участники проекта
Участниками данного проекта являются педагоги, родители и дети подготовительной группы.
Сроки реализации проекта
Проект является краткосрочным: с 17.04.25г. – 30.04.25г.
Основание проекта
Проект реализуется на основе интеграции образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Образовательная область «Познавательное развитие»: Беседы с детьми на тему: «История георгиевской ленточки», «Символы Победы – ордена, медали, знамёна», «Вечный огонь», «Этот День Победы».
Образовательная область «Речевое развитие»: Чтение рассказов о войне: З. Александрова «Дозор», А. Неход «Лётчики», С. Алексеев «Мишка», «Бронзой поднялся в небо», читали выученные стихи о войне, пословицы, загадывали загадки о военной технике.
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»: дети, совместно с родителями создали выставку рисунков на тему: «Вечный огонь», изготовили дидактическую игру «Кто шагает на параде?», изготовление атрибутов к сюжетно – ролевой игре «Танкисты», а также создали альбом на тему: «Этот День Победы».
Цель и задачи организации проекта
Участники
проекта Цель организации проекта Задачи организации проекта
Дети Расширение представления детей о Великой Отечественной войне, о героизме народа; воспитание чувства гордости за воинов-защитников, любви и уважения к ветеранам войны. - Систематизировать и расширять знания детей о войне;
- подвести к восприятию художественных произведений о войне;
- расширять и систематизировать представления о празднике Дне Победы;
- воспитывать патриотические чувства, эмоционально-положительное отношение к воинам-защитникам;
- Развивать творческие и речевые способности каждого ребенка.
Педагоги Создание условий для обогащения опыта детей по данной теме. - Изучить информацию, подобрать методическую литературу по теме;
- Создать предметно – пространственную среду в группе, способствующею возникновению у детей патриотических чувств;
- построение работы с родителями по формированию у детей представлений об армии, о празднике 9 Мая, о своих прадедушках и прабабушках, прошедших войну.
Родители Создание максимально эффективных условий для развития патриотических чувств у ребенка, для формирования любознательности и творческих способностей. - Привлечь родителей к изготовлению атрибутов для сюжетно – ролевой игр;
- Формировать знания о празднике – Дне Победы;
- Оказать посильную помощь в изготовлении творческих работ.
Условия реализации проекта
1) Подготовленность педагогов, обеспечивающая их профессиональную готовность к созданию проектов в дошкольном образовательном учреждении.
2) Предметно-развивающая среда, способствующая вхождению ребёнка в данную тему.
3) Наличие литературы о войне, создание уголков творчества для продуктивной деятельности детей.
4) Работа с родителями.
5) Взаимодействие и сотрудничество с социумом.
Формы реализации проекта
– организация различных видов детской деятельности (игровая, продуктивная, чтение художественной литературы, познавательная, коммуникативная);
– совместная деятельность детей;
– взаимодействие с семьями детей.
Этапы реализации проекта
Этапы
проекта Деятельность детей Деятельность педагогов Взаимодействие с семьёй
Вводный Рассматривание иллюстраций, картин по данной теме, просмотр фильмов о войне. Вводная беседа о Великой Отечественной войне. Обсуждение содержания проекта
Планирование деятельности Участие в обсуждении этапов выполнения проекта - определение цели и задач проекта;
- изучение необходимой литературы, разработка плана для реализации проекта Обсуждение тематики мини - проектов
Осуществление проекта Сбор материала по теме;
оформление, систематизация полученной информации;
оформление сюжетно – ролевых и дидактических игр, выставок, альбомов. Подготовка тематической папки на данную тему. Организация беседы по данной тематике, проведение подвижных, дидактических игр и итогового мероприятия, посвящённого празднику на тему: «Этот день будут помнить веками» Просмотр фильмов о войне, чтение художественной литературы по теме, беседы, помощь в изготовлении творческих работ и в создании выставки рисунков по данной теме.
Презентации проекта Участие в выставке рисунков «Вечный огонь», в изготовлении атрибутов к сюжетно – ролевой игре «Танкисты» и в оформлении альбома «Этот день Победы» Участие в изготовлении
дидактической игры «Кто шагает на параде?» Участие в итоговом мероприятии «Этот день будут помнить веками» в качестве зрителей.
Подведение итогов Отражение своих впечатлений в рисунках, поделках и рассказах.
Темы индивидуальных маршрутов детей
Имя ребёнка Предлагаемые проблемы Тема мини - проекта
Артём П.
Лиза С.
Максим С.
Малик Б. Расширить представления детей о празднике – 9 мая, развивать мелкую моторику руки. Воспитывать чувства гордости за воинов-защитников, любовь и уважения к ветеранам войны в процессе продуктивной деятельности.
Выставка рисунков на тему:
«Вечный огонь»
Света А.
Даша Г.
Мирон Щ.
Кира К. Уточнять и закреплять знание детей о разных родах войск Российской армии; воспитывать чувство гордости за защитников Отечества; развивать речь, логическое мышление, умение классифицировать предметы.
Д/И
«Кто шагает на параде?»
Даша Г.
Лиза С.
Вера Ш.
Вера К.
Воспитывать эмоциональ-но-положительное отношение к морякам, которое выражается в подражании им в ловкости, быстроте, смелости, стремлении быть похожими на них, развивать игровые умения у детей.
Сюжетно – ролевая игра «Танкисты»
Маша Г.
София А.
Алиса Б.
Агата С. Закреплять знания о Великой Отечественной войне. Воспитывать уважение к героям Великой Отечественной войны, чувство гордости за народ, победивший врага.
Альбом «Этот День Победы»