инна момот
Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста. Технология наглядного моделирования
▼ Скачать + Заказать документы
Учите ребенка каким-нибудь пяти
неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними, но свяжите с картинками двадцать таких слов – и ребенок усвоит их на лету….»
К. Д. Ушинский.
Актуальность данной темы видеться мне в том, что наглядное моделирование облегчает детям младшего возраста, овладение связной речью, таким образом, использование символов, пиктограмм, заместителей, схем облегчает запоминание и увеличивает объем памяти и в целом развивает речевую деятельность детей.
Публикация «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста, Технология наглядного моделирования» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
В данной практико – значимой работе будет рассматриваться такая образовательную область, как речевое развитие. у детей раннего развития с использованием на занятиях такой инновационной педагогической технологии как наглядное моделирование. При работе с детьми используется программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы и Т. С. Комаровой, которая является инновационным образовательным программным документом для дошкольных учреждений с учетом новейших достижений науки и практики отечественного зарубежного дошкольного образования.
Связная речь – это умение ребенка излагать свои мысли живо, последовательно, без отвлечения на лишние детали. Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Эти две формы речи отличаются друг от друга мотивами. Монологическая речь стимулируется внутренними мотивами, и ее содержание и языковые средства выбирает сам говорящий. Диалогическая речь стимулируется не только внутренними, но и внешними мотивами (ситуация, в которой происходит диалог, реплики собеседника). Качество диалогической речи в её зрелой развёрнутой форме во многом зависит от владения монологической речью. В зависимости от функции выделяют четыре типа монологов: описание, повествование, рассуждение и контаминацию (смешанные тексты).
С целью развития монологической и диалогической речи в практике педагоги применяют разнообразные педагогические технологии : игровые, личностно-ориентированные, развивающие, технологии проектирования и мультимедийных презентаций, технологию ТРИЗ, социально-адаптирующие, здоровьесберегающие, технологию наглядного моделирования.
Что же такое технология наглядного моделирования и как же она помогает в развитии связной речи дошкольников?
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст, научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.
Следовательно, актуальность использования метода наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:
во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;
в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
Ребенок должен научиться выделять самое главное в повествовании, последовательно излагать основные действия и события. Иногда на занятиях, мы используем различные методы и приёмы. Напоминаем, подсказываем, задаём вопросы "А что, дальше?", "А как это произошло?", "Почему это случилось?" Воспитателям приходится вмешиваться в рассказ, пересказ ребенка, задавая ему массу вопросов.
Цель моделирования - обеспечить успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, окружающем мире, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Моделирование основано на принципе замещения реальных предметов, предметами, схематично изображенными или знаками. Модель даёт возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных в данном конкретном случае.
По мере осознания детьми способа замещения признаков, связей между реальными объектами, их моделями становится возможным привлекать детей к совместному с воспитателем, а затем и к собственному моделированию.
Любое моделирование начинается с простого замещения предметов, ведущего к использованию символов и знаков. Именно наглядные модели наиболее применимы и для занятий с детьми дошкольного возраста, потому, что ребенку намного легче представить предмет, выявить отношения между предметами, их связями, видя их зрительно, а часто принимая участие в их создании. Использование метода наглядного моделирования дает возможность :
1. самостоятельного анализа ситуации или объекта;
2. развития децентрации (умения менять точку отсчета, делать централизованной);
3. развития замыслов-идей будущего продукта.
В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания. Метод наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания: пересказ; составление рассказов по картине и серии картин; описательный рассказ; творческий рассказ.
В ходе использования метода наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:
геометрические фигуры;
символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);
планы и условные обозначения, используемые в них;
контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания и многие другие.
В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет, а моделями связного высказывания может быть представлена полоска разноцветных кругов.
Элементами плана рассказа, составленного по пейзажной картине, могут служить силуэтные изображения ее объектов, как явно присутствующих на картине, так и тех, которые могут быть выделены только по косвенным признакам.
В качестве символов – заместителей при моделировании творческих рассказов используются: предметные картинки; силуэтные изображения;
геометрические фигуры.
Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка.
Применение метода наглядного моделирования связного высказывания, применение которых повышает интерес детей к данному виду деятельности и позволяет добиться значительных результатов в коррекции речи дошкольников.
Примерные задания и игры, направленные на развитие связной речи с использованием наглядного моделирования у дошкольников :
1. Обучение приему наглядного моделирования с помощью коротких русских сказок: «Маша и медведь», «Три медведя», «Репка», «курочка ряба».
Чтобы дети научились рассказывать данные короткие сказки, для изображения части рассказа или сказки используют различные предметы-заместители. Например, воспитатель рассказывает детям сказку «Курочка Ряба», а дети постепенно выставляют символы – заместители героев сказки и происходящих в сказке событий. На данном этапе необходимо добиваться, чтобы манипулирование элементами модели происходило параллельно чтению конкретного фрагмента сказки, то есть, каждый фрагмент сказки необходимо показывать и выставлять на доску в процессе чтения. Элементами моделирования сказки могут быть изображения персонажей сказки, затем они заменяются символами-заместителями (силуэтные изображения или геометрические фигуры). Постепенно дети от простого манипулирования элементами модели переходят к составлению распространенной сказки с использованием плана для пересказа.
2. Ребенку предлагаются иллюстрации к одной из сказок, которые разложены в последовательности, но среди них есть одна или две иллюстрации из другой сказки. Ребенку нужно найти лишнюю, объяснить и назвать из какой она сказки.
3. Игра «Детеныш, детеныши, много детенышей».
Цель: упражнять в назывании детенышей животных единственного и множественного числа, в именительном и родительном падежах.
Инструкция: «Я покажу (или назову) детеныша, а вы скажите про него, про всех и про многих детенышей («цепочка слов»).
Ход выполнения задания: Речевой образец воспитателя сопровождается речеобразующими жестами: «Лисенок (указательный жест на кружок слева) …лисята (указательный жест на кружки слева…много лисят (обобщающий жест кружков справа).
В предлагаемой технологии наглядного моделирования систематизированы речевые игры и упражнения с учетом решения доминантных коррекционно-развивающих задач : на расширение предметного словаря, на практическое овладение навыками словообразования и словоизменения, на расширение глагольного словаря, на расширение словаря прилагательных.
4. Игра «Кому что нужно?».
Цель: закреплять названия профессий, упражнять в подборе однородных членов предложения.
Инструкция воспитателя: «Я раздам вам картинки, а вы назовете профессию и что нужно для работы человеку этой профессии».
Ход выполнения задания: Предполагаемый ответ: «Врачу для работы нужны: градусник, лекарства, фонедоскоп, рецепт, шпатели…». Кружок слева – это название профессии, кружки справа – слова – «предметы».
5. Игра «Назови маму».
Цель: упражнять в назывании животных и их детенышей, в употреблении предложно - падежных форм существительных родительного падежа с предлогом «у».
Инструкция воспитателя: «Я назову детенышей животных, а вы найдете их маму».
Ход выполнения задания: Речевой образец логопеда и ответы детей сопровождаются речеобразующим жестом: «Котята у кошки»…. В данном случае карточка-модель переворачивается. Кружки слева символизируют детенышей, а кружок справа – их маму.
6. Заучивание стих – й А. Барто при помощи мнемотаблиц.
«Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу
Все равно его не брошу,
Потому что он хороший».
Работа по развитию связной речи при помощи наглядного моделирования показала : введение моделей облегчает процесс овладения детьми содержанием, структурой текстов, их связностью. В анализе рассказов наблюдается улучшение почти по всем показателям. Большинство детей к концу года обучения самостоятельно, без наводящих вопросов, более подробно описывают различные предметы, явления природы, картины и т. п. При использовании моделей и схем для развития связной речи детей устанавливаются предпосылки к обучению и определяются условия для организации планомерного образовательного процесса.