Екатерина Ныркова
Познавательно-творческий проект «Путешествие по страницам произведений С. Я. Маршака» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта: познавательно-творческий, краткосрочный
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители воспитанников.
Срок реализации: проект был осуществлен в период с 23 октября по 3 ноября 2023 г.
Актуальность проект:
Публикация «Познавательно-творческий проект „Путешествие по страницам произведений С, Я, Маршака“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Маршак С.Я. Знакомство с творчеством
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Подготовительная группа
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Актуальность проекта заключается в том, что современные родители уделяют мало внимания творчеству детских советских поэтов и писателей, т. к. считают их произведения устаревшими и неинтересными для детей. Данным проектом хотелось бы показать, что произведения С. Я. Маршака насыщены познавательным материалом: загадки, игры, шутки, считалки, сказки, социальные диалоги. Во многих сказках и стихах заключены воспитательные нотки, правила поведения, высмеивание негативных человеческих качеств. Часто юмор Маршака помогает ребенку и воспитателю выйти из сложной ситуации, посмеяться над собой, задуматься о том, правильно ли мы иногда поступаем.
В связи с вышеперечисленными преимуществами творчества советского писателя С. Маршака была выбрана тема данного проекта.
Проблема:
Недостаточный познавательный интерес у детей к художественной литературе.
Гипотеза:
Педагогическая деятельность по ознакомлению с писателем будет способствовать развитию у детей желания и стремления познавать творчество других поэтов и писателей, формированию целостной картины мира, развитию литературной речи, развитию художественного восприятия и эстетического вкуса.
Цель проекта: Познакомить детей с творчеством советского детского поэта С. Я. Маршака.
Задачи проекта:
- Познакомить детей с жизнью и творчеством С. Я. Маршака;
- Познакомить детей с основными произведениями С. Я. Маршака:
- Развивать познавательные и умственные способности детей, их речь;
- Формировать эмоционально-образное восприятие произведений;
- Способствовать развитию театральной деятельности через игры-драматизации;
- Приобщать родителей к семейному чтению литературы;
- Воспитывать у детей способность сопереживать героям произведений;
- Продолжать работу по нравственному и патриотическому воспитанию.
- Воспитывать способность наслаждаться художественным словом, чувствовать и понимать образный язык сказок, пьес, рассказов, стихов…
- Приобщить родителей к семейному чтению литературы.
Условиями реализации проекта являются: систематизация материала по теме проекта, изучение методической литературы, подбор произведений детской литературы по программе, обновление развивающей среды в группе. В создании развивающей среды принимают участие не только педагоги, но и дети и их родители, что позволяет вызвать у всех интерес к данной теме.
Форма реализации: беседы, сюжетно-ролевые и дидактические игры, интегрированные занятия, самостоятельная деятельность детей, выставка детского творчества, чтение художественной литературы, просмотр презентаций, мультфильмов, рассматривание сюжетных картин, иллюстраций, викторины, консультации для родителей.
Предполагаемый результат:
• Сформировать умение воспринимать книгу не только как развлечение, а как источник знаний;
• Обогащение предметно-развивающей среды в группе;
• Оформление выставки, посвященной творчеству С. Я. Маршака в книжном уголке группы;
• Подбор фонотеки с произведениями писателя;
• Организация игр-драматизаций и обогащение театрального уголка в группе;
• Активизация родителей в реализации проекта.
Риски и пути преодоления рисков:
В ходе реализации данного проекта возможно возникновение некоторых рисков, которые будут решены следующим путём:
1. Пассивное отношение родителей к проектной деятельности. Вовлечение пассивных родителей посредством индивидуальных консультаций, отдельных поручений, а так же обеспечение материала для творчества.
2. Недостаточные знания детей для проведения конкретных мероприятий. Предварительная подготовка детей родителями в домашних условиях.
Продукт проектной деятельности:
• Выставка рисунков по произведениям Маршака
• Литературная викторина «Путешествие по произведениям С. Я. Маршака»
• Вечер загадок «Все обо всем»
• Инсценировка стихотворения «Чем болен мальчик»
Организация деятельности над проектом:
Деятельность воспитателя:
- подготовка методических и дидактических материалов.
- подбор видео и аудио материалов.
- проведение интегрированных занятий, бесед.
- Чтение художественной литературы.
- подготовка презентации по теме проекта.
- подготовка консультаций для родителей.
Деятельность детей:
– Самостоятельная художественная деятельность, изготовление поделок.
- Заучивание стихов.
- участие в развлекательных мероприятиях
Деятельность родителей:
- Чтение детям произведений по теме проекта
- Участие во всех мероприятия группы
- Привлечение родителей к оснащению предметно-пространственной среды в группе по данной теме.
Ресурсное обеспечение проекта:
- сотрудничество с семьями воспитанников;
-содействие с домашними библиотеками воспитанников.
- взаимодействие с библиотекой города Электросталь
- мультимедийная презентация литературно-образовательного проекта «Знакомство с творчеством С. Я. Маршака детей старшего дошкольного возраста»
- прослушивание и просматривание аудио и видеозаписей произведений С. Я. Маршака
Этапы реализации.
1 этап. Организационно-подготовительный этап.
Воспитатель: Определение темы проекта, постановка целей и задач; составление плана основного этапа, подбор и разработка совместной деятельности взрослого и детей: подбор детской художественной литературы для чтения детям; подбор сюжетных картинок и иллюстраций; подбор бесед; подготовка методических и дидактических материалов, видео и аудио материалов. Подготовка презентаций по теме проекта.
Сотрудничество с родителями: Организация выставки книг с привлечением родителей «Наши любимый Маршак». Разработка памяток для родителей «Что, как и когда читать детям?»
2 этап. Познавательно-творческий.
• знакомство с творчеством С. Я. Маршака;
• знакомство с детскими годами С. Я. Маршака;
• просмотр презентации «Детские годы С. Я. Маршака»;
• Оформление выставки книг С. Я. Маршака;
• чтение произведений С. Я. Маршака, заучивание стихов, отрывков из произведений;
• формирование элементарных математических представлений на основе стихотворения «Веселый счет»;
• формирование представлений о сезонных изменениях по стихотворению «Круглый год»;
• проведение подвижных игр по «Сказке об умном мышонке»;
• викторина по произведениям С. Я. Маршака;
• рисование по стихотворению «Усатый полосатый»
• Лепка - по произведению «Детки в клетке»
• воспитание любви и уважения к своим родителям, к своей семье по произведению - «Сказка о глупом мышонке»;
• Речевые игры: «Подскажи словечко», «Подбери рифму», «Загадай загадку»; «Звуковая чехарда», «Скажи наоборот», «Узнай сказку»;
• Просмотр мультфильмов «Кошкин дом», «Вот какой рассеянный», «Двенадцать месяцев»; «Где обедал воробей?».
• Д/И «Расскажи до конца», «Что сначала, что потом?»;
• беседы по произведениям «Кошкин дом», «Пожар» о необходимости соблюдения пожарной безопасности;
• закрепление правил дорожного движения по стихотворению «Мяч»;
• инсценировка стихотворения «Чем болен мальчик»;
• организация работы по ремонту книг;
• домашнее чтение произведений С. Я. Маршака.
Сотрудничество с родителями : Помощь в подборе книг С. Я. Маршака для выставки. Домашнее чтение произведений С. Я. Маршака, заучивание стихов. Изготовление костюмов, атрибутов, декораций к инсценировке стихотворения «Чем болен мальчик».
3 этап заключительный:
• Выставка рисунков по произведениям Маршака
• Литературная викторина «Путешествие по произведениям С. Я. Маршака»
• Вечер загадок «Все обо всем»
Обсуждение итогов и анализ работы
Подводя итоги проекта «С. Я. Маршак - детям», нужно отметить, что поставленная цель и задачи были реализованы. Проект оказался интересным, творческим, ярким. За время проекта дети познакомились с краткой биографией поэта, его детскими годами, с основными произведениями поэта. Дети приобщились к высокохудожественной литературе и театральной деятельности, расширили кругозор о персонажах, сформировали запас литературных впечатлений, научились иллюстрировать, инсценировать литературные произведения. Данный проект позволил повысить у детей интерес к произведениям детской художественной литературы, а также сформировать следующие навыки: умение слушать, понимать, эмоционально откликаться на художественное произведение, передавать характер героев в театрализованной деятельности (мимикой, жестами и движениями).
Очень весело прошла викторина «Путешествие по произведениям С. Я. Маршака» и вечер загадок «Все обо всем»
Кульминацией проекта стала инсценировка стихотворения «Чем болен мальчик». Дети с удовольствием участвовали в театрализованной постановке. Все выучили свои слова и слова общего проговаривания, декорации и костюмы для инсценировки готовили совместно с родителями.
Список Литературы:
1. Маршак С. Я., Собрание сочинений: В 8 т. Т. 1. – М. : удожественная литература, 1968. – С. 5-15.
2. Владимирова Л. А. «Поэзию я полюбил очень рано…» : [сценарий путешествия по Стране Маршака для детей ] // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2007. – № 9. – С. 4 – 8.
3. Зархи С. Б. «Я думал, чувствовал, я жил…» : [сценарий литературного вечера о Маршаке для детей ] // Читаем, учимся, играем. – 2007. – № 8. – С. 11 – 21.
4. Подумай-разгадай : [загадки в стихах к произведениям Маршака] // Отчего и почему. – 2000. – № 3. – С. 18 – 19.
5. Светикова П. Литературный утренник, посвящённый творчеству С. Я. Маршака / Книги-детям. – М. : Детгиз, 1957. – С. 95 – 129.
6. Светлова Г. Что такое стихи? : [конспекты занятий по произведений С. Я. Маршака] // Дошкольное воспитание. – 2002. – № 6. – С. 101 – 104.
7. Сорокина Н. В гостях у сказки : [театрализованная игра по сказкам С. Я. Маршака] // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 5. – С. 133 – 136.
8. Скоролупова О. А. Тематическое планирование воспитательно -образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях. – М: ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
9. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомство дошкольников с литературой: конспекты занятий. – М: ТЦ Сфера, 2007.
10. Психологические игры и упражнения для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Развитие общительности. Преодоление застенчивости. Снятие агрессии/ И. А. Ермакова. – СПб., 2006.