Дарья Подорванова
Познавательное занятие в старшей группе «Путешествие на ярмарку народных промыслов»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательное занятие старшая группа «Путешествие на ярмарку народных промыслов».
Программные задачи:
1. Познавательные :
-продолжать знакомство детей с русскими народными промыслами : Хохлома, Гжель, Городецкая игрушка, Жостовские подносы и т. д.
-развивать наблюдательность, умение видеть отличительные особенности изделий, фон, колорит росписи, элементы узора;
Публикация «Познавательное занятие в старшей группе „Путешествие на ярмарку народных промыслов“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Старшая группа
- Темочки
-приобщать детей к истокам русской народной культуры.
2. Социально-коммуникативные:
-развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству;
-воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам;
-продолжать воспитывать в детях любовь к народным традициям, устному народному творчеству.
3. Речевые: -активизировать словарный запас при помощи слов: «ярмарка», «Гжель», «Хохлома», «Городецкая игрушка», «Матрешка».
4. Художественно-эстетические:
-способствовать развитию у детей эстетического вкуса, формированию прекрасного;
-учить видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий;
-вызвать у детей желание побыть в роли мастеров, расписывающих матрешек.
5. Физические:
-развивать мелкую моторику рук.
Предварительная работа:
-познакомить детей с русскими народными промыслами : -рассматривание иллюстраций, альбомов, посуды, игрушек,
-работа с раскрасками;
-беседы с детьми о русских народных традициях;
-знакомство детей с русской народной игрой «Моталочка».
Материал и оборудование:
— изделия русских народных промыслов : деревянная посуда с хохломской росписью, предметы гжельской керамики, образцы гжельской росписи, посуда и игрушки с городецкой росписью, посуда и подносы с жостовской росписью, разнообразные русские матрешки.
— иллюстрации с изображением ярмарки
— атрибуты необходимые для игры;
Ход занятия:
Приветствие:
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Сегодня замечательный день и мы хотим предложить вам отправиться с нами в путешествие! Вы согласны?
Дети: Даааааааааааааа….
Воспитатель: Тогда предлагаю начинать…. Мы перенесемся с вами в прошлое. На много-много лет назад и узнаем, какими промыслами владели наши с вами предки.
Воспитатель: Ой ребята. Мы с вами попали на выставку, на ярмарку ремесел. Посмотрите вот хохлома, а вот гжель и т. д.
Основная часть: описание ремесел:
Воспитатель : Проходите, гости дорогие, не стесняйтесь! Посмотрите наши товары! Знакомы вам эти изделия?
Дети: Дааааа …. Нееееттт…
Воспитатель : А давайте ка я вам, ребята дорогие, расскажу о наших товарах. (последующий рассказ сопровождается демонстрацией посуды и игрушек)
1. Гжельские изделия всегда легко отличить: они сделаны из белой глины и расписаны голубовато-синими широкими мазками, воспроизводящими цветочные композиции или сценки из народной жизни. В гжельском промысле всегда отводилось большое место настольной скульптуре. Это небольшие фигурки или группа фигурок высотой от 5 до 20 см, изображающие персонажей сказок, сюжетных или бытовых сценок, а также детские игрушки.
2. Городецкая деревянная игрушка разнообразна по тематике: люди, лошади, пароходы и т. д. Выразительность формы, яркие, живые краски, наивный «детский» орнамент всё это придаёт игрушке оригинальность, свежесть.
3. Жостовская роспись — народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово. Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному, причем мастер работает сразу над несколькими подносами.
Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы.
По назначению подносы делятся на две группы : для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение.
По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и др.
1. Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красным, зелеными и золотистыми тонами по чёрному фону. На дерево при выполнении росписи наносится незолотой, а серебристо- оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности.
2. Матрёшка, русская красавица Чем она привлекает? Своей простотой и яркой росписью. Прелесть матрёшки не только в её красочности, но и в занимательности. Всех восхищают и удивляют куклы, вложенные одна в другую. Выражение лица у каждой матрёшки своё.
Наиболее известны семёновские и загорские матрёшки, а также полхов-майданские. Все они отличались элементами росписи, но каждая была «одета» в крестьянский костюм: расписной сарафан, платок, полушалок, передник.
Загадка:
Есть для вас одна игрушка,
Не лошадка, не Петрушка.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша ….(Русская матрешка)
Воспитатель : Ой ребята, какие же вы молодцы! И все знаете, и все помните и загадку отгадали!
Продуктивная деятельность:
Воспитатель : дорогие ребята, а сейчас мы предлагаем вам немножко отвлечься. Подходите сюда. На этом столике вы видите матрешек. Чего у них не хватает (ответы детей). Да вы совершенно правы, эти матрешки без лиц и не расписаны. Мы предлагаем вам выбрать себе по матрешке, присесть за столы, взять кисточки и красками расписать свою матрешку…. (Дети выполняют задание) Какие вы молодцы! У вас такие яркие и необычные матрешки.
Игровая физминутка:
Воспитатель : А теперь давайте поиграем с вами в игры, в которые играли детки на Руси.
«Моталочка».
К этой полезной игре можно подготовиться за три минуты.
Возьмите длинную веревочку и две палочки, а посередине можно сделать узелок.
Начинаем соревнование. Пусть два участника возьмут палочки и быстро начнут наматывать на них веревочку.
Кто первым домотал до узелка, становится победителем.
Итог занятия :
Воспитатель : Ох ребята, какие же вы ловкие и быстрые! Вы молодцы! Ой а кажется мы что-то забыли сделать! Посмотрите внимательно на наших матрешек! Что-то с ними не так!
Дети отвечают, что у них нет лиц
Воспитатель : Правильно ребята! Предлагаю вам подойти к последнему столу – и в многообразии лиц выбрать то для своей матрешки, которое соответствует вашему настроению в эту минуту!
Дети выполняют задание.
Воспитатель : Ребята где мы с вами сегодня побывали и о чем говорили?
Дети отвечают:…
Воспитатель : Правильно, а теперь предлагаю сесть на места и вернуться с ярмарки в наш детский сад.