МААМ-картинки

Предметно-пространственная развивающая среда детского сада (из опыта работы)

Марина Варнавская
Предметно-пространственная развивающая среда детского сада (из опыта работы)

С введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования появились новые приоритеты в создании развивающей предметно-пространственной среды. Согласно требованиям ФГОС ДО она должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

По определению С. Л. Новоселовой, «предметно-развивающая среда — это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития». Поэтому она должна быть комфортной, уютной, рационально организованной, наполненной разными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.

Публикация «Предметно-пространственная развивающая среда детского сада (из опыта работы)» размещена в разделах

Предметы, которые окружают воспитанников, должны быть разнообразны (наличие всевозможного игрового и дидактического материала, доступны (расположение материала в поле зрения ребенка, центрированы (организация предметной среды) и обеспечивать индивидуальный комфорт и психологическую защищенность.

В МБДОУ детский сад № 5 «Теремок» развивающая среда организуется таким образом, чтобы каждый ребенок мог найти себе занятие по интересам.

Оборудование размещается по секторам (центрам развития). Это дает детям возможность объединиться в подгруппы.

Особое внимание педагоги МБДОУ обращают внимание на такие материалы и игры, которые активизируют познавательную деятельность дошкольников: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой деятельности (магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и т. д., природные объекты для опытов и экспериментов.

Таким образом, развивающая среда побуждает дошкольников к деятельности, развивает воображение и самостоятельность.

Для того чтобы сделать процесс создания развивающей среды осознанным и последовательным, педагогический коллектив МБДОУ детский сад № 5 „Теремок“ ориентируется на алгоритм, разработанный методической службой МБДОУ.

Данный алгоритм помогает педагогическому коллективу в ходе реализации ФГОС ДО оценить, соответствует ли содержание развивающей среды новым требованиям, и используется с целью преобразования групповых, межгрупповых помещений и территории детского сада.

Какие действия предусматривает алгоритм проектирования предметной среды в МБДОУ детский сад № 5 «Теремок»

Алгоритм проектирования развивающей среды представляет собой систему последовательных действий и включает четыре этапа — технологических шага.

1-й шаг — сформулировать цели и задачи работы по созданию развивающей среды.

Педагоги каждой возрастной группы анализируют соответствие развивающей среды группового помещения требованиям ФГОС ДО, задачам реализуемой образовательной программы дошкольного образования.

На основе результатов анализа формулируют цель и задачи дальнейшей работы с учетом возрастных особенностей воспитанников и педагогических установок.

Например: цель — создать развивающую среду, которая:

обеспечивает полноценное развитие детей;

раскрывает на определенном возрастном этапе их индивидуальные способности;

развивает самостоятельность, формирует у каждого ребенка восприятие себя как активного деятеля;

создает условия для взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми;

помогает учитывать интересы детей при организации образовательной деятельности.

2-й шаг — определить игровое и дидактическое оборудование для решения образовательных задач и учебно-методические пособия для эффективной работы с воспитанниками.

Педагоги, ориентируясь на программные задачи и содержание образовательной работы с детьми определенного возраста, составляют список:

учебно-методических пособий;

игр и игровых материалов для самостоятельной детской деятельности;

специального оборудования для разных видов детской деятельности.

Воспитатели средних и старших групп планируют работу по проектированию и созданию игрового пространства вместе с детьми. Для этого, например, проводят конкурсы детских рисунков на темы «Моя любимая группа», «Дом, в котором я живу» и т. д. Так педагоги выявляют предпочтения воспитанников, узнают их мнение относительно того, что должно быть в группе для игр и занятий.

К преобразованию развивающей среды группы на этом этапе воспитатели привлекают родителей. Вместе они обсуждают дизайн помещения, изготавливают игровой и познавательный материалы. Кроме того, из бесед с родителями воспитатели лучше узнают интересы, предпочтения и особенности детей группы.

3-й шаг — определить дополнительное оборудование.

Педагоги составляют список дополнительного оборудования. Оно необходимо для того, чтобы разместить игровой материал, учебно-методические пособия и обеспечить режимные моменты. Это столы, стулья, стеллажи, полки, контейнеры для игрушек, изобразительных материалов и т. д.

Кроме того, на этом этапе педагоги намечают, чем пополнить развивающую среду группы в ближайшее время, если в этом будет необходимость.

4-й шаг — определить, как разместить оборудование в игровой комнате и дополнительных помещениях группы.

На этом этапе воспитатели следуют принципу нежесткого центрирования. При организации развивающей среды группового помещения они учитывают следующее соотношение секторов:

50% — сектор активной деятельности: центры двигательной активности и музыкально-театрализованной деятельности, игровые уголки;

20% — сектор спокойной деятельности: центр художественной литературы, природная зона и уголок отдыха;

30% — рабочий сектор : центры познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.

В рабочем секторе также размещается оборудование для совместной и регламентированной деятельности.

Все сектора имеют условные границы, которые определяются в зависимости от конкретных задач образовательного момента. Часто дошкольники «заражаются» интересами сверстников, желают присоединиться к их игре. Поэтому планировать сектора надо так, чтобы они могли вместить всех желающих.

Далее педагоги расставляют оборудование и мебель согласно намеченному плану, который они предварительно изображают на бумаге.

Публикации по теме:

Развивающая предметно-пространственная среда в группе детского садаРазвивающая предметно-пространственная среда в группе детского сада «Развивающая предметно-пространственная образовательная среда в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами.

Оформление детского сада. Развивающая предметно-пространственная средаОформление детского сада. Развивающая предметно-пространственная среда Приглашаю вас в гости в нашу группу! Давно хотела выложить фотографии нашей группы, но всё откладывала то одно не доделала, то другое.

Оформление детского сада. Предметно-пространственная развивающая среда группыОформление детского сада. Предметно-пространственная развивающая среда группы Не секрет, что все, что окружает ребенка, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому так важно создать условия, которые.

Предметно-пространственная развивающая среда в старшей группе детского садаПредметно-пространственная развивающая среда в старшей группе детского сада Детский сад "Филиппок", в котором я работаю более 20 лет, имеет славную более чем полувековую историю, а менее двух лет назад мы открылись.

Предметно-пространственная среда в первой младшей группе детского садаПредметно-пространственная среда в первой младшей группе детского сада Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация.

Предметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей второй младшей группы к условиям детского садаПредметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей второй младшей группы к условиям детского сада Главная роль в становлении личности ребенка раннего возраста принадлежит окружающим его взрослым- родителям и воспитателям. От того, насколько.

Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста детского садаПредметно-развивающая среда в группе раннего возраста детского сада «Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости.

Развивающая предметно-пространственная среда на участке детского садаРазвивающая предметно-пространственная среда на участке детского сада В нашей дошкольной образовательной организации каждый педагог старается сделать все возможное, чтобы создать уют, комфорт, обеспечить безопасность.

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУРазвивающая предметно-пространственная среда в ДОУ Уважаемые коллеги! Хочется представить вам опыт работы педагогов ДОУ по созданию условий для сохранения психо - эмоционального здоровья.

Развивающая среда. Предметно-пространственная среда группыРазвивающая среда. Предметно-пространственная среда группы Здравствуйте. Я воспитатель младшей группы Якшигулова Лилия Явдатовна. В детском саду дети проводят большую часть времени. Поэтому мне хотелось.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Предметно-пространственная развивающая среда детского сада (из опыта работы)
Опубликовано: 9 февраля 2020 в 13:27
+46Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД