МААМ-картинки

Практикум-семинар для педагогов «Музыкотерапия как средство здоровьесберегающей технологии для дошкольников»

Кызынгашева Татьяна Александровна
Практикум-семинар для педагогов «Музыкотерапия как средство здоровьесберегающей технологии для дошкольников»

Цель: повышение профессиональных компетенций педагогов дошкольного образования в вопросе использования здоровьесберегающих технологиймузыкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста.

Задачи:

1. Информировать педагогов ДОУ о важности использования здоровьесберегающих технологий (музыкотерапии) в образовательном процессе;

Публикация «Практикум-семинар для педагогов „Музыкотерапия как средство здоровьесберегающей технологии для дошкольников“» размещена в разделах

2. Обучить педагогов ДОУ различным способам использования музыки в работе с дошкольниками.

Методическое обеспечение:

-фонотека музыкальных произведений по данной теме;

-памятки по использованию музыкотерапии в режимных моментах;

Оборудование и материалы:

-Проигрыватель. Компьютер. Флешка.

План проведения.

1. Теоретическая часть.

«Здоровьесберегающих технологий – музыкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста». Просмотр презентации.

2. Практическая часть.

Прослушать фрагмент музыкального произведения, определить для какого режимного момента подходит музыка.

3. Рефлексия.

Ход семинара-практикума.

1. Теоретическая часть.

Актуальность: Музыка относится к числу искусств, которые вызывают наиболее сильный отклик в душе человека. Она может оказывать непосредственное влияние на его эмоциональный мир. Приобщение детей дошкольного возраста к миру музыки оказывает воздействие на формирование ценностного отношения к искусству и окружающей действительности, способствует личностному развитию.

Отечественными учеными — В. М. Бехтеревым, И. М. Сеченовым, С. С. Корсаковым, Г. П. Шипулиным и другими было установлено, что положительные эмоции, возникающие от общения с музыкой, оказывают лечебное воздействие на психосоматические процессы,

содействуют психоэмоциональному настрою человека, мобилизуют резервные силы и обусловливают творчество во всех областях искусства в целом.

В последние годы значительно возрос интерес специалистов к механизму воздействия искусства на ребенка в процессе воспитания и обучения. Используя искусство в целях воспитания ребенка, можно параллельно решать задачи, связанные с его физическим и эмоциональным состоянием, воспитанием и коррекцией проявления отдельных личностных качеств, активизацией творческих проявлений и т. д.

Музыка достаточно широко используется в дошкольных образовательных учреждениях как средство воспитания и обучения детей. Она постоянно звучит на музыкальных занятиях, во время развлечений, праздников, в самостоятельной музыкальной деятельности детей. Однако этим не исчерпываются ее возможности. Возможно расширить рамки использования музыки в режиме дошкольного учреждения.

«Здоровьесберегающие технологии» – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

К сожалению, музыкальная деятельность в детском саду чаще ограничивается традиционными видами организации детей. Хотелось бы, чтобы музыка не заканчивалась на пороге музыкального зала, а звучала на протяжении всего дня, обогащая эмоциональную сферу ребенка новыми впечатлениями.

МУЗЫКОТЕРАПИЯ – это контролируемое использование музыки в коррекции психологической и эмоциональной сферы. Непосредственно лечебное действие музыки на нервно – психологическую сферу детей происходит при ее пассивном и активном восприятии ребенка. Музыка – это лекарство, которое слушают.

Музыкотерапия - это особый вид музыкальной деятельности, направленной на профилактику, оздоровление и коррекцию различных психологических и эмоциональных, поведенческих отклонений, на реабилитацию личности средствами музыкального искусства. Музыка выполняет седативную (релаксационную, стимулирующую функции).

Седативная (релаксационная) функция связана с тем, что в результате специально организованной музыкальной деятельности снимается мышечное и эмоциональное напряжение, ребенок успокаивается, восстанавливает физические и эмоциональные силы.

Стимулирующая функция, направлена на мобилизацию и активизацию всех физических и эмоциональных возможностей человека: приводит в тонус мышцы, жизненно важные системы организма, наполняет позитивными, яркими эмоциями и дарит хорошее настроение. При этом используется мажорная, ритмичная, танцевальная музыка.

Предлагаю познакомиться с различными формами использования музыки (музыкотерапии) в образовательном процессе

В детском саду музыка необходима детям в течение всего дня. Это не значит, что она должна звучать непрерывно и громко. Музыка должна прослушиваться детьми дозировано, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей.

Отношение к музыке в нашем обществе несколько иначе, чем раньше, музыкальная среда заполнена эстрадно-развлекательной музыкой, поэтому важно поддерживать интерес детей к классической и народной музыке.

1. Утро, прием детей.

Если детей утром в группе будет встречать приветливый воспитатель, который предусмотрительно включит солнечную мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом. Ведь каждый день ребёнку наносится, пусть незаметная, травма-ситуация отрыва от дома и родителей. Поэтому одной из оздоровительно-профилактических задач ДОУ должно стать создание оптимальных условий ежедневного приёма детей в их второй дом - детский сад. И музыка в этом плане оказывает неоценимую услугу.

(Видео прием детей в дс)

2. Утренняя гимнастика

Физ. Минутки. Динамические паузы.

Музыка, сопровождая утреннюю зарядку и физ минутки, активизирует детей, значительно повышает качество выполняемых упражнений, подготавливает к различным видам деятельности, совершенствуется координация движений, повышается жизненный тонус, музыка способствует радостному настроению и благоприятно сказывается на состоянии всего огранизма. При выполнении упражнений с музыкальным сопровождением улучшается легочная вентиляция.

3. На занятиях располагающую детей к творчеству (рисование, аппликация, лепка) можно использовать спокойную лирическую музыку.

На занятиях музыка развивает творческое воображение и фантазию, для создания определенного психологического и эмоционального настроя, ассоциативных связей.

(Видео занятие рисование, лепка.)

4. Музыка для дневного сна

Дневной сон проходит под тихую, спокойную музыку. Известно, что сон рассматривается как проявление сложноорганизованной деятельности ряда мозговых структур. Отсюда его важнейшая роль в обеспечении нервно-психического здоровья детей. Музыка во время сна оказывает оздоровляющее терапевтическое воздействие.

5. Методика музыкально-рефлекторного пробуждения

Следующим моментом, заслуживающим внимание педагогов, является методика музыкально-рефлекторного пробуждения малышей после дневного сна. Эта методика разработана Н. Ефименко в противовес стандартному пробуждению детей по громкой команде воспитателя: «подъем!» Этот вариант подъема малышей наносит определенную психическую травму ребенку, особенно замедленного типа нервной системы. Для пробуждения надо использовать тихую, нежную, легкую, радостную музыку. Десятиминутная композиция должна быть постоянной в течение примерно месяца, чтобы у ребенка выработался рефлекс просыпания. Услышав звучание привычной музыки, малыши будут легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности. Кроме того, под музыку можно провести комплексы упражнений, не поднимая с кровати детей.

6. Прогулка. (Подвижные игры.)

Использование музыки в подвижных играх регулирует двигательную деятельность и активность детей. Движения под музыку воспитывает чувство ритма, активизирует внимание. Игры под музыку объединяют детей общим настроением.

Игры – превращения помогают детям владеть мышцами своего тела, произвольно напрягать и расслаблять их. Музыкальное сопровождение подбирается соответственно содержанию игр. «Деревянные и тряпичные куклы» (Музыка спокойная, легато, «Воробышки и журавли» Под быструю музыку дети весело прыгают, словно воробьи.

7. Релаксация.

Использование музыки в результате применения при релаксации, дети становятся более уравновешенными и спокойными. Музыка позволяет расслабится снять нервное напряжение, активизируется память, воображение, внимание, образное мышление

Особенности использования музыкотерапии :

- громкость звучания музыки должна быть строго дозирована (не громко, но и не тихо);

- использовать для прослушивания следует те произведения, которые нравятся всем детям;

- лучше использовать музыкальные пьесы, знакомые детям (не должны отвлекать внимание новизной);

- продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 минут одновременно

2. Практическая часть.

Прослушать фрагмент музыкального произведения, определить для какого режимного момента подходит музыка.

Таблица №1

Режимный момент Результат воздействия музыки Содержание произведений

Утро, приём детей

Создание положительного эмоционального фона Классические произведения,

детские песни

П. И. Чайковский «Вальс цветов» и

М. Мусоргский «Рассвет на Москве- реке».

В. Моцарт «Маленькая ночная серенада».

М. И. Глинка «Вальс фантазия».

П. И. Чайковский «Апрель».

Г. В. Свиридов «Музыкальный ящик».

Н. А. Римский – Корсаков. Вступление «Три чуда».Детские песни.

Утренняя гимнастика

Физ. минутки

Динамические паузы Заряд бодрости и хорошего настроения на весь день

Положительный эмоциональный заряд

Современная ритмическая музыка, детские песни.

П. И. Чайковский «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».

М. Мусоргский «Рассвет на Москве- реке».

В. Моцарт «Маленькая ночная серенада».

М. И. Глинка «Вальс фантазия».

П. И. Чайковский «Апрель».

Г. В. Свиридов «Музыкальный ящик».

Н. А. Римский – Корсаков. Вступление «Три чуда».

И. Штраус. «На прекрасном голубом Дунае».

Занятия по рисованию,

аппликация,

лепка.

Развитие творческой инициативы, фантазии, воображения

Классические произведения, современная инструментальная музыка, народная музыка

Русские народные мелодии,

Э. Григ. «Утро», М. Мусоргский. «Рассвет на Москве- реке», К. Дебюсси. «Лунный свет», П. И. Чайковский. Вальс цветов из балета «Щелкунчик».

Дневной сон

Эмоциональное расслабление

Классические произведения, современная инструментальная музыка, музыка наполненная звуками природы

Колыбельные: «Тише. Тише»

«Спи- засыпай, маленькая принцесса», «Приход весны», «Засыпающий малыш», «Крепко спи», «Спи, малыш мой, засыпай».

Г. В. Свиридов «Грустная песенка», Ф. Шуберт. «Аве Мария», «Серенада», Ц. А. Кюи. «Колыбельная».

В. А. Моцарт. «Музыкальная шкатулка», Н. А. Римский – Корсаков. «Три чуда. Белка»,П. И. Чайковский. «Танец маленьких лебедей».

Пробуждение детей после дневного сна

Плавный переход из состояния полного покоя к активной деятельности

Классические произведения, современная инструментальная музыка

Э. Григ «Утро»

Ф. Мендельсон «Песня без слов»

В. Моцарт «Сонаты»

К. Сенс-Санс «Аквариум»

Прогулка

(Подвижные игры)

Формировать умение начинать движения с началом музыки, передавать образы птичка летает, зайчик прыгает. Учить менять движения в такт музыки. Детские песни, танцевальные мелодии.

Задорная музыка.

Наблюдения:С. В. Рахманинов «Итальянская полька»; В. Агафонников. «Сани колокольчиками».

Труд детей: Р. н. п. «Ах вы, сени…»

И. Штраус. Полька «Трик – трак».

Расслабление: Н. А. Римский- Корсаков. Опера «Снегурочка», песни, пляски птиц.

Релаксация

Снятие психического напряжения

Классические произведения, современная инструментальная музыка; музыка наполненная звуками природы

К. Дебюсси «Облака»

К. Сен-Санс «Карнавал животных»

А. П. Бородин «Ноктюрн»

К. В. Глюк «Мелодия»

Ф. Шуберт «Вечерняя серенада»

Р. Шуман «Детские сцены», «Грезы»

Таким образом: влияние музыки на организм очень широко. Музыка может стимулировать интеллектуальную деятельность, поддерживать вдохновение, развивать эстетические качества ребенка. Гармоничная музыка способна сосредотачивать внимание дошкольников. Регулярное использование музыки при проведении режимных моментов приведет к тому, что дети, самостоятельно реагируя на смену мелодии, сами смогут определять момент перехода от одного вида деятельности к другому. Мы с вами должны помочь детям достичь состояния психологического комфорта.

3 Заключительная часть. Рефлексия.

Подведем итоги нашей работы. Сегодня мы расширили и систематизировали знания о применении музыкотерапии в режимных моментах.

Релаксация «Волшебный сон»

Звучит спокойная музыка со звуками природы. Педагог предлагает сесть удобнее, расслабиться, закрыть глаза. Установка: «Вы сейчас погрузитесь в волшебный сон. Спокойно отдыхайте, закрыв глаза. Пусть каждому присниться хороший добрый сон».

Ресницы опускаются…

Глаза закрываются…

Мы спокойно отдыхаем (2раза,

Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко…

Наши руки отдыхают…

Ноги тоже отдыхают…

Отдыхают, засыпают… (2 раза)

Шея не напряжена,

А расслаблена…

Губы чуть приоткрываются,

Всё чудесно расслабляется… (2 раза)

Дышится легко… ровно… глубоко…

Напряженье улетело…

И расслаблено всё тело (2раза,

Будто мы лежим на травке,

На зелёной, мягкой травке…

Греет солнышко сейчас…

Ноги тёплые у нас…

Дышится легко… ровно… глубоко…

Губы тёплые и вялые

И нисколько не усталые.

Мы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали.

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Спасибо за участие.

Вручить педагогам памятки с перечнем музыкальных произведений для режимных моментов.

Прикреплённые файлы:

muzykaterapija_d8vb3.pptx | 1188,43 Кб
 
Публикации по теме:

Семинар-практикум «Мотивационные предпосылки и нетрадиционные технологии для развития творчества у дошкольников» Семинар-практикум «Внедрение ФГОС по образовательным областям " тема «Мотивационные предпосылки и нетрадиционные технологии для развития.

Семинар-практикум для педагогов «Робототехника и конструирование в системе инженерного творчества дошкольников»Семинар-практикум для педагогов «Робототехника и конструирование в системе инженерного творчества дошкольников» Семинар-практикум для педагогов «Робототехника и конструирование в системе инженерного творчества дошкольников» 30 января в нашем детском.

Семинар-практикум для педагогов «Стресс и как с ним бороться» Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах борьбы со стрессовыми состояниями. Задачи: 1. Формирование представлений о стрессе.

Семинар-практикум для воспитателей «Повышение компетенции педагогов в области патриотического воспитания дошкольников» Цель: Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах патриотического воспитания дошкольников, установить тесное.

Семинар-практикум «Использование ТРИЗ-технологии в ДОУ»Семинар-практикум «Использование ТРИЗ-технологии в ДОУ» Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ - важное условие достижения нового качества дошкольного образования в процессе.

Семинар-практикум «Нетрадиционное использование сказочного материала по рекомендациям ТРИЗ технологии в детском саду» Добрый день, уважаемое жюри, уважаемые коллеги! Для меня огромная честь снова выступать перед вами. Готовясь к сегодняшнему дню, я стала.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Практикум-семинар для педагогов «Музыкотерапия как средство здоровьесберегающей технологии для дошкольников»
Опубликовано: 25 января 2024 в 13:49
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД