Татьяна Гречкина
Праздник правильной речи
▼ Скачать + Заказать документы
ПРАЗДНИК ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ
Цель:
формирование у детей правильной, четкой, умеренно громкой выразительной речи с соответствующим возрасту словарным запасом и уровнем развития связной речи.
Задачи:
• закреплять правильные речевые навыки;
• развивать у детей память, внимание;
• закреплять навыки быстрого переключения внимания на смену видов деятельности;
Публикация «Праздник правильной речи» размещена в разделах
• дать возможность каждому ребенку продемонстрировать свои успехи в овладении правильной речью, выступить перед большой аудиторией слушателей: родителями, сотрудниками детского сада, своими друзьями;
• воспитывать у детей эстетические чувства;
• повышать интерес к русскому языку.
Входит ФЕЯ с волшебной палочкой: Ой, сколько гостей! Здравствуйте! А это кто? (Сидят буквы среди ромашек и спят). Посмотрите, они все спят. Какое-то сонное ромашковое царство (Тормошит буквы). Да это буквы. Значит, я попала в волшебную страну АБВГД-ейка, в которой живут буквы. Что же придумать? Как же мне их пробудить? Попробуем. (Поднимает ромашку – на ней написана загадка). Помогите мне отгадать загадки, может тогда они проснутся?
1. Черные птички
На каждой страничке,
Молчат, ожидают,
Кто их прочитает. (Буквы)
2. Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком.
Разговаривает с нами
Всем понятным языком. (Книга)
3. Грамоты не знаю,
А весь век пишу. (Ручка)
Фея: Молодцы! Вы отгадали загадки. Смотрите, наши буквы просыпаются! (Буквы открывают глаза и поднимаются)
А для чего нам нужны буквы? (Дети отвечают) Правильно. Они
нужны нам, чтобы читать, писать, составлять слова.
Ведущий: Здравствуйте, дорогие гости! Мы приглашаем вас в путешествие по стране правильной речи.
Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо.
Ясно, четко говорим,
Потому что не спешим!
У нас во рту живет язык.
К словам знакомым он привык.
Легко сказать ему: «вода»,
«Утенок, небо, нет и да».
1-й ребенок:
А теперь наш язычок
Скажет: Чики-чики-чок!
Сел на дудочку сверчок.
Скажем вместе: ща-ща-ща,
Рыбы нет вкусней леща!
Повторите: жа-жа-жа,
Вы не видели ежа?
Если ж видели ежа,
То скажите: жа-жа-жа!
Если ж видели леща,
То скажите: ща-ща-ща!
Если ж видели грача,
Отвечайте: ча - ча –ча!
Чики – чики- чок,
Стал послушней язычок!
Ведущий: Сегодня в стране Правильной речи праздник. У нас в гостях буквы.
2-й ребенок: Тридцать три родных сестрицы
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся.
3-й ребенок: К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы,
Очень просят всех ребят
С ними подружиться.
4-й ребенок: А, Бэ, Вэ, Гэ, Дэ, Е, Жэ –
Прикатили на еже.
5-й ребенок: Зэ, И, Ка, эЛЬ, эМ, эН, О –
Дружно вылезли в окно.
6-й ребенок: Пэ, эР, эС. Тэ, У, эФ, Ха –
Оседлали петуха.
7-й ребенок: Цэ, Чэ, Ша, Ща, Э, Ю, Я –
Все теперь мои друзья!
8-й ребенок: Пять сестренок опоздали –
Заигрались в прятки.
А теперь все буквы встали
В азбучном порядке.
Познакомьтесь с ними, дети,
Вот они стоят рядком.
Очень плохо жить на свете
Тем, кто с ними не знаком.
Ведущий: Споем песенку о буквах «Малышки из книжки»
(Из букв на III куплете составляются слова: САД, МИР, ДОМ, ЛЕС)
Логопед: Работает аттракцион «Живая буква» :
Картина – Д. О. М. - живые буквы
Картина – Л. У. К. - живые буквы
Картина – С. Ы. Р. - живые буквы Картина - С. О. М. - живые буквы выбираются из общих букв.
Ведущий: Поскольку буквы живые, они умеют танцевать.
Исполняется танец «Казачок».
Ведущий: Дорогие гости, послушайте, как буквы умеют красиво читать стихи.
А: Я хочу быть агрономом,
Я смогу и астрономом,
Архитектором, артистом,
А ещё…аквалангистом.
Д: В лесу под щебет и под свист
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово, дрозд-приятель»!
И ставит подпись: «дятел».
Ж: Жук – жучок отвечал урок.
Вместо слов «ручей журчит»
Написал «жучей жужжит».
З: Едет зайка на трамвае,
Едет зайка, рассуждает:
«Если я купил билет,
Кто я – заяц или нет?»
К: На лугу поспела кашка.
Кашку ест корова Машка.
Машке нравится обед:
Ничего вкуснее нет.
М: Нос суёт свой Игорёк
То в варенье,
То в медок.
Ой, боюсь я,
Как бы нос
К банке с медом
Не прирос.
О: Осинку окрасила
Осень.
Осинка мне нравится
Очень.
Она позолотой блистает,
Одно только жаль –
Облетает.
П: Петрушка – озорник привез
На самый полюс
Пылесос.
Он в пять минут почистил
Льдину,
Ну, а потом – пиджак
Пингвину.
Р: В тихой речке у причала
Рыбка рыбку повстречала:
-Здравствуй!
-Здравствуй!
-Как дела?
-На рыбалке я была.
Я удила рыбака,
Дядю Петю – чудака.
-Где же твой рыбак?
Попался?
-Нет, ушел хитрец!
Сорвался.
С: Сломалась игрушка – сумей починить,
А новую сам научись смастерить.
Недаром ребятам смекалка дана,
Во всем и везде помогает она.
Т: Весит слон
Триста тонн.
Тонна – ушко,
Тонна – ножка,
Вот так крошка.
Ч: Ученик учил уроки:
У него в чернилах щёки.
Ф: Фокусник во фрак одет.
Факел превратит в букет,
Фея выскочит оттуда,
Фокус это или чудо?
Х: Хорек ходил на елку
К волку.
Унес хлопушку
Втихомолку.
Теперь хорек
Своей хлопушкой
Зверей пугает,
Словно пушкой.
Ц: Цапля, стоя на крыльце,
Объясняет букву Ц:
-Подойди, цыпленок Цып,
Повторяй-ка: цып, цып, цып.
Ю: Юра только сел на стул,
Ножки свесил и заснул.
Юра очень утомился –
Целый день юлой крутился.
Я: Вот и доехали, друзья,
Мы до последней буквы «Я».
А эта буква оттого
Считается последней,
Что ты себя же самого
Не ставишь в ряд передний.
Ведущий: Наши буквы вам споют «Озорные частушки» :
1. Не понять никак нам Дашу, 5. «К» в карман к монтеру – прыг,
Ведь во рту у Даши каша. А в кармане ролики.
Но не гречка и не плов – Из кармана в тот же миг
Эта каша - то из слов. Выскочили кролики.
2. Букву Р наш поросенок 6. Вот какая смехота -
Громко хрюкает с пеленок. «Р» свалилась на кота.
Буду крепко с ним дружить – Кот не кот теперь, а крот!
Р поможет мне учить. Роет он подземный ход.
3. На уроки к логопеду 7. Как-то вздумали газели
Аж вприпрыжку я бегу: С буквой «Т» затеять игры.
Ведь учительнице строгой И за это чуть не съели
Показать язык смогу! Их безжалостные «тигры».
4. Мы расселись по порядку, 8. Букву «Д» на дне пруда
Дружно делаем зарядку. Отыскали раки.
Не ногами, не руками, С той поры у них беда:
А своими язычками. То и дело – драки!
Ведущий: Сейчас мы проведем викторину пословиц. Слава и Таня Знают только начало пословиц, а вы подскажите им концовку:
1. Кто много читает… тот много знает.
2. Книгу читаешь, …. как на крыльях летаешь.
3. Мир освещается солнцем… а человек знанием.
4. Не спеши языком…. торопись делом.
5. Труд человека кормит… а лень портит.
6. Семь раз отмерь… один раз отрежь.
7. Дело мастера …. боится.
8. Семеро одного … не ждут.
Ведущий: Встречайте нашего гостя! (Сказочный герой кукольного театра Петрушка)
Он хочет поиграть с вами в игру «Подскажи Петрушке звук».
Ведущий: А наши живые буквы умеют еще и танцевать. Они исполнят русский хоровод «Выйду ль я на реченьку».
Ведущий: Пришел черед сыграть нам в игру «Скажи наоборот». Её проведет Саша: Скажу я слово «высоко»,
А ты ответишь: «низко».
Скажу я слово «далеко»,
А ты ответишь «близко».
Скажу я слово «трус»,
Ответишь ты: «храбрец».
Теперь «начало» я скажу,
Ну, отвечай: «конец».
Ведущий: Живые буквы хотят ещё спеть песенку «Проказник- поросенок».
Ведущий: Посмотрите сказку Д. Самойлова «Слоненок пошел учиться».
Ребенок: Жил – был слоненок
У мамы Слонихи,
Он был хороший, тихий.
Он очень хотел учиться.
Сидеть без дела
Ему надоело.
Стал он в школу проситься:
Слоненок: Мама, я хочу учиться.
Слониха: Почему тебе вечно не спится?
Закрой глазки,
Расскажу тебе сказки.
Слоненок: Не надо мне сказки.
Я хочу учиться!
Слониха: Нет с тобой сладу.
Хочешь кусок шоколаду?
Слоненок: Не надо. Я хочу учиться!
(плаксиво) Мама, я хочу учиться!
(Стук в дверь. Выходит Волчица)
Слониха: Вы видите, что творится!
Целый день он твердит о школе,
У меня от этого головные боли.
Слоненок: А я все равно хочу учиться!
Слониха: Что же делать, Волчица?
Волчица: А очень просто!
Есть школа для мышей.
Туда принимают малышей
Любого роста.
(Выставляются столы и появляются Мышата)
Ребенок: Мышиная школа – на горе,
В большой норе.
В этой школе широкие двери,
Чтобы входили все звери,
И маленькие окошки,
Чтоб не пролезли кошки.
Из трубы идет дым,
Пойдем, поглядим.
(Выходит В мышиной школе идет урок.
Сурок) Пение преподает Сурок.
Слониха: Простите, дорогой Сурок,
Уважаемый педагог.
Мой Слоненок пришел учиться.
Год ему уже шестой.
Он такой у меня развитой,
Такой старательный,
Такой внимательный,
Такой замечательный.
Сурок: Ну что ж, устроим экзамен подробный.
Заходи – ка, Слоненок, в класс.
Ах, какой ты большой у нас!
Ну как? Уселся?
Слоненок: Да.
Сурок: Как тебя зовут?
Слоненок: Не знаю.
Сурок: А сколько тебе лет?
Слоненок: Не знаю.
Сурок: А что ты ел на обед?
Слоненок: Не знаю.
Слониха: Он знает! Он растерялся!
Это простительно малышу.
Разрешите я сама спрошу.
Что ты ел на обед?
(подсказывает) : Брю…
Слоненок: … ки!
Слониха: Не «ки», а «кву»!
Слоненок: Кву.
Слониха: Правильно! Брюкву! А что ещё?
(подсказывает) : Клю…
Слоненок: … кву.
Слониха: Правильно! Клюкву. С чем?
(подсказывает) : С бул…
Слоненок: … кой!
Слониха: С какой?
Слоненок: Со сдобной.
Слониха: Вот видите, какой он у меня способный!
Сурок: Да, конечно, способности есть.
А ты мог бы что-нибудь прочесть?
Слоненок: Не умею.
Сурок: Я сам его не могу принять.
Пойдемте к директору,
Госпожа Слониха.
А вы, Мышата, сидите тихо.
Мышата: Ой! Ой! Ой!
1-й Какой он большой!
2-й Он намного больше нас,
А явился в первый класс,
Стыдно!
3-й Он считать не умеет.
Писать не умеет.
4-й Ленивый видно,
Стыдно, стыдно!
1-й Такой здоровенный! Слон!
2-й Слонище! Слонятина!
3-й Он как дом!
4-й Нет, как целая улица!
1-й Как земной шар!
2-й Он, наверное, стар!
(Слоненок плачет)
1-й Мышата!
Пусть он ходит в наш класс!
2-й Мы и в науке поможем тебе!
3-й Видишь эти буквы? Это А и Б.
4-й Повтори: А и Б.
Слоненок: А и Б.
Мышата (все) : Молодец!
3-й Так. А теперь бери мел.
Слоненок: Это мел?
2-й Но зачем ты его съел?
Слоненок: А я думал, что это рафинад.
И попробовать захотел.
1-й А это доска.
Вот так пишется буква «К».
Похожа на человечка: здесь рука,
А тут две ноги.
Слоненок: Не получается. Помоги!
1-й Хорошо! Помогу. А это буква «У».
К и У - будет КУ.
К и О - будет КО.
Слоненок: Ку – ку – ку! Ко – ко – ко!
Это совсем нелегко.
Мышата: Ничего, мы поможем тебе!
Слоненок: А я научу вас играть на трубе.
3-й Значит, ты умеешь играть на трубе.
Даже по нотам?
Слоненок: Конечно по нотам.
Пустяки! Чего там! Ба!
А вот на стене висит труба.
Давайте споем и сыграем.
Итак, начинаем.
(Исполняется песенка – мышата поют и пляшут)
Мышата: Слон играет на трубе,
А мышата пляшут.
Как платочками, они
Хвостиками машут.
Тра – та – та труба играет,
И от этой суеты
Убегают, удирают
Все окрестные коты!
Слон с мышатами – друзья,
Вместе им не тесно.
Стало весело слону,
Мышкам – интересно.
Тра – та – та –та труба играет,
И от этой суеты
Убегают, удирают
Все окрестные коты!
Научился слон писать,
Он читает книжки.
В арифметике ему
Помогают мышки.
Тра – та – та –та труба играет,
И от этой суеты
Убегают, удирают
Все окрестные коты!
Ведущий: Наш праздник заканчивается. Встанем в круг и споем
«Песенку друзей». Ведь все дети и в детском саду, и в
школе дружат между собой. Любое дело спорится,
когда друзья рядом, когда друзья вместе.
Литература:
1. О. И. Крупенчук Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей. ИД «Литера» - С-П. - 2004
2. В. В. Цвынтарный Играем пальчиками – развиваем речь. М. -2003
3. М. Ю. Картушина Логопедические занятия в детском саду. Методическое пособие. – М. – ТЦ «Сфера» - 2004
4. Т. В. Волосовец Преодоление ОНР у дошкольников. ТЦ «Сфера» –М - 2008.
5. Занимательное азбуковедение. Книга для учителя /Сост. В. В. Волина – М. : Просвещение. 1991 г.