Получи документы

Практико-ориентированный социально-значимый проект по организации инклюзивной среды «Мир один на всех…»

Оксана Гуськова
Практико-ориентированный социально-значимый проект по организации инклюзивной среды «Мир один на всех…»

Паспорт (информационная карта) проекта

Актуальность проекта

Каждый ребенок — особенный, это бесспорно. И все же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности. В настоящее время назрела острая необходимость в понимании их проблем, уважении и признании их прав на дошкольное образование, желание и готовность включить их в детское сообщество, а не спрятать за стенами специального учреждения или оставить дома, сидящим у окна и наблюдающим за сверстниками.

Публикация «Практико-ориентированный социально-значимый проект по организации инклюзивной среды „Мир один на всех…“» размещена в разделах

Создание инклюзивных детских садов гарантирует повышение доступности и качества образовательных услуг для всех категорий детей, а также их родителей.

Тип проекта Практико-ориентированный, социально-значимый

По характеру координации Открытый

По длительности Долгосрочный

Участники проекта Воспитанники ДОУ (в том числе дети с ОВЗ, педагоги ДОУ, родители

Цель проекта создание условий для получения образования по основной образовательной программе с учетом индивидуально-образовательной программы детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами на базе детского сада

Задачи проекта 1. Создавать условия социокультурной среды общения детей и взрослых, способствующей социализации личности;

2. Содействовать развитию толерантности у детей и их родителей;

3. Обеспечивать научно-методическое, материально-техническое сопровождение данного направления в деятельности ДОУ;

4. Формировать систему поддержки важных социальных функций семьи.

Адресная направленность Субъекты образовательного процесса МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №26 «Колосок»

Продолжительность, сроки реализации 1 год, 2019-2020учебный год

Этапы реализации I этап – организационный - 01.09.2019г. – 15.09.2019г.

II этап – практический (реализация) - 16.09. 2019г. – 15.05.2020г.

III этап – контрольно-диагностический - 16.05.2020г. -31.05.2020г.

Ожидаемые результаты

Дети:

- обеспечение доступности, повышение качества и эффективности образования детей с ОВЗ, оптимальной адаптации их в социуме;

- двустороннее проявление заботы и взаимопомощи.

ДОУ:

- создание условий для эффективной работы по инклюзивному образованию детей с разными возможностями;

- становление имиджа ДОУ как методической лаборатории по распространению инновационного опыта по сопровождению детей с ОВЗ.

Родители:

- повышение уровня «воспитательной» компетентности родителей, их активности в образовательном процессе.

Продукт деятельности (полученный результат)

1. Успешная социализация детей с ОВЗ;

2. Снижение тревожности, положительная динамика развития самосознания и самооценки детей.

3. Родители вовлечены в совместную деятельность.

4. У педагогов повысилась эффективность педагогической деятельности.

Пояснительная записка

Развитие новых подходов к образованию лиц с особыми потребностями – одна из важнейших проблем современного образования. Одним из таких подходов становится развитие инклюзивной модели образования, которая обеспечит возможность получения качественного образования детям с разными возможностями.

Термин «инклюзия» в переводе с английского языка означает «включенность». Инклюзивное образование дает возможность всем воспитанникам дошкольного образовательного учреждения (включая детей с ограниченными возможностями здоровья) в полном объеме участвовать в жизни ДОУ.

Данный проект рассчитан на внедрение инклюзивной модели образования.

Проект будет реализован через вовлечение детей с ограниченными

возможностями здоровья в систему индивидуальной помощи, коррекционных занятий, специальных, оздоровительных мероприятий, с использованием психолого-педагогического сопровождения воспитанников. Реализовывать проект будет инициативная группа педагогов ДОУ, в состав которой войдут администрация ДОУ, учитель-логопед, воспитатели возрастных групп.

Длительность проекта определяется медицинскими показаниями воспитанников, индивидуальной траекторией обучения.

Возможность работы по инклюзивному образованию в нашем ДОУ обусловлена:

1. Наличием условий развивающей предметно-пространственной среды и достаточной оснащенностью специальным оборудованием.

2. Положительным опытом реализации в МБДОУ разных моделей интегрированного образования детей с разными возможностями.

3. Наличием кадровых условий, высоким профессионализмом педагогов ДОУ.

4. Наличием программно-методического обеспечения коррекционно-развивающего процесса.

Цель проекта : создание условий для получения образования по основной образовательной программе с учетом индивидуально-образовательной программы детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами на базе МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №26 «Колосок» г. Мичуринска Тамбовской области.

Задачи:

1. Создавать условия социокультурной среды общения детей и взрослых, способствующей социализации личности;

2. Содействовать развитию толерантности у детей и их родителей;

3. Обеспечивать научно-методическое, материально-техническое сопровождение данного направления в деятельности ДОУ;

4. Формировать систему поддержки важных социальных функций семьи.

Подзадачи:

В работе с семьей:

1. Способствовать формированию у родителей воспитательной компетентности через расширение круга их педагогических и дефектологических знаний и представлений;

2. Вовлечь родителей в образовательный процесс в качестве активных его участников, посредством их обучения приемам взаимодействия с детьми, организации совместной практической деятельности.

3. Содействовать изменению родительской позиции и вооружение родителей позитивными способами коммуникации.

4. Создать условия для объединения родителей в сообщество, расширения социального пространства семей, воспитывающих детей с проблемами в развитии.

В работе с педагогами:

1. Создать условия в ДОУ для повышения квалификации педагогов по проблеме.

2. Способствовать повышению мотивации педагогической деятельности.

3. Стимулировать педагогов на самообразование и инновационную деятельность по проблеме.

Индикаторы результативности:

1. Результаты опросов, тестирования, анкетирования родителей и педагогов (аналитические материалы)

2. Результаты диагностики:

2.1. развития детей,

2.2. уровня детско-родительских отношений,

2.3. личностного развития родителей и педагогов (диаграммы, графики, сводные таблицы, результаты продуктивной деятельности).

3. Востребованность родителями психолого-педагогических мероприятий (журналы посещаемости, книги отзывов).

4. Устойчивый спрос родителей на услуги ДОУ, повышение рейтинга учреждения.

Основные принципы работы в рамках проекта :

1. Принцип комплексного подхода к организации образовательного процесса - в работе с ребенком необходимо участие разных специалистов, при этом необходимо не только наблюдение и консультации ребенка разными специалистами, но и «ведение» данной семьи.

2. Принцип дифференцированной помощи - необходимо учитывать уровень мотивации, базовый уровень знаний, степень готовности к сотрудничеству значимых взрослых.

3. Принцип сотрудничества и равной ответственности – предусматривает объединение целей педагогов и семьи, а также определение меры ответственности каждого.

4. Деятельностный принцип – для повышения активности родителей предполагается использование разных видов совместной деятельности.

5. Принцип наличия обратной связи.

6. Принцип уважения и признания партнеров.

7. Принцип признания индивидуальности и уникальности каждого субъекта образовательного процесса.

8. Принципы инклюзивного образования :

- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

- Каждый человек способен чувствовать и думать;

- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

- Все люди нуждаются друг в друге;

- Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

- Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

- Для всех обучающихся достижение прогресса;

- Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Деятельность в рамках проекта :

Целевую группу составляют воспитанника ДОУ с особыми образовательными потребностями, их родители. Для успеха деятельности в данном направлении важно использовать системный подход, выделяя направления, структурирующие модель инклюзивного образования :

1. Социально-педагогическое направление;

2. Программно-структурное направление;

3. Содержательное направление;

4. Кадровое направление.

В реализации проекта принимают участие сотрудники ДОУ, составляющие педагогическое сопровождение всех субъектов образовательной деятельности (детей, родителей и педагогов) :

№п/п ФИО Должность Роль в проекте

1 Попова Н. А. Заведующий руководитель: организует работу по реализации проекта, подбирает специалистов, контролирует текущую работу специалистов,

составляет отчеты по реализации проекта

2 Митрохина Т. А. Старший воспитатель координатор: координирует действия специалистов, осуществляет сбор и анализ информации об образовательном процессе в рамках проекта, осуществляет научно-методическое руководство реализацией проекта

3 Богданова О. А. Заместитель заведующего консультант: консультирует педагогов и родителей, осуществляет сбор и анализ информации об альтернативных программах инклюзивного образования

4 Гуськова О. П. воспитатель консультант: консультирует родителей и специалистов о содержании и методах педагогического процесса

5 Мойса Т. К. учитель-логопед консультант: консультирует и обучает родителей и специалистов о ходе и методах речевого развития дошкольников

Система взаимодействия членов рабочей группы определяется следующей целью и методами работы каждого субъекта сопровождения, что представлено в следующей таблице:

Участник Цель деятельность Методы работы

Администрация Управленческое и организационное обеспечение профессионального роста педагогов, повышения социально - педагогической грамотности родителей

-Собеседование, интервью;

-Информирование о перспективах деятельности в рамках проекта;

-Организация научно-методических семинаров, работы мастер-класса, наставничества;

-Использование системы мотивации на сотрудничество и самообразование по проблеме.

Методическая служба -Профессиональная подготовка и помощь педагогу в разрешении проблем профессиональной деятельности;

- Проектирование и реализация педагогического сопровождения развития детей инклюзивной группы. -Анализ и оценка профессиональной деятельности педагогов, функциональной грамотности родителей;

-Организация и проведение разных форм методической работы с педагогами и родителями по проблеме;

-Информирование о научно-теоретической и методической литературе по проблеме;

-Помощь в проектировании и реализации индивидуальных творческих планов.

Психологическая служба Повышение психологической компетентности педагогов и родителей

-Психологический анализ педагогической деятельности;

-Психологическая диагностика развития детей, тестирование педагогов и родителей;

-Проведение психолого-педагогических тренингов, семинаров, консультаций, совместных занятий.

Педагоги Повышение профессионального мастерства и психологической компетентности по проблеме.

-Самоанализ педагогической деятельности;

-Участие в семинарах, конференциях, методической работе ДОУ по проблеме;

-Работа по самообразованию.

SMART-анализ условий, имеющихся в ДОУ для инклюзивного образования детей

Условия Сильные стороны Слабые стороны Пути решения

Материально-технические 1. Наличие в ДОУ кабинетов

(психолога, изодеятельности, залов (музыкальный, физкультурный, медицинского блока;

2. Наличие в ДОУ специального коррекционного оборудования;

3. Оснащенность групп коррекционным и развивающим оборудованием, играми, пособиями и т. д. 1. Недостаточная оснащенность специальным оборудованием. для детей раннего возраста. 1. Приобретение специального оборудования, в том числе для детей раннего возраста;

2. Использование нестандартного оборудования.

Кадровые 1. Наличие в ДОУ специалистов:

- учителей-логопедов,

- инструктора ФК,

- воспитателя ИЗО;

2. Высокий профессиональный уровень педагогов:

I кв. категория -82 %,

Высшая кв. категория - 18 %,

Высшее образование - 100 %. 1. Сокращение ставок педагога-психолога и специалистов;

2. Увеличение нагрузки на педагогов за счет обязанностей, не входящих в должностные.

1. Скорректировать должностные инструкции;

2. Пересмотреть график работы специалистов с целью более рационального использования рабочего времени

(с 12 до 15 часов).

Научно-методические 1. Создана система комплексной коррекционно-развивающей работы с особыми детьми;

2. Успешно реализуются разные формы интеграции;

3. Разработана система диагностики развития детей с ограниченными возможностями;

4. Разработана технология составления индивидуальных маршрутов развития дошкольников. 1. Отсутствие стандартов специального образования;

2. Отсутствие коррекционно-развивающих программ для детей. 1. Разработать индивидуальные программы развития детей.

Финансово-экономические 1. В связи с введением новой системы оплаты труда сокращены ставки учителей-дефектологов, педагога-психолога. 1. Необходимо дополнительное финансирование из муниципального бюджета.

Стратегия достижения поставленной цели

Контроль над реализацией проекта осуществляет администрация ДОУ в рамках внутрисадовского контроля и инициативная группа. Отчет о работе заслушивается на педагогических советах (два раза в год, заседаниях инициативной группы.

Реализация проекта и апробации модели рассчитана на 1 год и будет проходить в 3 этапа.

Реализация проекта

Наименование мероприятия Срок проведения Ответственные

1. Нормативно - правовое обеспечение

1.1. Разработка локальных актов:

- внесение дополнений в положение об инклюзивном образовании;

- уточнение требований к рабочим программам и программам дополнительного образования;

- корректировка должностных инструкции специалистов, реализующих инклюзивное образование;

- заключение договоров с учреждениями, оказывающими помощь детям с ОВЗ. Сентябрь 2019 заведующий

Финансовое обеспечение

2.1. Совершенствование системы стимулирования деятельности педагогов и узких специалистов, работающих с детьми с ОВЗ. В течение времени реализации проекта заведующий

Кадровое обеспечение

3.1. Повышение квалификации педагогов ДОУ по интегрированному обучению. В течение времени реализации проекта

Заместитель заведующего

3.2. Создание системы научно– методического сопровождения педагогов:

• проведение обучающих и тематических семинаров по организации инклюзивного образования детей с ОВЗ, детей–инвалидов в ДОУ;

• проведение мастер-классов по организации коррекционно-образовательной деятельности в ДОУ в условиях инклюзивного образования;

• участие в научно–практических семинарах, конференциях, круглых столах по проблеме организации инклюзивного образования детей с ОВЗ;

• изучение опыта работы других дошкольных образовательных учреждений по организации инклюзивного образования детей с ОВЗ.

4. Методическое обеспечение

4.1. Разработка и реализация практико-ориентированных программ по обучению и воспитанию детей с ОВЗ. В течение времени реализации проекта Заместитель заведующего

4.2. Совершенствование содержания и технологий воспитания и образования детей с ОВЗ.

5. Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение

5.1. Приобретение мебели, игрового и технического оборудования. В течение времени реализации проекта заведующий

5.2. Обеспечение учебниками, методическими и дидактическими пособиями.

5.3. Введение элементов безбарьерной среды

6. Информационное обеспечение

6.1. Создание раздела об инклюзивном обучении детей с ОВЗ, детей – инвалидов на сайте ДОУ, размещение публикаций по данному опыту работы на сайте ДОУ. В течение времени реализации проекта заведующий

6.2 Укрепление социального партнёрства; работа с общественностью.

7. Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ

7.1. Внедрение системы сопровождения детей с ОВЗ. В течение времени реализации проекта Заместитель заведующего, учитель-логопед

7.2. Организация тьюторского сопровождение детей с ОВЗ.

7.3. Комплексная диагностика детей с ОВЗ с целью определения вида интеграции в образовательное пространство.

7.4. Создание системы мониторинга и учета детей с ОВЗ. В течение времени реализации проекта

Заместитель заведующего

7.5. Разработка индивидуальных коррекционно – образовательных маршрутов, методических требований к созданию условий для включения ребенка с ОВЗ в образовательную среду.

7.6. Разработка методических рекомендаций к составлению индивидуальных образовательных программ и учету ЗУН обучающихся из числа детей с ОВЗ.

8. Создание толерантной среды в ОУ

8.1. Анкетирование участников образовательного процесса с целью проведения анализа их отношения к совместному обучению детей с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников. Сентябрь 2019 Заместитель заведующего

8.2. Мониторинг результатов работы по формированию толерантности в образовательной среде и взаимодействия участников проекта в условиях инклюзивного образования

В течение времени реализации проекта Заместитель заведующего

8.3. Участие и проведение детских мероприятий: акция милосердия, конкурсы творческих работ «Люди так не делятся…». Конкурс рисунков «Мир один на всех…». В течение времени реализации проекта Воспитатель

8.4. Работа с родителями:

- Организация работы родительского лектория в ДОУ, целью которого является формирование установок, определяющих специфику отношений в коллективе в условиях инклюзивного образования. В течение времени реализации проекта

Воспитатель

8.5. Психологические тренинги с участниками образовательного процесса по формированию толерантного отношения к детям с ОВЗ:

- с родителями детей-инвалидов;

- педагогами ДОУ;

- воспитанниками ДОУ. В течение времени реализации проекта

Учитель-логопед

8.6. Включение всех детей с ОВЗ в проведение воспитательных, культурно-развлекательных, спортивных мероприятий. В течение времени реализации проекта Воспитатель

9. Совершенствование системы оказания помощи семьям детей с ОВЗ

9.1. Организация обучения родителей методикам и технологиям корреционно-реабилитационной работы с детьми ОВЗ, детьми – инвалидами. В течение времени реализации проекта Учитель-логопед

9.2. Организация и проведение родительских собраний, в том числе с отделом социальной защиты населения по вопросам инклюзии. В течение времени реализации проекта

Заместитель заведующего

9.3. Организация и проведение круглых столов по вопросам охраны здоровья, правового просвещения в вопросах инклюзивного образования.

9.4. Родительские мастер-классы (по обмену опытом по вопросам адаптации детей с ОВЗ и детей инвалидов в образовательной среде ДОУ).

Практическая значимость результатов проекта

1. Проведенная работа позволит детям с ОВЗ получить образование в условиях дошкольного образовательного учреждения;

2. Педагоги получат опыт работы с воспитанниками с ОВЗ;

3. Общество получит полноценно развитых личностей из числа детей с ОВЗ,

максимально социализированных;

4. Обучение станет более доступным для детей, испытывающих проблемы со

здоровьем;

5. Родители смогут быть активными участниками образовательного процесса;

6. Воспитанники ДОУ приобретут ценный опыт общения, участия в судьбе другого человека, сострадания и толерантного поведения, гуманного отношения к людям с недостатками развития и здоровья.

Перспективы дальнейшего развития проекта

Перспективы дальнейшей работы по проекту связаны с возможностью внедрений научно-методических рекомендаций по психолого-педагогическому сопровождению детей дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования в практику работы дошкольных образовательных учреждений города Мичуринска.

Работа в рамках проекта позволит создать общественное мнение о необходимости помощи детям, имеющим специальные образовательные потребности, для успешного включения их в образовательное пространство дошкольного учреждения.

Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов позволит совершенствовать работу по психолого-педагогическому сопровождению детей в условиях непрерывного дошкольного и начального школьного образования.

Вывод

Данный проект ориентирован на повышение качества образования детей с ОВЗ, на их социальную адаптацию в условиях единой образовательной среды дошкольного образовательного учреждения. Включение данной категории воспитанников в единый коллектив ДОУ на равноправной основе позволяет изменить взгляды общества на их возможности, готовит общество к принятию человека с ограниченными возможностями. Одним из наиболее важных результатов реализации проекта является помощь семье, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья - обучение такого ребёнка по месту жительства, сохранение внутрисемейных связей, включение родителей в решение развивающих и коррекционных задач. Создание в дошкольном образовательном учреждении инклюзивной образовательной среды для обучения детей с ОВЗ, обеспечивает возможность реализации вариативных коррекционных образовательных программ, успешность социальной адаптации, развития социально значимых качеств личности, компенсации нарушений познавательной деятельности воспитанников. При этом дети находясь в группе общеразвивающей направленности принимают активное участие в жизни ДОУ в рамках плана его воспитательно-образовательной работы.

Важную практическую значимость имеет активное вовлечение родителей в участие в проекте. Значимо и то, что педагоги учатся дифференцировать свое внимание и методы воспитания и обучения, опираясь на полученные знания и свой опыт в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

Мы всегда помним о том, что главное в нашей работе не навредить маленькому человеку, а научить быть уверенным в себе, смело шагать вперед и не бояться трудностей.

Информационные источники

1. Н. И. Гуткина. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6–7 лет к школьному обучению. – М., 1993.;

2. Дети с задержкой психического развития / В. И Лубовской, Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени и др. /Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. – М. : Педагогика, 1984.;

3.«Инклюзивное образование : вчера, сегодня и завтра». Брошюра по материалам конференции. - Самара, 2007.;

4. Н. Н. Малофеев. Интегрированное обучение в России: задачи, проблемы и перспективы//Интернет ресурс технологическая школа № 1299/ режим доступа https://school.msk.ort.ru/integration/index.php?p=teor_iovrzpip;

5.«Методические рекомендации по интегрированному обучению учащихся с задержкой психического развития» В. А. Демидова, методист отдела коррекционной педагогики и специальной психологии ГОУ РК «ИПКРО»;

6. В. А. Поварницына. Воспитателю о развитии личности ребенка // Федеральная целевая программа «Дети-сироты». Курган, «Германия», 1995;

7. М. К. Попугаева. Как помочь ребёнку с задержкой психического развития. // Начальная школа. - 1998. - №5. – с. 94-96;

8. Специальная педагогика. /Под ред. Н. М. Назаровой. – М., Академ А, 2001.

Публикации по теме:

Информационно-практико-ориентированный проект «Цена крошки хлеба — велика»Информационно-практико-ориентированный проект «Цена крошки хлеба — велика» Педагоги МБДОУ детского сада №7 и родительский духовный клуб "Свет Добра" поддержали проект Всероссийского общественного движения "Матери.

Информационно-практико-ориентированный проект «Герб моей семьи» для детей старшего дошкольного возрастаИнформационно-практико-ориентированный проект «Герб моей семьи» для детей старшего дошкольного возраста Вид проекта: творческий, долгосрочный, информационно-практико-ориентированный. Возраст и состав участников: дети и родители подготовительной.

Информационно-практико-ориентированный проект «Моя малая Родина — Палана»Информационно-практико-ориентированный проект «Моя малая Родина — Палана» Информационно-практико-ориентированный проект. «Моя малая Родина- Палана» Воспитатели: Кусярбаева Нургуль Фатиховна Михайлова Гульчачак.

Информационный практико-ориентированный проект «Рыбы»Информационный практико-ориентированный проект «Рыбы» Батяева Анастасия Владимировна Цель проект: создание условий для формирования экологической культуры дошкольников, нравственных представлений,.

Информационно-практико-ориентированный проект «Земля — наш общий дом» для детей старшего дошкольного возрастаИнформационно-практико-ориентированный проект «Земля — наш общий дом» для детей старшего дошкольного возраста Цель проекта: развивать элементарные представления о планете Земля. Задачи проекта: 1. Познакомить с разнообразием растительного и животного.

Практико-ориентированный проект «Наши куклы»Практико-ориентированный проект «Наши куклы» Практико-ориенированный проект: «Наши куклы» Автор: Прасолова Галина Леонидовна-воспитатель 1 категории. Цель: Создать условия для изготовления.

Практико-ориентированный, творческий проект «Загадочный мир застёжек»Практико-ориентированный, творческий проект «Загадочный мир застёжек» Автор проекта Безменова Татьяна Фёдоровна, воспитатель МКДОУ «Кирсановский детский сад». Практически вся одежда и обувь человека застёгивается.

Практико-значимый проект «Прогулки по дням творения. Прогулка вторая. Небо»Практико-значимый проект «Прогулки по дням творения. Прогулка вторая. Небо» ПРАКТИКО-ЗНАЧИМЫЙ ПРОЕКТ «Прогулки по дням творения. Прогулка вторая. Небо» для воспитанников старшей группы (по учебно-методическому комплекту.

Информационно-практико-ориентированный проект «Хлеб — всему голова!» (старшая группа)Информационно-практико-ориентированный проект «Хлеб — всему голова!» (старшая группа) Иванова Елена Владимировна Проект «Хлеб – всему голова!» Старшая группа (Приобщение детей дошкольного возраста и взрослых к бережному отношению.

Информационно-практико-ориентированный проект «Красная книга»Информационно-практико-ориентированный проект «Красная книга» Проект «Красная книга» «. Красная книга – это крик растений и животных о помощи, озвученный языком человека…» Тип проекта: По доминирующей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Практико-ориентированный социально-значимый проект по организации инклюзивной среды «Мир один на всех…»
Опубликовано: 8 декабря 2020 в 23:07
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД