Ольга Фролова
Познавательные игры для дошкольников с использованием игровой панели «Найди-соедини»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение:
Познавательное развитие детей – одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста.
Для осуществления полноценного образования дошкольников необходимо развивать интерес детей, любознательность и познавательную мотивацию; формировать познавательные действия; развивать воображение и творческую активность; формировать первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов (п. 2.6 ФГОС ДО).
Публикация «Познавательные игры для дошкольников с использованием игровой панели „Найди-соедини“» размещена в разделах
Познавательные развитие дошкольников осуществляется в процессе различных видов детской деятельности: как в самостоятельной, так и в совместной со взрослыми и в коллективе сверстников.
Особая роль в связи с этим отводится игровой деятельности, которая способствует развитию дошкольника и отвечает его жизненным интересам и возможностям (п. 1.2 ФГОС ДО) [1] .
Именно в процессе игры педагог может решить воспитательные и образовательные задачи в ненавязчивой форме, вызвав у ребенка положительные эмоции с минимальными волевыми усилиями. Игровая задача является тем фундаментом, на котором в дальнейшем, в школе, формируется умение принимать учебную задачу [2].
Познавательные игры – это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых дошкольникам предлагается найти выход (решение) [3].
В настоящее время, в дошкольном образовании идет поиск новых технологий воспитания и обучения, целью которых должно стать создание условий для активизации познавательной деятельности, развития потребности в самостоятельном познании окружающей действительности, устойчивого познавательного отношения к миру.
Именно в познавательных играх лучше всего развивается восприятие, внимание, память, мышление, речь и творческие способности. Играя, ребёнок приобретает новые знания, умения, навыки, развивает способности, подчас не догадываясь об этом.
Основная часть:
Сами педагоги выбирают методы обучения и воспитания, которые позволяют развивать у каждого ребенка стремление познавать окружающий мир и учиться новому. Это и побудило нас изготовить игровую панель «Найди – соедини», которая по нашему мнению, позволила сделать увлекательным познавательный процесс игры, насытив ее обновленным игровым материалом и способом ее организации.
Игровая панель (настольная, настенная) : «Найди - соедини», представляет собой деревянную панель, изготовленную из листа фанеры размером 30*30. Панель разделена на 3 сектора «полосы» - размером 10*30 - 2 из которых, кармашки для картинок и схем, выполненные из плотного прозрачного материала (пластик, в середине – во втором секторе вкручены шурупы - кольца (8 штук, для вдевания цветных шнурков, или для закрепления, нанизывания резинок.
Пособие предназначено для индивидуальной, подгрупповой работы, работы в парах детей старшего дошкольного возраста.
Игровая панель включает :
Картотеку картин: предметных по лексическим темам: «Птицы», «Рыбы», «Животные дикие», «Насекомые», «Города», «Растения» и др.
Познавательные игры : «Найди детеныша», «Кто, где живет?» «Растения Самарской Луки», «Города и гербы Самарской области», «Красная книга Самарской области», «Подбери слово к схеме (деление слов на слоги)» и др.
Схемы. Карточки – рисунки, схемы, рисунки, нарисованные детьми.
Цель: Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира. Развитие мелкой моторики рук. Развитие познавательной активности детей 5-7 лет.
Задачи:
формировать первичные представления об объектах окружающего мира, свойствах и отношениях;
развивать умение устанавливать причинно – следственные связи между объектами и явлениями окружающего мира;
развивать воображение;
развивать мышление;
воспитывать бережное отношение к объектам окружающего мира.
Преимущества:
Для детей:
Развитие познавательных способностей
Понимание и запоминание информации
Повторение и закрепление пройденного материала
Для педагогов:
Организация материала по изучаемой теме (лексической)
Организация индивидуальной и самостоятельной работы детей.
Экономичность использования.
Варианты использования :
Дети соединяют с помощью цветных эластичных шнурков (резинок) варианты решения, выполняют игровые задания. Обосновывают варианты ответов, ситуаций выбора.
Игровая панель «Найди-соедини» позволила максимально направить внимание детей на те, объекты и явления, которые ценны для расширения их круга представлений. Дала возможность решать образовательные, развивающие и воспитательные задачи с учетом интеграции образовательных областей, лексических тем недели.
Заключение:
Познавательные игры с применением панели «Найди - соедини» вызывают у ребят большой интерес. Каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации, с определенными предметами и объектами окружающего мира, находит вариант ответа на проблемную ситуацию, приобретает собственный действенный и чувственный опыт.
В играх формируются важные качества личности ребё нка: наблюдательность, сообразительность; вырабатывается усидчивость; развиваются конструктивные умения и сенсорные способности; развивается речь, мелкая моторика рук, расширяется кругозор.
А кроме этого в играх с игровой панелью «Найди-соедини» развивается творческая активность дошкольников, самостоятельность, активизируется желание и умение создавать новые образы, проекты; придумывать, решать более сложные задачи, добиваясь успеха.
Ссылки на источники информации:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155.
2. Бурим Н. В. Игра как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста или Почему играть с детьми необходимо часто и много? // Детский сад будущего – галерея творческих проектов. – 2016.-№04(37). – С. 3.
3. https://nsportal.ru/sites/default/files/2016/04/18/igra_kak_sredstvo_razvitiya_poznavatelnoy_razvitiya_doshkolnikov_0.docx.
4. Гризик, Т. Методологические основы познавательного развития детей [Текст] / Т. Гризик // Дошкольное воспитание. - 2008.- № 10. - С. 22.
Приложение:
Игровая панель «Найди-соедини»
Варианты игр с игровой панелью «Найди-соедини»
Название
вариант игры Цель Описание
«Найди детеныша»
Расширять и уточнить представления детей о диких животных (птицы, рыбы, насекомые) и их детенышах.
«Кто, где живет?» Расширять и уточнить представления детей о диких животных (птицы, рыбы, насекомые) и их детенышах, где живут, с особенностями их жизни.
«Красная книга Самарской области»
«Растения Самарской Луки», «Рыбы», «Птицы», «Животные», «Насекомые» и др.
Закрепить представления об обитателях, растениях Самарского края, занесенных в Красную книгу. Формировать представления о том, что человек должен беречь, охранять, защищать природу
«Города и гербы Самарской области»
Закрепить названия городов Самарской области. Уточнить сведения о численности людей, населяющих города Самарской области.
Сформировать умения соотносить герб с названием города Самарской области.
«С какой ветки листок?»
Расширять и уточнять представления детей о видах деревьев, кустарников (закрепить понятие «лес», «сад», совершенствовать умение соотносить лист с деревом по внешнему признаку.
«Подбери слово к схеме (деление слов на слоги)» Закрепить умение подбирать слово (животные, насекомые, птицы и др) со схемой, делить слова на слоги.
«Сосчитай и назови»
Закрепить умения подбирать количество предметов, объектов (птицы, рыбы, насекомые, животные, растения, грибы и др.) с цифрой (от 1до 10, упражнять в подборе существительных в роде, числе, падеже.