Юлия Черномаз
Познавательное развитие детей дошкольного возраста (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательное развитие.
Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются.
Это весьма полезно,
а потому не только не следует этому мешать,
но нужно принимать меры к тому,
чтобы всегда у них было что делать.
Коменский Я.
Познавательное развитие детей - одно из приоритетных направлений в моей работе с детьми дошкольного возраста. ФГОС предлагает «реализацию Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности…». Я считаю, что данная тема всегда будет актуальной в дошкольном возрасте, так как направлена на развитие любознательности, активности, самостоятельности, а главное - на формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности согласно ФГОС ДО. Для каждого ребенка я прорабатываю индивидуальный образовательный маршрут – это основной принцип моей работы.
Публикация «Познавательное развитие детей дошкольного возраста (из опыта работы)» размещена в разделах
Любой ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность перерастает в познавательную активность – состояние внутренней готовности к познавательно-исследовательской деятельности, проявляющееся у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений, знаний об окружающем мире.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно важно, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.
Исследовательскую деятельность с детьми я начала с первой младшей группы. Используя проблемно – игровую технологию, которая развивает интеллектуально – творческий потенциал ребенка и позволяет сделать процесс обучения доступным и привлекательным. Дети проявляли интерес, когда мы вместе строили постройки из песка. Почему из мокрого песка можно сделать «пасочку», а из сухого нельзя, почему шарик железный утонул в воде, а пластмассовый плавает, мои малыши сделали открытие, что обычная поролоновая губка, мы ее использовали для построек домика, башенки, дорожки и т. д., оказывается, может пить водичку, если положить ее в блюдце с водой. Регулярно провожу дни открытий и удивлений. Очень интересно прошел день «Приключения в королевстве Его величества Воздушного шарика», где дети узнали, что воздушные шарики имеют разную фактуру, разные по форме, размеру если надуть специальным воздухом (газом, то он улетит высоко в небо. «Украсим елку сосульками», сосульки сделали из разноцветной воды и заморозили в холодильнике, а потом украсили елку и кустарники на участке.
Для того чтобы подвести детей к пониманию таких природных явлений, как дождь, снег, я проводила простейшие опыты со снегом, водой, льдом. Наблюдая сильный дождь из окна, мы увидели, как стекает вода по стёклам, появляются лужи после дождя на дорогах. После нескольких наблюдений делали выводы: дождь бывает разный (холодный, тёплый, моросящий, крупный, ливневый). Чаще всего дождь идёт тогда, когда на небе появляются тучи, но бывает иногда и при хорошей погоде, когда светит солнышко, такой дождик называют «грибной». Он тёплый и быстро проходит. Для формирования у детей интереса к этим явлениям я использую художественную литературу: стихи, потешки.
Для того чтобы у детей появилось желание самостоятельно использовать элементы исследовательской деятельности – проводить опыты и эксперименты, я создала в группе определённую развивающую среду :
- разнообразные емкости: кружки, колбы, тарелочки, пробирки, стаканчики, песочные формочки и т. д. ;
– шприцы, трубочки - резиновые, пластмассовые, воронки, сито;
– увеличительные стекла, лупы (микроскоп);
– измерительные приборы - градусники, весы, часы, линейки, термометр, пипетки и пр. ;
– компас, бинокль;
– пилочки, наждачная бумага, пипетки;
– губка, пенопласт, поролон, вата и т. д.
Подборку материала осуществляю по мере изучения темы и по мере ознакомления детей с теми или иными материалами.
В своей работе применяю информационно-коммуникативные технологии. Как одно из пособий при обучении детей, я использую мультимедийные презентации: «Красивые бабочки», «Зимующие птицы», «Краски осени» и др.
Презентация несет в себе образный тип информации, понятный детям; формирует у них познавательную активность, интерес к обучению. Дошкольнику, с его наглядно - образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без тесного контакта с семьей. Сотворчество, по утверждению родителей, сближает, позволяет открыть какие-то новые стороны личности. Родители принимают активное участие в выставках поделок из природного и бросового материалов: ««Космос», «Волшебница Осень», «Вторая жизнь ненужный вещей», «Лучшие изобретения группы».
Подготовила для родителей тематическую выставку «Я - исследователь» о том, как организовать дома исследовательскую деятельность. Памятки - «Как поддержать у детей интерес к познавательному экспериментированию?»
Итогом своей работы я считаю, участие в 2014 году моей воспитанницы Артюшиной Софьи в муниципальном этапе VIII регионального конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников «Я - исследователь» с темой: «Молоко полезный продукт» где она заняла 3 место.
Я считаю, что специально организованная исследовательская деятельность позволяет воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а воспитателю сделать весь процесс максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.
Список литературы
1. Бабина Н. В. 500 как и почему для детей. – М. : ТЦ Сфера, 2012. – 96 с.
2. Дыбина О. В. Что было до… : Игры-путешествия в прошлое предметов. - М. : ТЦ Сфера, 2011. – 160 с.
3. Зебзеева В. А. Теория и методика экологического образования детей. Учебно-методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 288 с.
4. Иванова А. И. Живая экология. Программа экологического образования дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 80 с.
5. Кузнецова А. Е. Лучшие развивающие игры для детей от 3 до 7 лет. – М. : ООО ИД РИПОЛ КЛАССИК, ООО издательство Дом. XXI век, 2010. – 189 с.
6. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПб. : ООО издательство Детство –пресс, 2013. – 128 с.
7. Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. – СПб. : ООО издательство Детство –пресс, 2012. – 80 с.
8. Хабарова Т. В., Шафигуллина Н. В. Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологического воспитания дошкольников. – СПб. : ООО издательство Детство –пресс, 2010. – 128 с.
9. Чернякова В. Н. Экологическая работа в ДОУ. Методическое пособие. М. : ТЦ Сфера, 2010. – 144 с. 14 10. Я иду, гуляю: Прогулки с детьми в выходной день. Пособие для родителей. М. : ИД Карапуз, 2002. – 72 с.