Наталья Рышкова
Познавательное для родителей «Характер адаптации детей при поступлении в детское учреждение»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательное для родителей
«Характер адаптации детей при поступлении в детское учреждение»
Под адаптацией (от лат. Adaptatio -приспособление, прилаживание) принято понимать способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды.
Публикация «Познавательное для родителей „Характер адаптации детей при поступлении в детское учреждение“» размещена в разделах
Резкое и значительное изменение в жизни ребёнка, коим является поступление в детское учреждение, приводит к серьезным изменениям в привычном распорядке: может измениться ряд сложившихся привычек, перестроиться ранее сформированный стереотип о режиме сна, кормления, принципах общения со взрослыми (Аскарина Н. М., Теплюк С. Н., Тонкова-Ямпольская Р. В., Шмидт-Кольмер Е. И др.). Этот переход требует торможения ряда сложившихся связей и быстрого образования новых, что для ребёнка двух лет является трудной задачей.
Трудности связанны с тем, что, несмотря на положительные сдвиги в развитии, ребёнок ещё не может противостоять факторам дезадаптации. С. Н. Теплюк указывает на то, что малыши испытывают крайнюю степень неприятия и даже панику, когда чужой взрослый пытается произвести с ними какие-то манипуляции, поэтому отказываются принимать помощь незнакомца, с опаской оглядываются по сторонам, боятся большого помещения с обилием игрушек, переходов в новые помещения (туалетная комната, спальня). Дети активно протестуют, теряя силы, или, наоборот, замирают, сидят неподвижно, не откликаются на попытки общения со стороны взрослых и детей. Нередко через три-четыре дня после поступления в сад дети заболевают, так как организм ослабляется из-за того, что они несколько дней недоедали, недосыпали, из-за попадания в чужеродную аэробную среду.
Таким образом, процесс приспособления к новым условиям в данном возрасте редко проходит легко и быстро. На сроки и тяжесть протекания процесса адаптации ребё нка влияют следующие факторы: достигнутый им уровень психического и физического развития, состояние здоровья, степень закаленности, сформированность навыков самообслуживания, коммуникативного общения со взрослыми и сверстниками, личностные особенности самого малыша, уровень тревожности и особенностей родителей.
В современной педагогике организация работы в адаптационный период с детьми 2-3 лет рассматривается как комплекс усилий родителей, администрации дошкольного учреждения, медицинского и педагогического персоналов. Единые требования, к ребёнку в семье и в детском саду, соблюдение распорядка дня, тщательный гигиенический уход, укрепление физического здоровья малышей, правильная организация детских видов деятельности создадут благоприятную обстановку для формирования эмоционально уравновешенного поведения детей и успешной их адаптации к условиям дошкольного учреждения.
Большое значение в период адаптации к детскому саду имеет контакт между семьёй и дошкольным учреждением. Родители должны рассказывать об особенностях развития их ребёнка, о его привычках, о сне, аппетите, любимых блюдах, игрушках и т. д. Педагог в свою очередь, знакомит родителей с важностью постепенного и заблаговременного (хотя бы за 2-3 недели до поступления) перевода ребёнка на режим дня, аналогичный режиму детского сада, введения в рацион питания блюд и продуктов, используемых там. Следует подчеркнуть необходимость формирования у ребёнка навыков самообслуживания (самостоятельный прием пищи, овевание, пользование горшком, мытьё рук и умывание).
Для облегчения адаптации ребёнка к детскому коллективу педагог проводит прогулки и игры совместно с другими детьми, организует детские коллективные мероприятия, привлекая к их участию всех детей. Родителям педагог рекомендует проводить с ребёнком беседы о поступлении в детское учреждение. Возможность посещать детский сад в них должна подаваться как нечто важное и значительное. Можно почитать малышу книги и ребятах в детском саду, поиграть в «детский сад» сходить туда на «День открытых дверей». Ни в коем случае нельзя пугать детским садом и показывать свою тревогу и обеспокоенность.
Вместе с этим нужно помнить, что, несмотря на усилия, прилагаемые персоналом детского сада и родителями, все факторы дезадаптации исключить невозможно. Н. М. Аскарина, одна из основоположников науки о раннем возрасте, проводила такой пример: «Садовник, бережно пересаживая молодое дерево, выкапывает его с частью почвы, на котором оно произрастало, и затем любовно ухаживает за ним, поливает его, но, приживается на новом месте, оно всё равно болеет, листики его вянут».
Чтобы уменьшить стрессовые реакции детей, а адаптационный период педагог использует такие формы организации детской жизнедеятельности, которые известны и понятны детям, знакомы им из личного опыта; формы работы, имеющие по сути терапевтический эффект, позволяющие отвлечь ребёнка от разлуки с близкими, заинтересовать, снять напряжение, поддержать на стабильном уровне эмоциональное состояние, предполагающие участие мамы, других близких ребёнку людей.
Это могут быть:
• игры с песком, которые стабилизируют эмоциональное состояние детей, дают простор для экспериментирования, предполагаю возможность играть одному, находясь в составе группы (в адаптационный период можно играть и на улице, и в группе — в уголке для игр с пеком); В зимний период — это катание детей на санках, снегокате, игры детей со снегом;
• Просмотр и обсуждение с детьми любимых мультфильмов, которые они часто смотрят дома;
• Подвижные игры-забавы, основная цель которых — доставить детям радость и удовольствие от совместного со сверстниками активного и одновременно увлекательного времяпрепровождения;
• все виды театра: настольные (театр игрушек или двухсторонних картинок, стендовые (стенд-книжка, фланелеграф, теневой театр, кукольные, которые проводятся как за ширмой, так и без ширмы (с куклами бибабо, пальчиковыми, перчаточными, варежковыми, платочными, штоковыми, ростовыми куклами, куклами марионетками, т. к встреча с театральными персонажами помогает детям расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу;
• знакомство с произведениями поэзии пестования (пение колыбельных песен, рассказывание пестушек, потешек и кумулятивных сказок о животных, в которых аккумулирован опыт народной педагогики по воспитанию маленьких детей в семье и которые обладают явным успокаивающим, терапевтическим воздействием на эмоциональную сферу малышей.
Основным объективным показателями окончания периода адаптации являются глубокий сон, хороший аппетит, бодрое эмоциональное состояние, активное поведение ребёнка, соответствующая возрасту нормальная прибавка массы тела. Как показывают наблюдения по мере привыкания к новым условиям у детей сначала восстанавливается аппетит, труднее нормализуется сон (от двух недель до двух-трёх месяцев) и длительнее всего сохраняется нарушение эмоционального состояния. Восстановление аппетита и сна не сразу обеспечивает нормальную прибавку массы тела, если у ребёнка сохраняется пониженный эмоциональный тонус.
Нормализация всех показателей является сигналом к переводу ребёнка на физиологический возрастной режим. При этом ещё в течение недели ребёнку уделяется пристальное внимание, так как перевод на обычный режим иногда может вызвать резкое ухудшение эмоционального тонуса.