Папки-передвижки

Предмет и задачи дисциплины «Основы водопользования и водосбережение»

клим аширяев
Предмет и задачи дисциплины «Основы водопользования и водосбережение»

Предмет и задачи дисциплины «Основы водопользования и водосбережение»

Дисциплина «Основы водопользования и водосбережение» является принципиально новой комплексной дисциплиной, которая объединяет естественные, технические и общественные науки.

При использовании водных ресурсов человек оказывает на водные объекты определенное негативное воздействие, изменяя не только их качество, но вместе с тем и условия своего существования. Таким образом, актуальным направлением, которое формируется в процессе взаимодействия человеческого общества и природы, является охрана окружающей природной среды и, в том числе, водных ресурсов.

Публикация «Предмет и задачи дисциплины „Основы водопользования и водосбережение“» размещена в разделах

Основные начала водопользования заложены экологией наукой о взаимодействии и взаимосвязи различных факторов природной среды с живыми организмами.

Взаимодействие человека с водными объектами имеет свою специфику. Человек наделен разумом, и это дает ему возможность осознать свое место в природе и предназначение на Земле. С самого начала развития цивилизации человек задумывался о своей роли в природе. Являясь, безусловно, частью природы, человек создал свою особую среду обитания, которая называется человеческой цивилизацией. По мере развития она все больше вступала в противоречие с природой. Сейчас человечество подошло уже к осознанию того, что дальнейшая эксплуатация природы и, в частности, водных объектов, может угрожать самому его существованию.

Таким образом, предметом изучения дисциплины «Основы водопользования и водосбережение» является взаимодействие и взаимосвязь человека, человеческого общества с водными объектами.

Специфика, цель и задачи дисциплины. Дисциплина «Основы водопользования и водосбережение» имеет две особенности. Во-первых, она является принципиально новой интегрированной дисциплиной, которая связывает физические, химические, биологические и технические явления, образуя мост между естественными, общественными и техническими науками. Во-вторых, она принадлежит к числу дисциплин, которые развиваются не по вертикали (от простого к сложному, а по горизонтали, охватывая все более широкий круг вопросов. Эта дисциплина объединяет деятельность специалистов многих направлений: инженеров, экспериментаторов и ученых-теоретиков, водников, экологов, экономистов, биологов и др.

Ни одна отдельная наука не способна решить все задачи по совершенствованию взаимодействия общества и водных объектов, так как это взаимодействие имеет социальные, экономические, технологические, географические и другие аспекты. Решать эти задачи может лишь интегрированная наука, целью которой является изучение основных закономерностей рационального взаимодействия общества и водных объектов.

Специфика дисциплины «Основы водопользования и водосбережение» определяет и основные задачи, решаемые совместными усилиями многих специалистов.

1. Объективная оценка состояния водопотребления и водоотведения. Оценка состояния использования и охраны водных ресурсов проводится по целому ряду параметров: количество, качество, степень обеспеченности и загрязненности, влияние различных сфер человеческой деятельности на их воспроизводство и т. д.

2. Оптимизация взаимоотношений между человеком, с одной стороны, и водными объектами – с другой. Оптимизация взаимоотношений человеком с водными объектами рассматривается как необходимое условие существования человека.

3. Детальное изучение количественными методами основ структуры и функционирования водных объектов и водохозяйственных систем. Водный объект представляет собой устойчивую и организованную систему, сложившуюся в процессе эволюции органического мира. Водные объект и водохозяйственные системы поддаются моделированию, т. е. можно предсказать, как та или иная система отреагирует на внешнее воздействие. Экосистемный подход – это основа изучения водопользования и водосбережения

Важным разделом дисциплины «Основы водопользования и водосбережение» является водосбережение.

Под водосбережением мы понимаем метод водопользования, который включает широкий комплекс технических, организационно- экономических, юридических и воспитательных мер, направленных на достижение высоких эколого-экономических результатов при наименьших затратах.

Следует отметить, что если с точки зрения отдельного вида технологии есть определенные пределы экономии водных ресурсов, то в масштабах общественного производства возможности по экономии водных ресурсов достаточно большие.

Водосбережение, как отрасль водного хозяйства и научное направление, охватывает широкий спектр технических, экономических и политических проблем.

Водосбережение- предмет науки.

Повышение эффективности водопользования должно основываться на научной методологии, связанной прежде всего с определением предмета и метода науки водосбережения. От правильного определения предмета науки зависят успешный выбор основных направлений эколого-экономических исследований, эффективная взаимосвязь с другими научными направлениями и в немалой степени успешности развития данного научного направления. Система представлений о предмете и методе науки водосбережения еще не сложилась.

Поэтому обоснование предмета и метода водосбережения имеет важное значение для ее статуса как научного направления. Предметом науки водосбережения являются закономерности и факторы (эколого-экономические, правовые, технические, организационные, влияющие на величину расхода и качество воды для установления обоснованных мероприятий по водосбережению.

Содержание науки водосбережения – исследование закономерностей формирования водопотребления и водоотведения. Ее цель- разработка принципов, методов, организационных форм рационального использования и охраны водных ресурсов, например, установление и внедрение прогрессивных норм водопотребления и водоотведения (как индивидуальных так и укрупненных, соответствующих современному уровню развития техники, технологии, экономики и организации водопользования, для систематического снижения расхода воды при проектировании и эксплуатации систем водообеспечения и осуществлении водосберегающих мероприятий.

Метод науки водосбережения. Для развития направления науки водосбережения весьма актуальна задача углубления методологических основ и совершенствование специальных методов исследований. Метод призван выработать систему различных средств и приемов изучения и обобщения закономерностей в развитии процессов водопотребления и водоотведения, дать вытекающее из теории описание того, как должна проявляться научная и практическая деятельность людей в сфере ее приложения к разработке мероприятий по рациональному использованию и охране воды, в частности установлению обоснованных норм и нормативов водопотребления и водоотведения. Методом науки водосбережения является диалектический метод, позволяющий проникать в суть изучаемых явлений и факторов, относящихся к процессам водопотребления и водоотведения. Он реализуется на основе использования как общих научных методов и подходов, к исследованию, так и специфических методов и подходов, свойственных науке водосбережения.

Вследствие общественного характера производственной деятельности по водопотреблению и водоотведению методология исследований водосбережения исходит из принципов и законов экологии, экономики природо-и водопользования. Методическую основу составляют также и другие технические, экономические и статистические науки, как водоснабжение, водоотведение, экономика и статистика водного хозяйства и др.

В водосбережении используются общенаучные методы исследований (анализ, синтез, абстрагирование, построение гипотез, проверка их с помощью логики и наблюдения и т. д.) и большинство аналитических методов, применяемых в технических и статистико-экономических исследованиях (эксперимент, обобщения, группировки, систематизация и классификация, выявление тенденций, аналогии, многовариантность, статистико-математические методы, системный анализ).

Квалифицированный выбор аналитического инструментария обеспечивает проникновение в существо общих и отраслевых технических, эколого-экономических и правовых проблем водосбережения.

В числе общих методов и подходов можно также выделить следующие:

- расчетный метод, основанный на данных расчета по всем нормообразующим элементам и на анализе условий хозяйственно-бытового и производственного водопотребления и водоотведения;

- cистемный подход, суть которого заключается в рассмотрении водосбережения как динамически развивающегося целого и исследовании его во всех связях и зависимостях при использовании не только данной но и других наук, изучающих эти же явления;

- cтруктурный подход, заключается в исследовании водосбережения путем его разложения на составляющие структурные элементы и их изучения во взаимосвязи, поскольку в реальных условиях каждый элемент воздействует как на все другие элементы, так и на водопользование в целом. Тем самым создается возможность вскрыть закономерности, связи элементов водопользования, а также их соотношение и субординацию

- научный эксперимент, который служит для обобщения и проверки теоретических выводов науки водосбережения. Он может проводиться на условных статистических и экономико-математических моделях в лабораторных условиях, а также на специально выделяемых участках, в цехах, на предприятиях, в водопроводно-канализационных комплексах.

Системный подход в исследовании проблем водосбережения.

Ни одна отдельная наука не способна решить все задачи по совершенствованию взаимодействия общества с водными ресурсами, так как это взаимодействие имеет социальные, экономические, технологические, географические и другие аспекты. Решать эти задачи может лишь интегрированная наука, целью которой является изучение основных закономерностей рационального взаимодействия общества и водных ресурсов. Экосистемный подход – это основа изучения водосбережения.

Особо следует остановиться на системном подходе к проблемам водосбережения, который определяет необходимость прослеживать их по всей цепочке производства воды (изыскание, подача, очистка, хранение, распределение, использование, отведение, сброс воды) с учетом их взаимосвязи и взаимозависимости.

Существенным элементом методологии системного анализа является принципиальная последовательность этапов и работ, представляемая таким образом :

1. постановка проблемы (формулировка, развитие в прошлом и будущем, связь с другими проблемами, логическая структура проблемы)

2. определение и анализ структуры системы (выявление недостатков функционирования системы, специфические задачи, выделение элементов системы)

3. формирование общей цели и критерия системы

4. декомпозиция целей, выявление потребности в ресурсах и процессах

5. прогноз и анализ будущих условий (анализ устойчивых тенденций развития системы и др.)

Научное развитие водосбережения связано с расширением применения количественных, в особенности экономико- математических методов исследований, в том числе линейного программирования, корреляционного анализа и др. на основе широкого использования вычислительной техники.

Для осуществления водосбережения необходимо развитие ресурсосберегающих технологий и снижение доли экологически грязных производств, внедрение экологических условий и требований во все разрабатываемые государственные, региональные и отраслевые программы путем совершенствования правовых и экономических механизмов водопользования, государственного и производственного контроля и мониторинга, статистики, оптимизации разрешительной системы водопользования и экологической экспертизы. Кроме того необходимо совершенствовать экологизацию законодательства, образования, общественного сознания и др.

Таким образом, «Основы водопользования и водосбережение» – комплексная, научно-практическая дисциплина, исследующая общие принципы рационального использования водных ресурсов и призванная быть основой оптимизации взаимоотношений человека с водной средой.

Контрольные вопросы:

1. Предмет дисциплины «Основы водопользования и водосбережение».

2. Специфика, цель и задачи дисциплины Основы водопользования и водосбережение

3. Сущность водосбережения.

4. Предмет и содержание науки водосбережения.

5. Метод науки водосбережения.

6. Системный подход в исследовании проблем водосбережения.

Аширяев К. Ш. проф. ,эксперт по управлению водопользованием и водосбережению

г. Алматы,11.03.21

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Найди предмет по контурному изображению»Дидактическая игра «Найди предмет по контурному изображению» Дидактическая игра "Найди предмет по контурному изображению". Важной задачей, стоящей перед учителем, является развитие любознательности,.

Дидактическая игра «Покажи предмет» для детей младшего возрастаДидактическая игра «Покажи предмет» для детей младшего возраста Цель игры: учить детей выделять форму конкретного предмета окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами, закреплять названия.

Дидактическая игра с предметными карточками «Найди предмет».Дидактическая игра с предметными карточками «Найди предмет». Дидактические игры, применяемые на занятиях, делают обучение более эмоциональным и занимательным. Придумано много дидактических игр и сделано.

Дидактическая игра «Угадай предмет на ощупь»Дидактическая игра «Угадай предмет на ощупь» Выдающийся педагог В,А Сухомлинский сказал :"Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев".Логопеды и психологи подтверждают его слова,уделяя.

Дидактическая игра «Укрась предмет» для детей 3–5 летДидактическая игра «Укрась предмет» для детей 3–5 лет Выполнила воспитатель высшей категории Марутян Г. В Дидактическая игра - это одно из средств обучения детей дошкольного возраста. Она дает.

Дидактическая игра для 1 класса коррекционной школы VIII вида «Узнай предмет по силуэту»Дидактическая игра для 1 класса коррекционной школы VIII вида «Узнай предмет по силуэту» В младших классах коррекционных школ VIII вида одним из эффективных методов, активно воздействующих на познавательную деятельность детей,.

Конспект беседы «Неизвестный предмет» с детьми средней группы Задачи. • Формирование знаний у детей, что нельзя брать неизвестные предметы, так как они могут оказаться опасными для жизни. • При обнаружении.

Лэпбук «Основы сенсорики»Лэпбук «Основы сенсорики» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу представить Вашему вниманию свой новый лэпбук под названием «Основы сенсорики». Данный.

Задачи музыкального образования Кондратьева Ирина Николаевна преподаватель высшей категории хора и теоретических дисциплин НР МБУ ДО «Детская школа искусств им. Г. С. Райшева».

Проектные задачи в начальной школеПроектные задачи в начальной школе Проектная задача - система заданий, целенаправленно стимулирующая действия детей на получение ещё никогда не существовавшего в практике.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Предмет и задачи дисциплины «Основы водопользования и водосбережение»
Опубликовано: 11 марта 2021 в 14:21
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД