Жанара Саткеева
Проект по адаптации к детскому саду «Наш друг — мишка» Видео
▼ Скачать + Заказать документы
Практикум для воспитателей младших групп детского сада на тему «Наш друг — мишка»
.Автор проекта :
Саткеева Жанара Жаслановна – воспитатель первой квалификационной категории, Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Центра развития ребенка детского сада № 167 (корпус 2)
Вид проекта :
практико-ориентированный; групповой; среднесрочный.
Место реализации проекта :
группа раннего развития МАДОУ ЦРР д/с №167 (корпус 2).
Участники проекта : воспитатели, дети и родители группы.
Публикация «Проект по адаптации к детскому саду „Наш друг — мишка“ Видео» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация. Проекты
- Видео
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Сроки реализации проекта : август – октябрь 2017 года.
Актуальность проблемы.
Проблемой адаптации занимались разные ученые, в том числе, такие как
Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, которые утверждали, что адаптация непосредственно зависит от полноценного психологического развития ребенка.
Поступая в детский сад, дети сталкиваются с проблемой социальной и психологической адаптации в новой обстановке и в новом коллективе. В течение ограниченного периода (из того берется сроки проекта, ребенок должен полностью изменить свой привычный ритм жизни, круг общения, взаимоотношения со взрослыми, научиться жить в детском коллективе.
У меня, как у представителя современного воспитателя была уникальная возможность взять все лучшее, что развивалось годами в области отечественной педагогики, и умножить это на современные методики, инициативность, активность жизненной позиции, целеустремленность.
В августе 2017 года я начала работу с детьми группы раннего возраста. Проанализировав методическую литературу в области педагогики, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, поступивших в мою группу, мною создан практикум для воспитателей младших групп детского сада на тему «Наш друг - мишка». К данному практикуму была систематизирована и оформлена картотека игр для снятия эмоционального и мышечного напряжения, аудиотека музыкальных произведений, рекомендуемых для проведения музыкотерапии. Я подобрала и внедрила здоровьесберегающие педагогические технологии, такие как: технология сохранения и стимулирования здоровья (гимнастика пальчиковая, гимнастика пробуждения, дорожки закаливания, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная).
Вы меня спросите: «А почему именно мишка, а не зайцы, коты или что-нибудь другое?». При беседе с родителями я выявила, что у многих дома есть любимая игрушка плюшевый медведь. … Плюшевый мишка — один из самых популярных и культовых в XX веке и начале XXI века видов мягких игрушек. Наверное, такая игрушка была очень нужна человечеству, раз она почти одновременно была придумана и в Америке, и в Европе. Но и в России медведь всегда был и остается самым популярным среди детских игрушек. Наверное, потому, что мишка ассоциируется с чем-то добрым, теплым. Он учит ребенка состраданию, дарит ему любовь и чувство защищенности. Наверно поэтому, в обнимку с ним дети засыпают – прикосновения к мягкой шерстке хорошо успокаивают возбудимую нервную систему малыша. Чаще всего именно эта игрушка становится первым неодушевленным объектом, с которым у маленького человечка начинается игра.
С точки зрения педагогики мягкие игрушки влияют на развитие детей положительно. Психологи ценят эту игрушку за благотворное влияние, пробуждающее в детях любовь к живой природе и воспитывающее человечность. Но ведь и взрослые люди неравнодушны к плюшевым медвежатам, часто берегут своего задушевного друга всю жизнь, не мыслят расстаться с ним. В игрушке, прототипом которой стал один из самых грозных хищников планеты, нет ни грамма агрессивности. Свои страхи, страдания, неуверенность мы поверяем ему, потому что, может, медведь с опилками в голове и не даст умный совет, но зато прекрасно сумеет выслушать. Медвежонок создает вокруг себя атмосферу психологического комфорта и уюта. Неудивительно, что трогательную игрушку хочется дарить самым близким и любимым людям.
Вот уже более ста лет различные специалисты безуспешно пытаются объяснить феномен плюшевого медвежонка. В дискуссиях об этом феномене один известный английский писатель сказал, что плюшевый медвежонок для взрослых символ счастливых дней детства, памятью о молодых, веселых и здоровых родителях.
Развивающей игрушкой мягкого медвежонка не назовешь: он не совершенствует координацию ребенка, его логику, мелкую моторику или память. Чтобы дети легче и быстрее адаптироваться в группе, чувствовали себя защищенными, любимыми, веселыми, как в родном доме, я остановилась на этой игрушке, для того чтобы медведь осуществлял развивающие функции я его преобразила, обшила и превратила гостем нашей группы, которого отправили игрушки детей.
Действие данного практикума на детей таково, что при умелом обращении, можно преодолеть негативные переживания (страх, одиночество, незнакомую обстановку, чужих взрослых и детей, режим дня).
Цель проекта : Систематизация работы по созданию благоприятных условий социальной адаптации детей раннего возраста в условиях дошкольного учреждения.
Задачи проекта :
Для детей:
Обеспечить чувство комфорта, уюта, защищенности.
Способствовать формированию эмоционально положительного климата в группе.
Способствовать формированию навыков внимательного рассматривания игрушки, обогащению словарного запаса.
Для педагога:
Повысить свой профессиональный уровень, найти эффективные формы и методы работы с детьми в период адаптации.
Для родителей:
Повысить педагогическую компетентность в вопросах адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.
Гипотеза: Если использовать системный подход в организации адаптации, в основе которого лежит комплекс мер направленных на создание оптимальных условий для детей раннего возраста, то это позволит детям
Ожидаемые результаты:
Дети:
• Легко войдут в новую для них среду и приспособятся к ее условиям с позитивными результатами;
• Сформируются умения общения со взрослыми и сверстниками.
Родители:
• Сложится эмоционально-положительное отношение к детскому саду;
• Стремление родителей к сотрудничеству.
Воспитатели:
• Установится тесное взаимодействие в решении проблем адаптации;
• Повысится уровень компетентности воспитателей в организации адаптационного периода. Будут найдены эффективные формы и методы работы с детьми в период адаптации.
Программа проекта :
Организационно-подготовительный – июнь;
Основной – август – сентябрь;
Заключительный – ноябрь.
Организационно-подготовительный этап:
Формулирование воспитателем проблемы, цели, определение продукта проекта, содержание проекта, прогнозирование результата.
Изучение методической литературы;
Подбор диагностического материала, анкет для родителей;
Составление планов работы с детьми, родителями;
Оформление и обновление предметно-развивающей среды;
Составление и подбор информационного материала для родителей;
Исследование социальных навыков детей;
Выявление особенностей семейного воспитания;
Прогноз вероятной степени адаптации детей.
Основной:
План реализации проекта
Этапы проекта Деятельность педагога Деятельность детей Работа с родителями
Первый этап-подготовительный 1. Изучение литературы по адаптации ребенка в ДОУ.
2. Определение темы, цели и задач,
содержания проекта, прогнозирование результата.
3. Подбор игрушки на период адаптации. 1. Анкетирование родителей.
2. Беседа - консультация с родителями на тему: “Как я играю дома”.
Второй этап - основной 1.«Мишка» -внесение ростовой куклы. 2. Рассматривание медведя.
3. Обследование медведя.
3. Чтение и обыгрывание стихотворения А. Барто “Мишка косолапый…”. 1. Рассматривание медведя.
2. Обследование медведя.
3. Чтение и обыгрывание стихотворения А. Барто “Мишка косолапый…”.
Консультация
Третий этап - заключительный 1. Анализ адаптации детей к условиям детского сада.
2. Сравнительный анализ течения адаптации.
1. Занятие - развлечение «В гостях у Мишки».
1. Оформление фотоальбома родителей на тему “Любимая игрушка моего ребёнка”.
2. Родительское собрание на тему «Основные трудности при поступлении ребенка в детский сад. Способы их преодоления».
Принципы работы:
Гибкий режим пребывания ребенка в детском саду (неполное пребывание ребенка в начальный период адаптации);
Учёт индивидуальных особенностей ребенка.
Ежедневный контроль за состоянием здоровья, эмоциями, аппетитом, сном ребенка в первый месяц (с этой целью на каждого ребенка заполняется так называемый «адаптационный лист»).
Форма предоставления результатов
• Презентация проекта
• Методические разработки
Основные направления реализации проекта по образовательным областям:
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
Совместная деятельность педагога с детьми.
1. Беседа «В гости к нам пришел Мишутка, косолапый.»
Цель. Познакомить детей с мишкой. Учить детей отвечать на вопросы воспитателя. Активизировать словарь. Развивать у детей доброе отношение и любовь к животным.
2. Непосредственно образовательная деятельность (интеграция областей Чтение, Художественное творчество (рисование ладошками). Стихотворение А. Барто «Мишка косолапый». Елочки в Мишкином лесу.
Цель. Познакомить с содержанием стихотворения А. Барто «Мишка косолапый», развивать память; закреплять умение прикладывать ладошки к тому месту по указанию педагога, закреплять ранее приобретенные навыки; различать зеленый цвет, любоваться готовым изделием.
3. Непосредственно образовательная деятельность (интеграция областей Коммуникация и Художественное творчество) «На лесной опушке».
Цели. Уточнить приметы зимы. Развивать речь детей. Узнавать и называть фрукты на картинках. Сохранять равновесие при ходьбе по ограниченной поверхности. Развивать умение прыгать на 2-х ногах. Создать радостное настроение у детей.
4. Непосредственно образовательная деятельность по сенсорному развитию «Поможем Мишке».
Цели: учить детей чередовать предметы по величине и по форме, накапливать цветовые впечатления, закреплять элементарные действия с предметами, формировать эмоциональное отношение к занятию, воспитывать добрые чувства
5. Утренняя гимнастика. Игра-зарядка «Мишкина зарядка»
Цель. Приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом; учить их подпрыгивать, хлопать в ладоши. Доставить детям радость.
8. Чтение. Знакомство с произведениями о медвежонке.
Цель. Воспитывать любовь и формировать доброе чуткое отношение к животным (мишке) через чтение детской литературы. Развивать умение находить иллюстрации с изображением животного
11. Пальчиковые игры: «Медвежонок»
Цель. Развивать мелкую моторику пальцев рук, чувство ритма.
13. Подвижно – музыкальные игры: аудиотека для данного практикума
Цель. Учить выполнять имитационные движения, подражать движениям животных.
15. Дидактические игры «Помоги мишку», «Угости мишку», «Мы – помощники», «Найди такую же картинку», «Парные картинки».
Цель. Закреплять правила игры и учить выполнять действия соответственно игровому правилу.
Самостоятельная деятельность детей.
1. Игровая ситуация «Встреча гостей».
Цель. Игра учит взаимоотношению в семье.
2. Игра парные картинки «Картинка для Мишутки».
Воспитатель стихотворением приглашает детей найти половинки картинок:
В детском саду у меня радость одна : коробка с картинками, стол да стул у окна.
Я из картинки выкладываю, то цветок, то снежинку угадываю…
(Э. Котляр)
Далее предлагает детям собрать картинку в подарок для Мишутки.
3. Рассматривание иллюстраций и картинок с изображением мишек.
4. Сюжетная игра «Медвежата в гостях у ребят».
Дети сервируют стол – стелют скатерть, раскладывают салфетки, расставляют игрушечную чайную посуду.
5. Игра «Подари подарок» (Дети читают стихотворения, поют песни для медвежат).
Результаты реализации проекта :
Выготский Л. С. полагал, что основным средством, позволяющим детям осваивать все более сложные социальные и когнитивные умения, является игра.
Так результаты данного предметно – практичного практикума показали, что использование любимой игрушки в игровой деятельности, необходимо детям раннего возраста в период адаптации к дошкольному образовательному учреждению и, особенно, для тех, у кого этот процесс происходит длительное время и носит болезненный характер. Именно эта игрушка стала первым неодушевленным объектом, с которым у моих «маленьких человечков» начиналась игровая деятельность. Поэтому, когда наш друг - Мишка прикасался и обнимал моих маленьких воспитанников, его мягкая шерстка хорошо успокаивала, и ребенок переставал плакать.
На основе наблюдений за взаимодействием детей раннего возраста с любимой игрушкой были выделены следующие функции:
1. Игрушка выполняет функции психологической защиты для ребенка.
2. Игрушка выполняет функции посредника между взрослым и ребенком, помогает установить эмоционально положительный контакт с ребенком.
3. Любимые игрушки детей помогают им обрести чувство Я и осознать свои переживания. Именно с мишкой мы дети проигрывали и переживали все, что с ними происходит: сон, кормление, игра, ожидание родителей и так далее.
В результате работы детей с тяжёлой степенью адаптации не наблюдалось.
Таким образом, введение любимой игрушки в процесс адаптации к дошкольному образовательному учреждению помогает ребенку преодолеть различные негативные переживания, свойственные детям в данный период (страх, одиночество, разлуку с родителями, изменения обстановки и режима дня).
Я, конечно, понимаю, что не открыла Америку, не изобрела велосипед. Но я старалась взять все лучшее, что развивалось годами в области отечественной педагогики, и умножить это на современные методики, попробовала внести немного нового подхода к проблемам адаптации в детском саду. Для меня очень важно, чтобы мой практикум, который оказал мне неоценимую пользу, будет применимым моими коллегами для решения достаточно значимых задач во время адаптации ребенка к детскому саду.
Нет никого на свете изобретательнее человека. Чего он только ни придумает! Вот и я надеюсь, что в далеком будущем, мой практикум приобретет новую значимость в руках творческого человека. А закончить я бы хотела словами словами героя фильма "Весна на заречной улице" Саша Савченко, который отвечая на вопрос экзаменационного билета, что такое «многоточие» сказал: «Многоточие ставится в конце предложения или целого рассказа, когда он не закончен и многое ещё осталось впереди…».
Видео : https://www.youtube.com/embed/hmPOvTJ1RZ0Литература
Аверина И. Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практ. пособие/ И. Е. Аверина. – 4-е изд. – М. : Айрис-пресс, 2008. – 144 с.
Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. 2006г.
Ветрова В. В. «Во что играть с ребенком до 3 лет» М., 2008
Воспитание детей в игре. /под ред. Менджерицкой Д. В. – М. : Просвещение, 1979г. Давыдова О. И., Майер А. А «Адаптационные группы в ДОУ Методическое пособие» М, 2005
Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / под ред. Новосёловой С. Л. – М. : Просвещение, 1985г
Интернет-ресурсы: Картинки https://go.mail.ru/search?mailru
Книга для чтения в детском саду и дома : 2-4 года: Пособие для воспитателей детского сада и родителей / Составитель В. В. Гербова и др. – М. : Оникс, 2011 – 272 с. Комплексные занятия по программе «От рожлдения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Первая младшая группа / авт сост. О. П. Власенко [и др. ]. – Волгоград: Учитель, 2011. – 292 с.
Косаковская Е. А. «Игрушка в жизни ребенка».2005г.
Лаптева Г. В. Развивающие прогулки для детей 1,5 – 3 лет. Весна. Лето. СПб. : Речь, 2011.
Развернутое перспективное планирование по программе «Радуга». Первая младшая группа / авт. -сост. О. П. Власенко, М. В, Косьяненко, В. Н. Мезенцева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 139 с.
Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ: Учебно-методическое пособие / составитель Дёмина Е. С. – М. : ТЦ «Сфера», 2006г.
Теплюк С. Н. занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошк. Учреждений. – М. : Гаманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 160 с.
Полозова Е. В. «Продуктивная деятельность с детьми раннего возраста» Воронеж, 2007
Халезова Н. Б. «Лепка в детском саду» М., 2008
Хомякова Е. Е. «Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста» М., 2009
Янушко Е. А. «Аппликация с детьми раннего возраста» М., 2007