Лучший педагог года

Предания о земле Саратовской, её природе и истории

Марина Максимова
Предания о земле Саратовской, её природе и истории

Ягодная поляна

Все сказки да сказы, были-небыли, чудеса да волшебство дела не только давно минувших дней. И сегодня, бывает, чудеса встречаются. Есть одна такая легенда, дошедшая до нас не как запылившаяся былина, а как то, во что трудно поверить, а проверить можно, но сложно.

Родилась легенда сто с лишним лет назад в чудесном селе Ягодная Поляна Татищевского района и всё ещё жива.

Публикация «Предания о земле Саратовской, её природе и истории» размещена в разделах

Старожилы сказывают дивную историю, известную им от их дедов, про обитающего в окрестных лесах громадного змея – черного цвета, четырех с половиной метров в длину, с ведро в толщину и человеческой головой. Говорит неразборчиво, но понять можно. Сказывают, что некоторые встречали его у дороги, где змей упрашивал поцеловать его. Местные жители уверены, что это нечистый или проклятый, а если исполнить его желание, то, возможно, он в награду укажет на клад.

Говорят еще, что там, где змей появлялся, на будущий год зарождалась лесная земляника, а сам змей более на этом месте не показывался. Может, с этим связано такое богатство местных лесов земляничными полянами, рассыпанными то тут, то там, будто их сеял шальной ветер.

Выходит, у каждого из нас и сегодня есть возможность выяснить – быль это или нет, отправившись в путешествие по нашей богатой историей и природой Саратовской области.

Змеевы горы

Славится своей историей, воинским училищем, да цементом город Вольск Саратовской области на всю Россию. Известны и меловые горы на правом волжском берегу, что протянулись от Вольска в сторону Саратова на тридцать пять километров.

Да мало кто знает, и давно уже нет тех, кто помнил, что в стародавние времена в окрестностях слободы Малыковки – будущего Вольска

– жил огромный змей-полоз. Он разорял местные селения, пожирал домашний скот, не давал покоя местным жителям. Обитал тот змей в урочищах, что сегодня поросли густым лесом и спускаются к самой Волге.

Не находилось силы, способной победить проклятого змея. Все, кто отваживался на борьбу с ним, пропадали без вести. Так и жили люди, смирившись со своей бедой. И уже сами выводили змею на кормление то телят, то овец, лишь бы на них самих не нападал.

Сам змей-полоз привык к такому порядку, считая себя царем здешних земель.

Но вот один сотник, кавалерийский командир, возвращался с похода на крепость Азов под началом царя Петра Великого и решил заглянуть сюда, посмотреть, как люди живут, разузнать, чего хорошего тут есть.

Зашёл сотник в ближайшее от Волги село, идёт по улице, встречных людей расспрашивает. А люди всё нерадостные, неразговорчивые, в ответ только косятся. Запросился сотник к одной бабушке на постой, сел обедать. Бабушка, добрая душа, всё, что есть, на стол поставила, и говорит:

– Извини солдатик, да только ничего мясного или молочного у меня нету, нынче во всём селе не сыскать ни коровы, ни теленка, ни порося, ни овцы.

– А что такое? Мор или чума?

–Да если бы, у нас беда пострашнее.

И рассказала бабушка сотнику всё, как есть. Удивился солдат такому чуду и спрашивает:

– А что же никто не попытался этого гада извести?

– Пытались, соколик, сколько он наших мужиков за эти годы, что тиранит нас, извёл, никто уж не считает. А теперь и некому вызов

кидать, одни стары, другие малы, третьи на войну ушли.

Жалко стало сотнику женщин и детей, стал он думать, как змея извести. Собрал всех сельчан и говорит:

– Думаю змея-полоза хитростью взять. Выроем яму глубокую, сверху бревна подпиленные положим, да землёй присыплем. На приваду пару баранов на прикол поставим. Если змей провалится, то зарубить его уж моя забота.

Так и сделали. Через пару дней всё было готово – и яма глубокая, и бараны из соседней деревни для такого случая пригнанные. Сотник тоже подготовился – взял черенок от лопаты и накрепко примотал к нему саблю, что бы змея в яме сподручнее было рубить.

Пришло утро третьего дня, привязали баранов в центре ловушки, а сотник в ближних кустах залёг, затаился. Час ждёт, три ждёт, уже вечер заходит, а змея всё нет. Сотнику стало невмоготу лежать, не шевелясь, думал и вовсе уйти, так и не дождавшись. Наконец заслышалось издалека шипенье страшное. Видит, ползёт огромный змей, по сторонам глазами стреляет, на солнце переливается, сам чёрный, а по бокам серые молнии. Подполз к баранам, приподнялся над землёй и обрушился на них сверху. Брёвна подломились, не выдержав веса змеиного, с треском провалились вместе с чудищем.

Тут и сотника черёд подошел. Выскочил он из кустов, подбежал к краю ямы, видит – змея брёвнами придавило, извивается он, шипит, того и гляди выберется. Не теряя времени, стал сотник его саблей рубить. Рубил, пока на мелкие куски не покрошил.

Потом эти куски по всем деревням, что вдоль Волги и ныне стоят, растащили как доказательство завершения змеиного террора. Там, где их земле придали, выросли холмы да горы. Их и по сей день зовут – Змеевы горы.

Публикации по теме:

Конспект НОД «Жизнь на земле» Автор: Баловнева Кристина Юрьевна Организация: МДОУ «Д\С №157» Населенный пункт: Челябинская обл., г. Магнитогорск Конспект непосредственно.

Развлечение «Фестиваль подвижных игр и забав народов Саратовской области» (подготовительная к школе группа) Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 21» г. Саратов Развлечение «Фестиваль подвижных игр и забав народов.

Формирование у дошкольников субъектного отношения к природе, истории и культуре родного края Гуреева Елена Анатольевна воспитатель. Высшая квалификационная категория. Структурное подразделение МОУ СОШ №12 Детский сад №65 «Якорёк».

Конспект НОД «Мусор Земле не к лицу» Задачи: продолжать закреплять у детей навыки работы с разнообразными художественными материалами: с бросовым материалом (фантики, пробки,.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Предания старины» Тема: «Придания старины». Цель: Научить детей изготовлению тряпичной «куклы- берегини». Задачи: 1. Познакомить детей с обычаями русского.

Конспект занятия по экологическому воспитанию «Сохраним редкие растения Саратовской области»Конспект занятия по экологическому воспитанию «Сохраним редкие растения Саратовской области» Цель: Формирование экологической культуры в процессе изучения редких растений, становление осознанно-правильного отношения к природе. Задачи:.

Памятка для родителей «Управление Роспотребнадзора по Саратовской области» Памятка для родителей Управление Роспотребнадзора по Саратовской области О здоровом питании детей. Детское питание выделяется в отдельное.

Стенгазета «Поможем Земле вместе»Стенгазета «Поможем Земле вместе» 22 апреля мы с воспитанниками средней специальной группы сделали стенгазету к Дню Земли. В этот день я рассказывала воспитанникам об этом.

Экологическая акция «Подари земле сад»Экологическая акция «Подари земле сад» МБДОУ д/с № 96 г. Владикавказ Экологическая акция «Подари Земле сад». Турманова Галина Виссарионовна, воспитатель. МБДОУ д/с № 96 посетили.

Занятие «Лунтик на Земле» Тема: «Лунтик на Земле» Коррекционно - образовательные: уточнение представлений о космосе, Расширение, активизация словаря по теме «Космос».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Предания о земле Саратовской, её природе и истории
Опубликовано: 30 июня 2019 в 10:50
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД