Родина Юлия
Познавательно-творческий проект «Времена года. Лето» для детей 4–5 лет
Тип проекта: Познавательно-творческий, групповой, долгосрочный.
Участники проекта: Воспитатели (2 специалиста: музыкальный, физкультурный, дети второй младшей группы (4-5 лет, родители.
Сроки проведения: Июнь – Август.
Этапы проекта:
1. Ознакомительный (Июнь): Введение в тему, знакомство с летними изменениями в природе, первичное изучение свойств воды и песка.
2. Исследовательский (Июль): Глубокое изучение свойств природных материалов, наблюдение за сезонными изменениями, формирование элементарных представлений о влиянии солнца и тепла.
Публикация «Познавательно-творческий проект „Времена года, Лето“ для детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Времена года. Проекты, планы, тематические недели
- Времена года. Сезонны, месяцы
- Лето. Проекты летние
- Проекты творческие
- Проекты, проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
3. Продуктивно-практический (Август): Применение полученных знаний в творческих работах, закрепление полученных навыков, итоговое мероприятие.
Цель проекта:
* Дать детям представление о лете, сезонных изменениях в природе и их периодичности.
* Формировать первый познавательный интерес в ходе экспериментирования с воздухом и водой.
* Обогащать и расширять представления детей о влиянии тепла и солнечного света на жизнь людей, животных и растений.
* Оздоровление и укрепление иммунной системы детского организма.
Задачи проекта:
1. Учить детей отмечать летние изменения в природе (цветы, насекомые, погода).
2. Учить детей передавать образы в продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация).
3. Формировать умения слушать и понимать художественное слово (стихи, сказки, загадки).
4. Учить детей экспериментировать, делать простые опыты с водой, песком, камешками, воздухом.
5. Формировать элементарные знания о здоровом образе жизни (питание, режим дня, безопасность на солнце).
6. Формировать у детей представления о взаимосвязи природы и человека.
7. Учить детей видеть красоту природы и радоваться окружающему миру.
8. Формировать у детей умения самостоятельно выполнять основные движения, общеразвивающие упражнения и действовать с предметами.
9. Развивать наблюдательность, творческое воображение, представления об окружающем мире, произвольную память и внимание.
10. Развивать сенсорные представления (цвета, формы, текстуры).
11. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе.
12. Воспитывать эстетический вкус.
13. Воспитывать умения взаимодействовать в коллективе.
14. Воспитать у детей правильное отношение к правилам безопасности по пребыванию на солнце (защита от солнечных ожогов).
15. Стимулировать вовлечение родителей в процесс обучения.
Актуальность:
Лето – благоприятное время для развития и укрепления здоровья детей. Организация интересных и разнообразных занятий необходима для сохранения активного детского интереса и получения новых знаний и навыков. Проект поможет детям познакомиться с природой, сделать первые открытия и создать яркие воспоминания об этом времени года.
Интеграция областей:
* Познавательное развитие (природа, времена года)
* Речевое развитие (словарь, рассказы, беседы)
* Социально-коммуникативное развитие (общение, игры)
* Физическое развитие (подвижные игры, упражнения)
* Художественно-эстетическое развитие (музыка, изобразительное творчество, эксперименты)
Предполагаемый результат:
* Дети получат элементарные представления о лете и сезонных изменениях.
* Будут проявлять интерес к наблюдению за природой.
* Будут укреплять здоровье.
* Будут проявлять бережное отношение к природе.
* Будут расширять знания об окружающем мире.
* Будет улучшиться сотрудничество с родителями.
* Дети научатся правильно взаимодействовать с природой, соблюдая правила безопасности.
* Будут созданы коллективные работы, отражающие тему лета.
Подготовительный этап:
Создание условий для всестороннего развития детей (санитарно-гигиенические условия, условия для физического, познавательного, экологического развития, для развития изобразительного творчества и реализации трудовой деятельности).
Деятельность воспитателей:
• Подготовка методических и дидактических материалов;
• Проведение образовательной деятельности;
• Организация выставок;
• Отражение темы проекта при создании календарного тематического планирования учебной программы;
• Подбор информации с применением сети интернет: познавательная информация; картинки, пейзажи по временам года.
Деятельность детей:
• Участие в беседах;
• Заучивание стихов, загадок, считалок;
• Продуктивная деятельность по теме проекта;
• Выполнение коллективных работ по теме проекта;
• Участие в играх.
Деятельность родителей:
• Пополнение группы бросовым материалом для детского творчества;
• Совместная с ребенком продуктивная деятельность;
• Проведение целевых прогулок, экскурсий по теме проекта;
• Участие в досугах, собраниях;
• Совместный труд в природе, игры на свежем воздухе;
• Оформление группы к тематическим праздникам, выставок.
Основной этап: «Тематические недели»:
Первая неделя «Витаминная неделя»
Вторая неделя «Забавное лето»
Третья неделя «Цветочная неделя»
Четвертая неделя «Неделя экспериментирования»
Первая неделя «Витаминная неделя» включает в себя:
Беседа «Здоровье в порядке, спасибо зарядке».
Дидактические игры, игры забавы: «Третий лишний», «Съедобное - несъедобное», «В саду ли, в огороде», «Что растёт в огороде?», «В борщ или компот?».
Сюжетно ролевая игра «Магазин»
Нетрадиционная техника рисования – рисование мыльными пузырями.
Просмотр мультфильма «Мойдодыр».
Лепка «Любимые овощи и фрукты».
Разучивание пословиц и поговорок о лете.
Цель: продолжать развивать речь, как средство общения; формировать умение внимательно слушать пословицы и поговорки; формирование интереса и потребности восприятии книг.
Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Бегите ко мне», «Самолёты», «Воробушки и автомобиль», «Скок - поскок».
Вторая неделя «Забавное лето» включает в себя:
Беседы:
«Что подарит лето нам?»
Цель: познакомить детей с приметами лета и его дарами. Закреплять характерные признаки лета.
Активизировать речь, обогащать словарь, учить отвечать на вопросы. Воспитывать бережное отношение к природе.
«Солнце летом»
Цель: помочь детям понять особенность летнего солнца. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
«Погода»
Цель: промышлять с детьми о том, что входит в понятие «погода», какая она может быть. Активизировать в речи детей прилагательные.
«Что цветет летом»
Цель: познакомить с некоторыми цветущими травянистыми растениями. Закрепить их строение, поговорить о пользе цветов. Воспитывать бережное отношение к цветам.
Рассматривание иллюстраций по теме «Летнее настроение».
Чтение рассказа К. Ушинского «Ветер и солнце».
Развлечение «В гостях у доктора Айболита».
Наблюдение за бабочкой.
Цель: Познакомить с бабочкой, внешним видом, образом жизни. Развивать наблюдательность. Воспитывать доброе отношение ко всему живому.
Чтение стихотворений: «Божья коровка улети на небо…», Г. Ряскина «На лесной полянке чудо, на цветочках бантики…».
Рисование «Солнышко».
Физкультурные развлечения.
Лепка «Гусеница»
Дидактические игры: «Добавь слово», «Скажи наоборот», «Кто живёт на лугу», «Назови время года», «Волшебный мешочек».
Подвижные игры: «Пчёлы», «Мыши и кот», «По ровненькой дорожке», «У медведя во бору», «Найди себе пару».
Третья неделя «Цветочная неделя» включает в себя:
Беседы: «Цветы», «Нечаянно и нарочно», «Фантазёры и лгунишки», «Доброжелательность», «Волшебные слова».
Дидактические игры: «Радуга», «Какого цвета?», «Чудесный мешочек», «Когда это бывает?», «Чего не стало».
Цель: закрепить знания времен года, основных цветов. Закрепление дифференцировки предметов одежды. Развивать разговорную речь, внимание, память, мелкую моторику рук. Воспитывать любовь к окружающему миру.
Подвижные игры: «Ровным кругом», «Пчёлы», «Мышки водят хоровод», «Птица и птенчики», «Не боимся мы кота».
Наблюдения:
За насекомыми.
Цель: формировать реалистические представления о природе.

За небом и облаками.
Цель: разобрать понятие «облако», зависимость погоды от наличия облаков.
За птицами.
Цель: расширять знания о птицах, прилетающих на участок детского сада.
За божьей коровкой.
Цель: расширять знания и представления об особенностях внешнего вида божьей коровки, воспитывать внимательное и бережное отношение ко всему живому.
Лепка «Улитка».
Рисование «Маки».

Рассматривание картинок о Цветах.
Чтение рассказов, пословиц и поговорок.
Физкультурное развлечение.
Четвертая неделя «Неделя эксперементирования».
Беседы: «Воздух», «Вода», «Огонь», «Земля».
Дидактические игры:
«Поиграем с камешками», «Найди такой же», «Детское лото», «Так бывает или нет».
«Тонут - плавают»
Цель: закрепить знания о свойствах предметов, их весе. Активизировать словарь.
Подвижные игры:
«Мы топаем ногами», «Заинька», «Поезд», «Лохматый пёс», «Зайцы и волк».
Экспериментирование: песок и вода; камень – песок.
Цель: закреплять представления о свойствах сухого и мокрого песка, сравнить цвет песка. Развивать умение сравнивать камень и песок. Воспитывать интерес к играм с природным материалом (вода, песок, камни).
Экспериментирование с водой. Игры с водой.
Цель: уточнить представления о свойствах воды, закреплять умение аккуратно обращаться с водой.

Экспериментирование с воздухом. Игры с воздухом.
Цель: знакомить с качественными характеристиками воздуха (лёгкий, невидимый, движется, ощущаем).
Заключительный этап - Квест «Поиски сокровищ».
Цель: физическая и психологическая разрядка детей, получение положительных эмоций.
На территории площадки спрятать сундучок с сокровищами. Дети отгадывая загадки ищут приз.