Папки-передвижки

Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством художественной литературы (опыт работы)

Светлана Хлынова
Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством художественной литературы (опыт работы)

Познавательное развитие детей через художественную литературу.

Воспитание подрастающего человека путём приобщения его к книжной культуре – важная педагогическая задача. Через художественную литературу ребёнок постигает ценности, без которых невозможна духовная жизнь общества и отдельного человека.

Публикация «Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством художественной литературы (опыт работы)» размещена в разделах

Раздел «Приобщение детей к книжной культуре» программы «Радуга» Т. Н. Дороновой в соответствии с ФГТ, реализуемый мною в ДОУ, знакомит с лучшими произведениями для детей и решает комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного и эстетического воспитания.

Воспитание читателя, способного воспринимать художественное произведение во всём его богатстве, - процесс долгий и трудный, но если первоначальный этап введения маленького человека в книжную культуру будет своевременным и успешным, значительно сократится число молодых людей, не способных или не желающих приобщиться к духовному опыту своего народа, других народов и времени посредством книги.

Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Книги могут познакомить ребёнка с тем, насколько разнообразен мир, насколько сложно и интересно его устройство.

Познавательный потенциал книг бесконечен и разнообразен –популярные рассказы о многообразии мира людей или о диковинках живой природы, учебные книги или художественные, энциклопедии и занимательные книги по любой отрасли человеческого знания. Конечно, для современного ребёнка доступны более зрелищные, а потому привлекательные способы передачи информации – телевидение, необъятные просторы Интернета, богатейшие фонды музеев. Они могут стать не только ярким дополнением, но и достойным и актуальным средством развития и удовлетворения познавательного интереса наряду с главным способом познания – чтение книг.

Поэтому я поставила перед собой цель: развивать у детей интерес к книге как источнику знаний.

Для достижения цели поставила следующие задачи:

• Сформировать интерес к художественной литературе;

• Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;

Развитие литературной речи;

• Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений.

• Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений;

• Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову.

Развивать творческие способности у детей.

• Совершенствовать стиль партнёрских отношений с семьёй, культурными и общественными организациями, способствующий воспитанию у детей интереса к художественной литературе.

Выстраивая систему работы по развитию речи дошкольников, определила основные направления деятельности:

• Создание предметно-развивающей среды.

В группе создала предметно-развивающую среду в виде книжного уголка, куда вошли альбомы с изображением отечественных и зарубежных писателей, в театральном уголке обновились разные виды театров, для драматизации и совершенствования речевых, исполнительских навыков у детей. Подобрала и систематизировала дидактические игры, обогащающие и активизирующие словарный запас ("Путешествие", "Рифмовочка", "Кто и где спрятался", совершенствующие звуковую культуру речи ("Звуковое домино", "Найди звук", "Кто так кричит?", "Слушаем звуки улицы", развивающие связную речь, память, мышление, воображение у дошкольников ("Представь себе", " Скажи какой:", "Шиворот - навыворот", "Говорим о многозначных словах", "Волшебник", "Великий Нехочуха", "Цирк", "Животные и их детеныши", "Поэты" и др.).

Создала копилку выразительных средств языка "Ларец мудрости" (загадки, пословицы, поговорки, крылатые выражения, скороговорки);

Оформила наглядно-дидактические пособия "Рассказы по картинкам", "Портреты детских писателей", "Многозначные слова", "Антонимы. Глаголы", "Антонимы. Прилагательные" и др., подобрала сюжетные картинки, картины с фабульным развитием действия. Оформила альбом с иллюстрациями к сказкам.

Работа с детьми.

Для работы с детьми по данному направлению разработала перспективный план по познавательному развитию с использованием художественной литературы.

С детьми ежедневно читаем книги не только по программе «Радуга», но и книжные новинки, книги современных авторов, познавательную литературу. При подборе книг учитываю интересы детей, комплексно-тематическое планирование.

Мною разработано и проведено занятие "Путь создания книги", на котором, дети узнали, что для издания одной книги необходим труд многих людей.

В группе у нас работает «Книжкина больница»,в которой дети «лечат» книги не только нашей группы, но и оказываем помощь малышам.

Одно дело - прочитать книгу, и совсем другое - сделать ее самому. Созданные детьми книжки - малышки составлены по произведениям детских писателей, но есть и такие, которые дошкольники придумывали и проиллюстрировали сами.

Работая с детьми, литературой нужно жить всегда, каждый день вместе с воспитанниками постигаю художественное слово, посредством различных методов и приё мов:

познавательные беседы по тексту, позволяющие детям получить новые знания;

беседы по тексту, умение задавать вопросы и отвечать на них;

рассматривание иллюстраций;

пересказ произведений, пересказ по ролям;

игры-драматизации – упражнять детей в выражении чувств и эмоций с помощью разных выразительных средств;

объяснение значений некоторых слов;

использование в речи детей крылатых фраз и выражений, фразеологизмов, пословиц и поговорок;

беседы на этические темы, оценивающие поступки героев произведения и их последствия;

выставки детских рисунков отображающих впечатления дошкольников;

чтение сказок с последующим оформление книжек-самоделок;

литературные вечера, посвященные творчеству детских писателей и поэтов, художников – иллюстраторов, одному конкретному произведению

просмотр презентаций, видеофильмов по прочитанному произведению

Работа с родителями.

Прежде чем организовать работу с родителями я провела анкетирование, которое показало, что 43% родителей не так часто читают детям книги, несмотря на то, что дети слушают с удовольствием. Читают родители в основном сказки (93%,стихи (36%, классическую детскую литературу (7%, энциклопедии (7%, а после прочитанного не обсуждают с детьми содержание. Поэтому я сделала вывод, что родителей необходимо:

Познакомить со значением художественной литературы в развитии дошкольника;

Научить правильно подбирать художественную литературу;

Порекомендовать как использовать художественную литературу в разных жизненных ситуациях.

Я подготовила и провела с родителями консультации :

1. Роль семьи в воспитании культуры чтения у ребёнка – дошкольника.

2. Приобщение дошкольника к художественной литературе.

3. Что и как читать детям.

4. Учим стихи – развиваем память.

Папки – передвижки:

1. Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей.

2. Книжки в вашем доме.

3. Мы – читающая семья.

4. Стихи к Дню книги.

5. Пословицы и загадки о книгах.

Для родителей проводим выставки книг на определённые темы («Моя любимая сказка», «Книги о животных», «Что прочитать о природе» и т. д.) Ежемесячно помещаем в родительский уголок список литературы, рекомендованный программой «Радуга» Т. Н. Дороновой к прочтению на данный месяц, текст стихотворения для заучивания наизусть.

Традиционно в группе проводится совместно с родителями семейные чтения, где родители рассказывают свои любимые сказки из детства, обсуждают прочитанные произведения.

Таким образом, взаимодействие с родителями повлияло на повышение знаний, умений и навыков у детей по данному направлению, в процессе ознакомления с художественной литературой.

Работа с социумом

Для более эффективной работы с детьми по данному направлению, организована работа с социумом. С детьми постоянно посещаем городскую детскую библиотеку им. Чехова, где приняли участие в следующих мероприятиях: литературный час «Лесные сказки» по произведениям В. Бианки, «Ребятам о зверятах», «И высок он и могуч» и другие.

Так же постоянно посещаем областной художественный музей, где специалистами организованы комплексные занятия с элементами костюмированного представления: «Музей Музеевич встречает гостей», «Глиняная сказка», «День земли», «Образ матери в художественных произведениях», «Живая радуга».

В 2013-2014 году в детском саду заключён договор о совместной работе детского сада с домом-музеем Декабристов, составлен совместный план работы, где по месяцам расписаны темы для познавательного развития детей. Например: «Профессии 19 века». Детей познакомили с забытыми профессиями, их социальном значении, почему они не востребованы в современном мире.

Также мы с детьми посещали библиотеку СОШ№43, где библиотекарь рассказала детям о назначении библиотеки, способах её использования, познакомила с новинками книжной продукции.

Дети нашей группы постоянно участвуют в конкурсе чтецов и театральных фестивалях «Дельфийские игры», «Театральная капель».

• Взаимосвязь с педагогами.

В своей работе я использовала опыт работы педагогов нашего детского сада Фалалеевой Натальи Александровны «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу» и Исрафиловой Светланы Владимировны «Заучивание поэтических текстов как средство развития речи детей дошкольного возраста».

Для педагогов детского сада я подготовила и провела консультации «Развивающие функции художественной литературы», «Методические рекомендации по проведению книжной выставки». Показала открытые мероприятия «Прогулка с элементами исследовательской деятельности», «Литературная викторина «По следам сказок». Провела второе занятие семинара практикума для педагогов «Сюжетно-ролевые игры в ознакомлении детей с природой». Была ответственной за проведение выставок из природного материала «Золотой дождь» и «Фантазии с огородной грядки».

Результатом моей работы стало :

Повышение у детей интереса к книге, художественной литературе,

Развитие познавательных интересов детей,

Стремление детей использовать книгу как информационный справочник, образец поведения и речи.

Умение детей задавать вопросы по прочитанному тексту и пересказывать.

Бережное отношение детей к книге.

Повышение читательской культуры в семьях воспитанников.

Публикации по теме:

Анкета для родителей, образовательная область «Чтение художественной литературы» Уважаемые родители! Просим вас ответить на вопросы анкеты: 1. Читаете ли вы ребёнку книги? Если да, то как часто: ежедневно, несколько раз.

Мини-анкета для родителей: «Общение ребенка с природой» 1. Развиваются ли у ребенка наблюдательность, речь, мышление, память при общении с природой? 2. Является ли природа источником развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством художественной литературы (опыт работы)
Опубликовано: 3 декабря 2013 в 10:38
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД