Лучший педагог года

Конспект интегрированного занятия для дошкольников «Зимние посиделки» с использованием мультимедийной игры «Машины загадки»

Наталья Присяжнюк (Федина)
Конспект интегрированного занятия для дошкольников «Зимние посиделки» с использованием мультимедийной игры «Машины загадки»

СП ДО ГБОУ СОШ им. Е. И. Зеленова д/сад № 16 «Рябинка»

п. г. т. Новосемейкино Красноярский р-н Самарская обл.

Конспект интегрированного занятия для дошкольников по приобщению к истокам русской народной культуры. Тема: «Зимние посиделки» с использованием мультимедийной игры «Машины загадки».

Воспитатель: Федина Н. А.

Дата проведения: май 2016 г.

Количество детей: 12 человек

Публикация «Конспект интегрированного занятия для дошкольников „Зимние посиделки“ с использованием мультимедийной игры „Машины загадки“» размещена в разделах

Цель: Приобщать детей к истокам русских народных традиций: познакомить детей с искусством изготовления пряников, учить украшать пряники, используя знакомые элементы и традиционные материалы. Закрепить знания о малых фольклорных жанрах, о старинных и современных предметах, праздниках, умения играть в народные игры. Развивать речь, любознательность, пытливость ума при разгадывании загадок, творческие способности, мелкую моторику, художественно – эстетический вкус.

Активизация словаря: Печь, изба, горница, сковородник, скалка, кочерга, домовой, трапеза, пряности, ангел – хранитель, традиция, посиделки.

Предварительная работа: Разучивание небылиц, народных игр; рассматривание пряников, знакомство со старинными предметами, пряностями – травами (варианты, которые применяются при выпечке, работа с солёным тестом.

Материал и оборудование к занятию : макет русской избы, печь, сковорода, кочерга, сковородник, солёное тесто, изюм, орехи, скалки на всех детей, салфетки для теста, влажные салфетки, ноутбук, видеозапись, костюм домовёнку (рубашка, валенки, штаны, шапка, лавки, поднос, песня «Пряники русские», аудиозапись игры на балалайке, русс. народ. мелодия «Ах, вы, сени…», тарелки для орехов и изюма, тарелки для нарезок, готовая выпечка, мультимедийная игра «Машины загадки».

Ход занятия.

Звучит русская народная мелодия «Ах, вы, сени…». В «избу» входят воспитатель с детьми, взявшись за руки, проходят «змейкой» и останавливаются.

Воспитатель: Ой, ребята, куда мы попали. Полна горница гостей. Давайте поздороваемся.

Дети:

Воспитатель: Приглашаю вас и всех гостей на посиделки. Проходите в горницу. Посмотрю, как мальчики удобно усадят девочек на лавочки. Полюбуюсь, какие девочки вежливые, «спасибо» им скажут.

Дети:

Воспитатель: Ребята, посиделки проходили в старину. На них люди ткали, пряли, делились своими знаниями по рукоделию и мастерству, пели, рассказывали загадки, небылицы. Сегодня у нас на посиделках пойдёт рассказ о вкусных румяных пряниках, которые можно испечь в печке.

За печкой слышится шорох, выходит встречать гостей домовенок Кузя.

Воспитатель. Ой, кто это шуршит за печкой? Дети, нас встречает домовенок Кузя. Проходи, Кузя.

Давайте поздороваемся с ним по старинному обычаю.

Дети. Здороваются с поклоном.

Кузя. Здравствуйте, ребята! В гости ко мне пришли? Молодцы! Слышал я, что вы пряники печь хотите. Да ничего у вас не получится. Вы же ма – лень – кие! Я вот, сколько живу на свете и то забыл как это делать. А так охота пряничков вкусненьких попробовать!

Воспитатель: Кузя, наши ребята много чего знают и помогут тебе вспомнить, как делать пряники и что для этого нужно.

Кузя: Как хорошо!

Воспитатель: Ребята, садитесь на лавочки. Давайте позабавим и гостей и Кузю загадками, это будет зарядка для ума.

Загадывает загадки, просит отыскать предмет, показать его и сказать для чего он:

1. В печку комок, а из печки колобок (тесто).

Воспитатель: Отгадка верна. А почему, Милана, выбрала тесто?

Милана: Пряники делают из теста.

2. Где же палка?

Рубля не жалко.

Станешь печь пироги,

Скажешь: «Палка, помоги!» (скалка)

Воспитатель: И опять правильный ответ. Почему нужна нам скалка?

Кирилл: Чтобы раскатать тесто, нужна скалка.

3. Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча (печь).

Воспитатель: Верно. А зачем понадобилась нам печь?

Виталина: Печь нужна, чтобы испечь пряники, сырое тесто есть нельзя.

4. Черный конь скачет в огонь (кочерга).

Воспитатель: Да такой инструмент нам нужен. Для чего?

Илья: Кочерга нужна, чтобы разбить толстые угли, помешать угли.

5. Палка с железной лопаткой, с плоским крючком тянется в печь за железным блинком (сковородник).

Воспитатель: Да, интересный предмет. Зачем он пригодится нам?

Лиза: Сковородник ставить или вынимать сковороду из печки.

Кузя: Молодцы! Теперь я вспомнил, что нужно для выпечки мучных изделий.

Воспитатель обращается к Кузе: Раз уж ребята помогли тебе вспомнить, что нужно для выпекания пряников, можем тебе ещё и пряников напечь. А пряники у нас будут непростые, а расписные. Но сначала расскажу вам историю.

Ребята, пряники изготовляют издавна. Давным-давно пряничное дела было распространённым народным промыслом. В каждой местности выпекали пряники по своим традиционным рецептам, секреты которых передавались из поколения в поколение. Мастеров, которые занимались пряничным делом, называли прянишниками.

Давайте вместе скажем это слово.

Дети: Прянишники.

Воспитатель: Пряники делали для подарков и именин. Их подносили родным и возлюбленным, пекли для свадеб, для праздничных трапез (обедов). Им даже приписывали лечебные свойства. Пряники, предназначенные для больных, готовились и украшались тщательно, а на оборотной стороне вырезались буквы, которые соответствуют инициалам ангела - хранителя.

Кузя. А почему пряники назвали «пряниками»?

Воспитатель. Давайте посмотрим презентацию о пряничном искусстве «Чудо пряники».

1 слайд. «Чудо пряники».

2 слайд. ПРЯНИК — мучное кондитерское изделие, «хлеб из мёда» с добавлением пряностей (трав гвоздики, кардамона, мяты и др.). Для разнообразия вкуса могут добавляться мёд, орехи, изюм, фруктовое или ягодное повидло. На вид пряник — пластина фигурной, прямоугольной, овальной или круглой формы, на верхней части которой выдавлен рисунок.

3 слайд. В то далёкое время Русь налаживала торговые связи с Востоком, вот оттуда и начали привозить разные травы и пряности. Пряности добавляли к «медовому хлебу, чем и дали прянику современное название. Теперь пряник известен всем нам. Этот продукт сразу завоевал к себе доверие и занял там почётное место. Вкусовое разнообразие русских пряников зависит и от теста, и, конечно, от пряностей и добавок.

4 слайд. По способу приготовления пряники делят на три вида: печатные, вырезные и лепные. Печатный — изготавливался с помощью сделанной из доски - дерева твердой породы картинки.

Вырезной пряник вырезается из теста с помощью металлической (пластмассовой) формы; самый простой и эффективный способ приготовления.

Лепной пряник лепится вручную.

5 слайд. Лепить пряники — самый древний способ работы с мукой. Ещё в древнем Египте была налажена выпечка хлеба и пряников, сладких кондитерских изделий разной формы. И «медовый хлеб» был не для бедных. Пряники украшались магическими знаками, лепились в форме птиц и животных.

6 слайд. В настоящее время мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, художественным промыслам, в которых народ оставил самое ценное из своих культурных достижений. Русские пряники известны во всем мире. В странах Европы выпекают разнообразные по форме и исполнению пряники.

7 слайд. Традиционные польские пряники

Немецкие рождественские пряники

Пряничный домик

8 слайд. Современный взгляд на пряники: пряники – смайлики, ёлочки, печатный домик.

9 слайд. Пряники русские! Сладкие, мягкие! К чаю ароматному угощенье знатное!

10 слайд. Спасибо за внимание и интерес!

Кузя: Вот это история!

Воспитатель: Понравилось вам, ребята?

Дети: Да!

Воспитатель: А на посиделках, ребята, было много детей, они играли в разные игры. Давайте и мы отдохнём с русской народной игрой «Третий лишний».

Кузя играет вместе с детьми.

Воспитатель: Ну а сейчас, Кузя, мы начнём с ребятами помогать тебе, готовить пряники. На столах у вас, ребята, под салфетками лежит тесто. С чего начнёте свою работу?

Дети: Будем раскатывать.

Воспитатель: Что будете делать дальше?

Дети: Работать с формой – трафаретом.

Воспитатель: Какой следующий этап изготовления пряников?

Дети: Украшение пряника.

Воспитатель: Верно. Нарезки не забудьте убрать в тарелки.

Изделия положить на сковороду. Проходите за столы.

Работа детей за столами.

Вся работа идёт под песню «Пряники русские». Дети раскатывают тесто, затем с помощью трафаретов вырезают из теста пряники. Воспитатель помогает советом и показом.

Работа продолжается – украшение пряников: изюм, орехи.

Пряники дети кладут на сковороду.

Воспитатель: Ну вот, Кузя, пряники сделаны, отправляем их в печь.

Ставят пряники в печь (макет).

Воспитатель. Ребята, а чтобы нам было веселей ждать выпечку, давайте вспомним русские народные небылицы.

Дети рассказывают небылицы.

1. В лесочке, в лесочке

Избушка на кочке,

Блинами обита,

Оладьями крыта,

Ограда кругом – пироги с творогом.

2. Ваня, Ваня простота,

Купил лошадь без хвоста,

Сел задом наперед

И поехал в огород.

3. Из – за леса, из – за гор

Ехал дедушка Егор.

На буланной телеге,

На скрипучей лошади.

Сапоги на нем с карманом,

А жилетка с каблуком.

Подпоясался дубинкой,

Опирался кушаком.

Воспитатель: Молодцы. А ещё у меня есть игра для вас современная да на старинный лад. Включаю мультимедийную игру «Машины загадки».

1 слайд – дети (ребёнок) отгадывают загадку об овоще репа и нажимает на правильную картинку.

2 слайд – дети выбирают картинку и говорят закличку.

3 слайд – дети определяют русские народные музыкальные инструменты.

4 слайд – дети определяют старинные и современные предметы.

5 слайд – дети зачёркивают предмет, который не подходит к русскому народному празднику «Масленица».

Когда правильный ответ Маша хлопает в ладоши, когда неправильный, хмурится.

Дети играют.

Воспитатель: А вот играми сыт не будешь.

Давайте вынимать пряники, достают уже «испеченные» и перекладывают на поднос.

Кузя: Какие вы молодцы, ребята. Спасибо.

Воспитатель раздаёт пряники детям и Кузе.

Звучит запись балалайки.

Дети говорят «спасибо».

Воспитатель: Ребята,Кузя, я вас за стол приглашаю, сладким чаем угощаю.

Чай горячий – наша сила, пряник - украшение стола.

Чаепитие.

Приятного аппетита!

Публикации по теме:

«С небес летят чудесные снежинки». Занятие с использованием мультимедийной развивающей игры для детей средней группы "С небес летят чудесные снежинки. "Мультимедийная развивающая игра-занятие для детей средней группы выполнила Шалтус И. Б. воспитатель МБДОУ.

«Загадки нашей группы»: Конспект интегрированного занятия по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе. Цель: Стимулировать детей на познание окружающего мира посредством речевой деятельности. Задачи: Обучающие: Закреплять умения детей сравнивать,.

Конспект занятия с использованием интерактивной игры по дорожной безопасности для дошкольников «Станция «Безопасная» Цель: Формировать знания детей о дорожной безопасности и правилах дорожного движения. Актуальность пособия: предназначено для педагогов.

Конспект интегрированного занятия по ФЭМП «Сказочные загадки»Конспект интегрированного занятия по ФЭМП «Сказочные загадки» Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы,.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Рассказывание по картине «Зимние забавы» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательно го учреждение «Детский сад №49» г. Сыктывкара КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО занятия.

Конспект мультимедийной игры в средней группе по ознакомлению с окружающим миром с использованием ЦОР «Транспорт» Конспект мультимедийной игры в средней группе по ознакомлению с окружающим миром с использованием ЦОР «Транспорт»Цели: - формировать представление.

Конспект открытого интегрированного занятия с использованием ИКТ «Зимние приключения» Конспект открытого интегрированного занятия с использованием ИКТ технологий «Зимние приключения» Интеграция образовательных областей: «Познавательное.

Конспект занятия с показом мультимедийной презентации «Дети войны» Конспект занятия с показом мультимедийной презентации «Дети войны». Авторы: Кононова В. М. Ушатова С. С. Цель: нравственно-патриотическое.

Конспект занятия по рисованию с использованием воздушных трафаретов «Посиделки с Василисой Премудрой»Конспект занятия по рисованию с использованием воздушных трафаретов «Посиделки с Василисой Премудрой» Тема: «Посиделки с Василисой Премудрой» Цель: знакомство детей с русскими народными традициями (гостеприимство, чаепитие, вышивание). Программные.

Конспект занятия с использованием мультимедийной презентации «Что в лукошке?»Конспект занятия с использованием мультимедийной презентации «Что в лукошке?» - Ребята, у нас в гостях Ежик. Мы рады, его приходу. Еж: Сейчас я загадаю загадку, и вы поймете, о чем мы с вами будем говорить: Хороводами.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект интегрированного занятия для дошкольников «Зимние посиделки» с использованием мультимедийной игры «Машины загадки»
Опубликовано: 15 октября 2016 в 22:43
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД