Получи документы

Познавательное развитие как составляющая общего развития детей дошкольного возраста

Гладкова
Познавательное развитие как составляющая общего развития детей дошкольного возраста

Познавательное развитие как составляющая общего

развития детей дошкольного возраста.

Автор: Гладкова Елена Викторовна

Познавательное развитие ребенка дошкольного возраста как эволюционный процесс проходит несколько стадний: любопытство, любознательность, стадия развития познавательного интереса, стадия развития познавательной активности, которая переходят от низшей к высшей в совместной специально организованной деятельности Значимого взрослого и ребенка. Дошкольный возраст — возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных способностей — способность к познанию. Задача педагогов, используя наиболее эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методик и образовательных технологий, не насыщать ребенка информацией, а развивать у него познавательный интерес, умения добывать знания самостоятельно, чтобы использовать их в разных жизненных ситуациях.

Публикация «Познавательное развитие как составляющая общего развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены 5 основных видов образовательной деятельности на занятиях в детском саду:

• социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

• речевое развитие;

• художественно-эстетическое развитие;

• физическое развитие.

Любой ребёнок с рождения любознателен и стремится к познанию окружающего мира. Именно познавательное развитие должно главным образом обеспечить удовлетворение потребности дошкольника в освоении нового. В соответствии с ФГОС познавательное развитие включает следующие цели и задачи:

• формирование познавательных действий, становление сознания;

развитие воображения и творческой активности;

• формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

В дошкольном возрасте целесообразно использовать следующие формы взаимодействия с детьми, способствующие познавательному развитию :

• вовлечение ребенка в различные виды деятельности

• использование дидактических игр;

• применение методов обучения, направленных на обогащение

• творческого воображения, мышления, памяти, развития речи.

Познавательное развитие предполагает познавательную активность дошкольника. А чтобы поддержать познавательную активность, необходимо опираться на познавательный интерес детей, для формирования и развития которого следует :

развивать творческие способности детей, создавать для этого условия,

• укреплять в каждом ребенке веру в свои силы, поощрять его, не ослаблять его интереса недоверием, негативными оценками;

развивать у детей чувство собственного достоинства.

Можно выделить условие, которое способствует развитию познавательной активности воспитанников – это создание благоприятного психологического микроклимата в детском коллективе, доверительные отношения между всеми участниками образовательного процесса.

Цели познавательного развития определены стандартом и примерно одинаковы для всех дошкольников, однако практические задачи сильно различаются в зависимости от возраста и группы воспитанников дошкольного образовательного учреждения.

Во второй группе раннего возраста и младшей группе (2–4 года) особенно важно поддержать (а в некоторых случаях заложить) в ребёнке такие качества, как любознательность, интерес к исследованию. Окружающий мир постепенно открывается малышу через предметы, которые для него имеют субъективное значение, т. е. привлекают его внимание, эмоционально окрашены. Поэтому для воспитанника 2–4 лет задачи познавательного развития будут следующими :

• создать условия, способствующие развитию познавательной сферы ребёнка;

• поощрять у детей любопытство и заинтересованность ко всему наблюдаемому в их окружении;

развивать умение называть вещи и типичные действия с предметами;

• учить замечать целесообразность и целенаправленность действий, видеть простейшие причины и следствия собственных действий;

развивать осознание времени и пространства, цвета и формы предметов через сенсорное и зрительное взаимодействие с ними;

развивать умение воспринимать звучание родной речи, музыкальных инструментов, звуки природы;

• формировать бережное, созидательное отношение к предметам окружающего мира.

В средней группе (4–5 лет) дети продолжают расширять свои представления о мире, обогащать словарный запас. Целью воспитателя является создание условий для самостоятельного исследования детьми. Для этого возраста основные задачи таковы:

• обогащать знания дошкольников новыми понятиями и систематизировать полученную информацию;

• формировать умение находить причинно-следственные связи в процессе экспериментирования с предметами окружающего мира;

• формировать и расширять представления о себе, своей семье, гендерной принадлежности;

• поддерживать свободный разговор ребёнка со взрослыми, сверстниками по поводу результатов собственных наблюдений, впечатлений;

• способствовать активному освоению несложных способов ухода за растениями и животными, живущими рядом с детьми.

В старшей группе (5–6 лет) ребята не менее любознательны, чем на предшествующих этапах дошкольного образования, однако с возрастом у них совершенствуется усидчивость, способность на более длительное время концентрироваться на интересующем предмете, стремление к самостоятельному опытному поиску ответов на вопросы, возрастает чувство ответственности. Актуальны следующие задачи:

• расширение представлений о свойствах объектов окружающей среды (материале, ритме, количестве, части и целом, динамике и покое и т. д.) и их причинно-следственных взаимосвязях;

• пополнение знаний о планете Земля, о родном городе и своём Отечестве, обычаях и традициях народа;

• освоение умений и навыков, требующихся будущему школьнику: находить нужную информацию в справочных источниках, пользоваться детскими энциклопедиями, пытаться выделять основную мысль в материале;

• вовлечение ребят в проектную деятельность — как индивидуальную, так и групповую с распределением ролей;

• расширение спектра интересующих детей тем, развитие навыка приводить аргументы в беседе.

В подготовительной к школе группе (6–7 лет) подводятся итоги воспитательной работы всех предыдущих лет пребывания ребёнка в детском саду. К этому времени у воспитанников должна сформироваться привычка следовать определённому режиму дня, а также развиться навык самостоятельно наблюдать и анализировать информацию. Ставятся следующие задачи познавательного развития дошкольников :

• приумножать знания детей об окружающей среде;

• обучить ребят рационально распределять время, составлять план и действовать по нему, делать выводы;

• научить воспитанников пользоваться детскими приборами для опытов;

• устно комментировать процесс познания в целях развития речевой культуры;

• создавать подходящие условия для самостоятельного исследования дошкольниками окружающей среды.

Следует не допускать факторы, которые тормозят развитие детской познавательной активности :

• авторитарный стиль взаимодействия взрослого с ребенком;

• угроза наказания за неуспешное действие;

• оценочный подход к действиям и личности ребенка;

• постоянная критика в адрес ребенка;

• эмоциональное отвержение ребенка;

• отсутствие творческой атмосферы в педагогическом коллективе (шаблонность)

В качестве ориентации образовательного процесса на познавательные возможности дошкольника можно рекомендовать элементарную исследовательскую деятельность детей, а также использование метода проектов. Именно такая работа будет способствовать активизации психических процессов и деятельности ребенка, его познавательных возможностей.

Для реализации задач по познавательному развитию дошкольников

педагогу необходимо:

— создать условия, которые побуждали бы детей к самостоятельной

познавательной деятельности;

— при организации взаимодействия вовлекать ребенка в процесс

познавательного поиска;

— разнообразить приемы подачи познавательной информации.

Самым эффективным средством для решения данных задач являются творческие задания и игры. Именно они помогают дошкольникам раскрепоститься. В этом случае дети не боятся ошибиться, так как нет правильных или неправильных ответов, все ответы и суждения принимаются на равных, не подвергаясь критике. Ребёнок в такой ситуации свободно, а процесс познания доставляет ему радость и удовольствие.

Рекомендуется использовать словесные творческие игры, эвристические приемы, элементы технологии ТРИЗ, загадки-шутки, логические задачи, игры-ситуации.

Ознакомление дошкольников с окружающим миром природы рассматривается в рамках образовательной области «Познавательное развитие». Самое главное – в процессе экологического образования у детей развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, т. е. личностные качества ребенка, которые представлены как целевые ориентиры в ФГОС ДО.

Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности. К таким формам взаимодействия можно отнести экскурсии, прогулки, экспериментирование, наблюдения. Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является экспериментирование, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений. В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него. В процессе экспериментирования ребёнок осваивает позицию субъекта познания и деятельности. Главное достоинство этого метода заключается в том, что оно дает детям реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

Развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.

Список литературы:

1. Давидчук А. Н. Познавательное развитие дошкольников.

Методическое пособие. -М. :ТЦ Сфера,2015.-96 с.

2. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и

экспериментов в детском саду. - М. : Сфера, 2004.-120с.

3. Развитие познавательной и эмоциональной сферы дошкольников.

Методические рекомендации /под редакцией Можейко А. В. -М. : ТЦ Сфера,

2009.-235с

5. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность

детей среднего и старшего дошкольного возраста. -СП Детство-пресс,2009

Публикации по теме:

Дидактические игры для развития речевого дыхания как составляющая часть здоровьесберегающих технологийДидактические игры для развития речевого дыхания как составляющая часть здоровьесберегающих технологий Дыхательная гимнастика как один из элементов здоровьесберегающих технологий имеет большое значение для развития еще несовершенной дыхательной.

Конспект НООД по ОО «Познавательное развитие» (ФЭМП) для детей старшей группы «Фантазеры спешат на помощь!» Интегрируемые области: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие». «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественное.

Конспект НОД в ОО «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у лесной феи»Конспект НОД в ОО «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у лесной феи» Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшего возраста. Тема: «В гостях у лесной феи» Цель:.

Конспект ООД в ОО «Познавательное развитие» для детей среднего дошкольного возраста «Мастерская по ремонту» Задачи: -Познакомить детей с профессиями (сапожник, часовщик, столяр). -Продолжать расширять и обогащать словарь детей. -Воспитывать трудолюбие,.

Модель рабочей программы по ОО «Познавательное развитие» для детей 6–7 лет по программе Н. Е. Вераксы «От рождения до школы» I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Рабочая программа разработана в соответствии с Примерной основной образовательной программой дошкольного.

Познавательное развитие детей 4–5 лет «Эколята — молодые защитники природы»Познавательное развитие детей 4–5 лет «Эколята — молодые защитники природы» Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально на современном этапе, благодаря тому, что данная активность.

Познавательное развитие детей подготовительной группы с интеграцией образовательных областей. Беседа «Яблочный Спас»Познавательное развитие детей подготовительной группы с интеграцией образовательных областей. Беседа «Яблочный Спас» Интеграция ОО: "Социально- коммуникативное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое". Задачи: - развивать духовно.

Познавательное развитие детей раннего возраста. Из опыта работыПознавательное развитие детей раннего возраста. Из опыта работы Познавательное развитие детей раннего возраста. (Из опыта работы). «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть.

Познавательное развитие детей с интеграцией образовательных областей в подготовительной группе. Беседа «День Медведя»Познавательное развитие детей с интеграцией образовательных областей в подготовительной группе. Беседа «День Медведя» Интеграция ОО: "Социально-коммуникативное развитие ", " Познавательное развитие ", " Речевое развитие ", " Художественно-эстетическое.

Развитие речи детей дошкольного возрастаРазвитие речи детей дошкольного возраста Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Поэтому, развитие речи считаю приоритетным в работе с дошкольниками.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательное развитие как составляющая общего развития детей дошкольного возраста
Опубликовано: 10 марта 2021 в 16:36
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД