МААМ-картинки

Практико-ориентированный семинар для педагогов «Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию по игрушкам»

Ирина Лебедева
Практико-ориентированный семинар для педагогов «Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию по игрушкам»

Первая часть семинара: теоретическая

Большое влияние в речевое развитие дошкольников оказывают занятия по рассматриванию и описанию игрушек. Большое значение имеет правильный подбор игрушек.

1) Игрушки должны быть яркими, образными, с яркой индивидуальностью

В старшей группе игрушки должны быть сложными. Например: телефон, машинка с открывающимися частями, холодильник, газовая плита.

2) Игрушки должны быть достаточной величины, чтобы всем детям были видны все части (высотой не менее 10 см.).

Публикация «Практико-ориентированный семинар для педагогов „Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию по игрушкам“» размещена в разделах

В младшей и средней группах целесообразно игрушки внести в группу с утра, чтобы дети могли потрогать, рассмотреть ещё раз новую игрушку и на занятиях игрушку в руки детям не давать, т. к. это отвлекает их внимание.

В старших группах, обычно, дети сами принимают участие в подборе игрушек для занятий.

3) Количество игрушек:

- младшая группа – на занятии описывают 2-3 игрушки;

- средняя группа – 4-5 игрушек;

- старшие группы – 4-8 игрушек.

В младших группах в начале года предпочтительно брать игрушки одного наименования, но разные по внешнему виду.

Игрушки можно выставить сразу все или по одной, в зависимости от замысла педагога.

Перед занятием по составлению описательного рассказывания, игрушки должны быть рассмотрены или на занятии или в свободное время за 2-3 дня до занятия.

Методика проведения занятий по составлению рассказа об игрушке (предмете).

Занятию по обучению детей составлению описательных рассказов проводиться во всех возрастных группах.

2 младшая группа.

Структура занятий:

1. Вступительная часть.

Очень короткая. Дети знакомятся с игрушками, которые будут описывать. Педагог сразу привлекает внимание детей к активному участию в занятии – предлагает назвать знакомые игрушки (например: - Грузовик привёз игрушки; - «Чудесная коробка»: педагог достаёт игрушки, дети называют; и т. п.).

2. Основная часть.

1этап. Рассматривание игрушки. Основной методический приём – вопросы:

а) направленные на целостное восприятие (Кто это? Какой он? Из чего сделан);

б) выделение частей и существенных признаков (Что есть? Какие глаза, уши, лапы);

в) вопросы, направленные на действия с игрушкой, назначение предмета (Что он умеет делать? Как с ним можно играть);

г) эмоциональный отзыв ребёнка об игрушке.

2этап. Образец описательного рассказа из 3-4 предложений. В начале года педагог предлагает его детям. Во 2-ом полугодии педагог использует приём совместного составления рассказа.

3 этап. Рассказы детей (2-3 рассказа). Ребёнок выбирает одну игрушку и рассказывает о ней). Главный методический приём – подсказ:

• Прямой подсказ (Это кукла Катя);

• Подсказывающие вопросы (Кукла в платье или брючках);

• Подсказ – указание (Расскажи про её пышные светлые волосы);

• Подсказ в игровой форме («Ты забыл сказать про мои пышные волосы», «Ты не сказал, что у меня на ногах»).

Дети составляют рассказ по образцу, а не по плану.

3. Заключительная часть занятия.

Можно прочитать рассказ про эту игрушку; можно провести игру и т. д.

К структуре таких занятий нужно подходить гибко. Можно в основной части сначала рассмотреть все игрушки, а потом педагог даёт образец описания одной игрушки, далее дети повторяют образец и рассказывают о других игрушках. Можно рассмотреть одну игрушку, затем педагог даёт образец её описания, дети повторяют рассказ, а далее точно так же по 2-ой игрушке. Этот вариант наиболее приемлем на 1-ом этапе обучения. Можно внести две игрушки и рассматривать их по принципу сравнения (Я буду рассказывать про Машу, а вы про Катю). Затем педагог даёт целостное описание одной игрушки, после этого рассказывают дети по выбору.

Средняя группа.

Усложнение. В начале года следует провести 2-3 подготовительных занятии. Цель: помочь ребёнку осознать, что описание проводиться по определённому плану и на интуитивном уровне помочь освоить этот план. Далее проводят 1-2 занятия, на которых формируют умение составлять описательные рассказы по одному объекту с ярко выраженной индивидуальностью. На следующих двух занятиях проводится поочерёдное рассматривание и описание двух объектов. Затем можно проводить занятия в форме дидактических игр, сюжетных игр, на самостоятельное рассказывание по любой из предложенных 4-5 игрушек.

Структура.

1. Вступительная часть. Как во 2-ой младшей группе, + можно использовать доступные загадки.

2. Основная часть.

1 этап. Рассматривание игрушки. Первые 3-4 занятия проходят в форме игр – инсценировок. Во второй половине учебного года педагог может опускать этот этап занятия.

2 этап. Образец описания педагогом (на занятие можно брать до 5-7 предметов к концу года).

образец рассказа после рассматривания воспринимается детьми, как приятное и знакомое, концовка рассказа должна предусматривать эмоциональное общение с игрушкой (подвигать игрушку, угостить зайку морковкой).

3 этап. Уточнение плана описательного рассказа. Термин «план» детям не даётся. В начале года план даётся педагогом, во 2-ом полугодии – он уточняется совместно с детьми.

«Сначала я сказала, что это за игрушка. Потом рассказала, какая она. Объяснила, почему игрушка красивая. А в конце сказала, какой секрет есть у матрёшки.»

При необходимости после уточнения плана педагог может ещё раз дать образец описания. Хорошо, если кто-то из детей повторит образец.

4 этап. Рассказы детей (5-7 рассказов). Ввиду того, что на пятом году жизни ребёнок не может удержать в памяти последовательность описания, педагог должен помочь ребёнку сделать рассказ полнее и содержательнее, используя такие методические приёмы:

• Подсказ и напоминание (см. 2-ую младшую группу);

• Оценка;

• Дополнения (Что ты ещё хочешь сказать о кукле);

• Напоминание плана ребёнку.

После 3 – 4 рассказов дети часто начинают только перечислять, что есть у игрушки. В этом случае образец рассказа следует повторить.

Если в ходе рассказа ребёнку задавались 3-4 наводящих вопроса или делалось не менее трёх – четырёх дополнений, то целесообразно предложить ребёнку повторить свой рассказ, и он как правило становиться боле связным.

3. Заключительная часть. Проводиться, как во 2-ой младшей группе.

Старшая группа.

В старшей группе такие занятия проводятся реже, т. к. они требуют большой предварительной совместной подготовки.

Тематика занятий может быть следующая: «Мастерская игрушек», «Гараж», «Хохломская игрушка», «Дымковская игрушка».

В предварительной работе педагог подготавливает детей, обучает, как в ходе занятия можно задавать вопросы о предметах, учит отвечать на них.

Структура занятия.

1. Вступительная часть.

Цель – дать название игры и поставить перед детьми цель занятия в игровой форме.

2. Основная часть.

1 этап. Образец рассказа. Уже со второй половины старшей группы его можно не использовать. В начале года рассказ из 5-7 предложений, к концу года до 10 и более предложений.

2 этап. Уточнение плана. В подготовительной группе можно упустить.

3 этап. Рассказы детей (6-8).

3. Заключительная часть.

Не менее яркая и эмоциональная. Она направлена на возможные игровые действия, развитие культуры общения.

Можно использовать загадки или организовать комплексное занятие (речевое совместить с рисование, конструированием и др.)

Перед практической частью семинара, педагогам предлагается послушать описательные рассказы с усложнением по возрастной группе

2 младшая группа. «Это мяч. Он красный большой красивый. Он может прыгать. Его можно катать друг другу. Мне очень нравиться.»

Средняя группа. «Это мяч. Он красивый, большой круглый резиновый. Мяч красный с синей полоской. С ним можно играть: катать, бросать, ловить. Он может прыгать и скакать вот так.»

Старшая группа. «Это мяч. Он очень красивый. Мяч большой круглый. Одна половинка у него красная, а другая – синяя. Мяч резиновый, упругий: сжимаю его руками – образуются две ямки. Отпущу руки – он снова круглый. У него внутри воздух, как у воздушных шариков. Только стенки у мяча толстые, не прозрачные. Ударишь его об пол – он отскакивает. О мяче есть стихотворение. ….»

2 часть семинара - практическая

Педагоги делятся на пять групп. В основе практических упражнений взята методика, предложенная Э. П. Коротковой «Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию»

Предложить педагогам выбрать игрушки (наборы игрушек заранее подготовлены по возрастным группам) и составить образец описательного или сюжетного рассказа по игрушкам, в соответствии с возрастной группой.

- Команда «2 младшая группа». Группа педагогов, выбравшие трех кукол обсуждают в команде и составляют образец рассказа для детей 2 младшей группы. (Э. П. Короткова стр 21. игра «Кто гуляет на полянке?»)

- Команда средней группы. Игровое упражнение в описании предметов и игровых действий с ними для детей (Э. П. Короткова стр 25. «Кто вместе с мишкой играл в кубики») Подготовить игрушки для составления рассказа в младшем дошкольном возрасте (мишка, белка, заяц, грузовик, цветные кубики)

- Команда «Старшая группа», задание - Описание предметов детской чайной посуды. (Э. П. Короткова стр 48.)

- Команда «Подготовительная группа» Игровое задание «Чья шляпка?» педагоги составляют описательные рассказы по выбранному головному убору (как бы они провели это с детьми)

Подведение итогов.

Публикации по теме:

Информационно-практико-ориентированный проект «Герб моей семьи» для детей старшего дошкольного возрастаИнформационно-практико-ориентированный проект «Герб моей семьи» для детей старшего дошкольного возраста Вид проекта: творческий, долгосрочный, информационно-практико-ориентированный. Возраст и состав участников: дети и родители подготовительной.

Информационно-практико-ориентированный проект «Моя малая Родина — Палана»Информационно-практико-ориентированный проект «Моя малая Родина — Палана» Информационно-практико-ориентированный проект. «Моя малая Родина- Палана» Воспитатели: Кусярбаева Нургуль Фатиховна Михайлова Гульчачак.

Информационный практико-ориентированный проект «Рыбы»Информационный практико-ориентированный проект «Рыбы» Батяева Анастасия Владимировна Цель проект: создание условий для формирования экологической культуры дошкольников, нравственных представлений,.

Информационно-практико-ориентированный проект «Земля — наш общий дом» для детей старшего дошкольного возрастаИнформационно-практико-ориентированный проект «Земля — наш общий дом» для детей старшего дошкольного возраста Цель проекта: развивать элементарные представления о планете Земля. Задачи проекта: 1. Познакомить с разнообразием растительного и животного.

Конспект ОДД «Обучение детей творческому рассказыванию» в подготовительной группеКонспект ОДД «Обучение детей творческому рассказыванию» в подготовительной группе Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Медвежьегорского района «ПОВЕНЕЦКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» (ДОШКОЛЬНЫЕ.

Практико-ориентированный проект «Наши куклы»Практико-ориентированный проект «Наши куклы» Практико-ориенированный проект: «Наши куклы» Автор: Прасолова Галина Леонидовна-воспитатель 1 категории. Цель: Создать условия для изготовления.

Практико-ориентированный проект для детей младшей группы «Туфли и сапожки носят наши ножки»Практико-ориентированный проект для детей младшей группы «Туфли и сапожки носят наши ножки» Автор проекта Безменова Татьяна Фёдоровна, воспитатель МКОУ «Кирсановская СОШ», дошкольная группа. Ко мне братишка привязывается, Шнурок.

Практико-ориентированный, творческий проект «Загадочный мир застёжек»Практико-ориентированный, творческий проект «Загадочный мир застёжек» Автор проекта Безменова Татьяна Фёдоровна, воспитатель МКДОУ «Кирсановский детский сад». Практически вся одежда и обувь человека застёгивается.

Презентация «Обучение рассказыванию детей младшего возраста»Презентация «Обучение рассказыванию детей младшего возраста» 2. слайд. В программе «От рождения до школы» не ставится специальная задача обучения детей младшего дошкольного возраста рассказыванию,.

Информационно-практико-ориентированный проект «Красная книга»Информационно-практико-ориентированный проект «Красная книга» Проект «Красная книга» «. Красная книга – это крик растений и животных о помощи, озвученный языком человека…» Тип проекта: По доминирующей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Практико-ориентированный семинар для педагогов «Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию по игрушкам»
Опубликовано: 23 мая 2021 в 19:52
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД