Папки-передвижки

Предмет, задачи и содержание дисциплины и науки «Основы устойчивого водопользования»

клим аширяев
Предмет, задачи и содержание дисциплины и науки «Основы устойчивого водопользования»

Предмет, задачи и содержание дисциплины и науки «Основы устойчивого водопользования»

При использовании водных ресурсов человек оказывает на водные объекты определенное негативное воздействие, изменяя не только их качество, но вместе с тем и условия своего существования. Таким образом, актуальным направлением, которое формируется в процессе взаимодействия человеческого общества и водных объектов, является сохранение окружающей природной среды и, в том числе, водных ресурсов.

Публикация «Предмет, задачи и содержание дисциплины и науки „Основы устойчивого водопользования“» размещена в разделах

Сущность устойчивого водопользования. Устойчивое водопользование заключается в обеспечении надежного, экологически безопасного и рационального водопользования; сохранения водоресурсного равновесия, снижение водоемкости продукции и сброса загрязненных сточных вод различных производств, и уменьшения воздействия на биосферные процессы обмена веществ и энергии.

Методологические основы устойчивого водопользования заложены экологией - наукой о взаимодействии и взаимосвязи различных факторов природной среды с живыми организмами.

Предметом изучения дисциплины «Основы устойчивого водопользования» является взаимодействие и взаимосвязь человека, человеческого общества с водными объектами и водными ресурсами.

Дисциплина «Основы устойчивого водопользования» является принципиально новой комплексной дисциплиной, которая объединяет естественные, технические и общественные науки.

Специфика дисциплины. Дисциплина «Основы устойчивого водопользования» имеет две особенности. Во-первых, она является принципиально новой интегрированной дисциплиной, которая связывает физические, химические, биологические и технические явления, образуя мост между естественными, общественными и техническими науками. Во-вторых, она принадлежит к числу дисциплин, которые развиваются не вертикали (от простого к сложному, а по горизонтали, охватывая все более широкий круг вопросов. Эта дисциплина объединяет деятельность специалистов многих направлений: инженеров, экспериментаторов и ученых-теоретиков, водников, химиков, медиков, биологов и др.

Ни одна отдельная наука не способна решить все задачи по совершенствованию взаимодействия общества и природы, так как это взаимодействие имеет социальные, экономические, технологические, географические и другие аспекты. Решать эти задачи может лишь интегрированная наука, целью которой является изучение основных закономерностей рационального взаимодействия общества и природы и, в частности, водных ресурсов. Экосистемный подход – это основа изучения водопользования и охраны водных ресурсов.

Задачи дисциплины. Специфика дисциплины «Основы устойчивого водопользования» определяет и основные задачи, решаемые совместными усилиями многих специалистов.

1. Объективная оценка состояния общественного и производственного водопотребления-водопользования. Оценка состояния использования и охраны водных ресурсов проводится по целому ряду параметров: количество, качество, степень обеспеченности и загрязненности, влияние различных сфер человеческой деятельности на их воспроизводство и т. д.

2. Оптимизация взаимоотношений человеком с водохозяйственными системами рассматривается как необходимое условие эффективного водопользования и водосбережения.

3. Детальное изучение количественными методами основ структуры и функционирования водохозяйственных систем.

Водохозяйственные системы поддаются моделированию, т. е. можно предсказать, как та или иная система отреагирует на внешнее воздействие.

Становление устойчивого водопользования как научного направления обусловлено общностью и спецификой многообразных эколого-экономических проблем, связанных с водопотреблением и водоотведением. Основная специфика данного научного направления определяется региональными и локальными природными ограничениями при воспроизводстве водных ресурсов, в частности ограниченностью пригодных для использования в отраслях экономики водных источников. Эта специфика вместе с необходимостью систематического изучения всех воспроизводственных аспектов водных ресурсов представляет объективную предпосылку возникновения, формирования и развития устойчивого водопользования. Выделение этого нового в водохозяйственной науке направления в самостоятельное следствие процесса дифференциации науки о водопользовании, вызванного приближением ее к практическим проблемам водного хозяйства.

Устойчивое водопользование как самостоятельное научное направление формируется на стыке технических, естественных и экономических дисциплин : водоснабжения, канализации, экологии, природопользования, отраслевых экономик, в т. ч. коммунального хозяйства, экономики и статистики водного хозяйства и др.

Устойчивое водопользование охватывает широкий круг проблем от эколого-экономической оценки уровня водопользования до стратегического управления ее рациональным использованием и планирования водоохранных мероприятий.

Предмет науки устойчивого водопользования. Повышение рациональности и эффективности использования водных ресурсов (водопользования) должно основываться на научной методологии, связанной прежде всего с определением предмета и метода науки устойчивого водопользования. От правильного определения предмета науки зависят успешный выбор основных направлений эколого-экономических исследований, эффективная взаимосвязь с другими научными направлениями и в немалой степени успешности развития данного научного направления. Система представлений о предмете и методе устойчивого водопользования еще не сложилась.

Поэтому обоснование предмета и метода устойчивого водопользования имеет важное значение для ее статуса как научного направления.

Предметом науки устойчивого водопользования являются закономерности и факторы (эколого-экономические, правовые, технические, организационные, влияющие на величину расхода и качество природной и сточной воды для установления обоснованных мероприятий по рациональному использованию и охране водных ресурсов.

Содержание науки устойчивого водопользования. Содержание науки – исследование закономерностей формирования водопотребления и водоотведения. Ее цель- разработка принципов, методов, организационных форм рационального использования и охраны водных ресурсов, в частности установление и внедрение прогрессивных норм водопотребления и водоотведения (как индивидуальных так и укрупненных, соответствующих современному уровню развития техники, технологии, экономики и организации водопользования, для систематического снижения расхода воды при проектировании и эксплуатации систем водообеспечения и осуществлении водоохранных мероприятий.

Метод науки устойчивого водопользования. Для развития направления науки устойчивого водопользования весьма актуальна задача углубления методологических основ и совершенствование специальных методов исследований. Метод призван выработать систему различных средств и приемов изучения и обобщения закономерностей в развитии процессов водопотребления и водоотведения, дать вытекающее из теории описание того, как должна проявляться научная и практическая деятельность людей в сфере ее приложения к разработке мероприятий по рациональному использованию и охране воды, в частности установлению обоснованных норм и нормативов водопотребления и водоотведения. Методом науки устойчивого водопользования является диалектический метод, позволяющий проникать в суть изучаемых явлений и факторов, относящихся к процессам водопотребления и водоотведения.

Он реализуется на основе использования как общих научных методов и подходов, к исследованию, так и специфических методов и подходов, свойственных науке устойчивого водопользования. Вследствие общественного характера производственной деятельности по водопотреблению и водоотведению методология исследований исходит из принципов и законов экологии, экономики природопользования. Методическую основу устойчивого водопользования составляют также и другие технические, экономические и статистические науки, как водоснабжение, водоотведение, экономика и статистика водного хозяйства и др.

В устойчивом водопользования используются общенаучные методы исследований (анализ, синтез, абстрагирование, построение гипотез, проверка их с помощью логики и наблюдения и т. д.) и большинство аналитических методов, применяемых в технических и статистико-экономических исследованиях (эксперимент, обобщения, группировки, систематизация и классификация, выявление тенденций, аналогии, многовариантность, статистико-математические методы, системный анализ).

Квалифицированный выбор аналитического инструментария обеспечивает проникновение в существо общих и отраслевых технических, эколого-экономических и правовых проблем устойчивого водопользования.

В числе общих методов и подходов можно также выделить следующие:

- расчетный метод, основанный на данных расчета по всем нормообразующим элементам и на анализе условий хозяйственно-бытового и производственного водопотребления и водоотведения;

- cистемный подход, суть которого заключается в рассмотрении устойчивого водопользования как динамически развивающегося целого и исследовании его во всех связях и зависимостях при использовании не только данной но и других наук, изучающих эти же явления;

- cтруктурный подход, заключается в исследовании устойчивого водопользования путем его разложения на составляющие структурные элементы и их изучения во взаимосвязи, поскольку в реальных условиях каждый элемент воздействует как на все другие элементы, так и на водопользование в целом. Тем самым создается возможность вскрыть закономерности, связи элементов водопользования, а также их соотношение и субординацию

- научный эксперимент, который служит для обобщения и проверки теоретических выводов науки устойчивого водопользования. Он может проводиться на условных статистических и экономико-математических моделях в лабораторных условиях, а также на специально выделяемых участках, в цехах, на предприятиях, в водопроводно-канализационных комплексах.

Системный подход в исследовании проблем устойчивого водопользования. Особо следует остановиться на системном подходе к проблемам устойчивого водопользования, который определяет необходимость прослеживать их по всей цепочке производства воды (изыскание, подача, очистка, хранение, распределение, использование, отведение, сброс воды) с учетом их взаимосвязи и взаимозависимости.

Существенным элементом методологии системного анализа устойчивого водопользования является принципиальная последовательность этапов и работ, представляемая таким образом :

1. постановка проблемы устойчивого водопользования (формулировка, развитие системы водопользования в прошлом и будущем, связь с другими проблемами, логическая структура проблемы)

2. определение и анализ структуры системы водопользования (выявление недостатков функционирования системы, специфические задачи, выделение элементов системы)

3. формирование общей цели и критерия системы водопользования

4. декомпозиция целей, выявление потребности в материальных и финансовых ресурсах

5. прогноз и анализ тенденций и прогноз будущих условий развития системы водопользования и др.

Научное развитие устойчивого водопользования связано с расширением применения количественных, в особенности экономико- математических методов исследований, в том числе линейного программирования, корреляционного анализа и др. на основе широкого использования цифровизации.

Для осуществления устойчивого водопользования необходимо развитие ресурсосберегающих технологий и снижение доли экологически грязных производств, внедрение экологических условий и требований во все разрабатываемые государственные, региональные и отраслевые программы путем совершенствования правовых и экономических механизмов водопользования, государственного и производственного контроля и мониторинга, статистики, оптимизации разрешительной системы водопользования и экологической экспертизы. Кроме того необходимо совершенствовать экологизацию законодательства, образования, общественного сознания и др.

Таким образом, «Основы устойчивого водопользования» – комплексная, научно-практическая дисциплина, исследующая общие принципы рационального и эффективного использования водных ресурсов и призванная быть основой оптимизации развития взаимоотношений человека с водными объектами и ресурсами.

Контрольные вопросы:

1. Сущность устойчивого водопользования

2. Предмет дисциплины «Основы устойчивого водопользования».

3. Специфика, цель и задачи дисциплины устойчивого водопользования

4. Предмет и содержание науки устойчивого водопользования.

5. Метод науки устойчивого водопользования.

6. Системный подход в исследовании проблем устойчивого водопользования.

Аширяев К. Ш. проф. эксперт по управлению водопользованием и водосбережению

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Найди предмет по контурному изображению»Дидактическая игра «Найди предмет по контурному изображению» Дидактическая игра "Найди предмет по контурному изображению". Важной задачей, стоящей перед учителем, является развитие любознательности,.

Дидактическая игра «Покажи предмет» для детей младшего возрастаДидактическая игра «Покажи предмет» для детей младшего возраста Цель игры: учить детей выделять форму конкретного предмета окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами, закреплять названия.

Дидактическая игра с предметными карточками «Найди предмет».Дидактическая игра с предметными карточками «Найди предмет». Дидактические игры, применяемые на занятиях, делают обучение более эмоциональным и занимательным. Придумано много дидактических игр и сделано.

Дидактическая игра «Угадай предмет на ощупь»Дидактическая игра «Угадай предмет на ощупь» Выдающийся педагог В,А Сухомлинский сказал :"Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев".Логопеды и психологи подтверждают его слова,уделяя.

Дидактическая игра «Укрась предмет» для детей 3–5 летДидактическая игра «Укрась предмет» для детей 3–5 лет Выполнила воспитатель высшей категории Марутян Г. В Дидактическая игра - это одно из средств обучения детей дошкольного возраста. Она дает.

Фоторепортаж ко Дню науки из Артека о втором Всероссийском фестивале науки «АртСайнс»Фоторепортаж ко Дню науки из Артека о втором Всероссийском фестивале науки «АртСайнс» Ежегодно 8 февраля российские учёные отмечает свой профессиональный праздник - День науки! Сейчас в «Артеке» проходит второй Всероссийский.

Фотоотчет «Месячник науки»Фотоотчет «Месячник науки» Елена Фролова Фотоотчет «Месячник науки» Елена Фролова Фотоотчет «Месячник науки» Елена Фролова Фотоотчет «Месячник науки» В рамках месячника.

Фотоотчёт «Неделя науки» в подготовительной группеФотоотчёт «Неделя науки» в подготовительной группе В нашем детском саду с 7 по 12 февраля, прошла «Неделя науки». В которой принимали участие, все группы. План мероприятий был разработан.

Конспект беседы «Неизвестный предмет» с детьми средней группы Задачи. • Формирование знаний у детей, что нельзя брать неизвестные предметы, так как они могут оказаться опасными для жизни. • При обнаружении.

Открытие «Дня науки» в школе Праздник «День науки в школе» Открытие "Дня науки" В1: Добрый день, уважаемые педагоги, гости и учащиеся! В2: Здравствуйте! В1: Сегодня.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Предмет, задачи и содержание дисциплины и науки «Основы устойчивого водопользования»
Опубликовано: 21 февраля 2021 в 12:22
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД