Светлана Иннокентьева
Предметно-развивающая среда как средство гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема патриотического воспитания детей и молодежи - одна из наиболее актуальных. Большую роль в ее решении могут сыграть образовательные учреждения, детские и молодежные организации, в рамках деятельности которых обеспечивается ду-ховно-нравственное становление подрастающего поколения.
Публикация «Предметно-развивающая среда как средство гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
На каждом возрастном этапе патриотическое воспитание имеет свои особенности. Патриотизм ребенка дошкольного возраста выражается в его потребности участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличии у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства, осознание себя частью окружающего мира.
С целью воспитания патриотизма в МБДОУ ЦРР – д/с «Кыталык» реализуется воспитательная система "Дьоун киьи", которая предусматривает решение комплекса задач:
воспитание у детей любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, селу;
формирование бережного отношения к природе и всему живому;
воспитание уважения к труду;
развитие интереса к якутским традициям и промыслам;
усвоение элементарных знаний о правах человека;
расширение представлений о своей республике;
знакомство детей с символами Чурапчинского улуса, Якутии, России (гербом, флагом, гимном);
развитие чувства ответственности и гордости за достижения своей Родины;
формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются в процессе осуществления всех видов детской деятельности: в ходе непосредственно образовательной деятельности, режимных моментов, игр, труда. Каждый педагог строит свою работу в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников. Большое значение имеют поиск и разработка инновационных подходов к решению задач патриотического воспитания дошкольников. Так, одним из них в ДОУ стала работа по созданию предметно-развивающей среды.
В процессе создания предметно-развивающей среды учитывались следующие принципы:
интеграции – среда должна учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей, в частности, "Социализация", по воспитанию у детей патриотических чувств;
деятельности и интерактивности –среда должна предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности;
природосообразности–среда должна быть создана с учетом психофизиологических особенностей детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка;
гуманизации и партнерства - должна предлагать условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъект-субъектных отношений в системе "взрослый - ребенок", "ребенок - ребенок";
культуросообразности–среда ДОУ должна быть ориентирована на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе непосредственно образовательной деятельности в той или иной развивающей среде;
регионального компонента - должна предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма.
В нашем детском саду педагоги стараются создать все условия для патриотического воспитания детей. Так в ДОУ выработана система целостного образовательного пространства на основе организации предметно-развивающей среды по формированию у детей с малых лет гражданско-патриотических чувств. Имеется перспективное планирование по патриотическому воспитанию, конспекты занятий и развлечений, подборка стихов о Якутии, природе нашей республики, познавательная детская литература о природе родного края, подборка народных игрушек для демонстрации, альбомы с образцами народного художественного творчества, материалы о быте и жизни коренного населения. Педагогами совместно с родителями создана комната «Олонхо дойдута» («Мир олонхо», там собран мини-музей «Саха норуотун оло5о-дьаьа5а» («Быт якутского народа», в старшей группе создан мини-музей «Эбээм холбуйачаана» («Бабушкина шкатулка»). В музыкальном зале представлены якутские народные инструменты. Для проведения праздников, развлечений и тематических занятий в достаточном количестве имеются костюмы и атрибуты как якутские народные, так и других народов.
На занятиях по физической культуре широко используются народные считалки, загадки, подвижные игры, в достаточном количестве атрибуты для организации народных игр. Работа проводится с учетом календарных праздников. Создана картотека подвижных игр, направленных на формирование гражданско-патриотических чувств. Физкультурным инструктором организован кружок патриотического воспитания для мальчиков «Эр хоун». Целью данного кружка является воспитание юных защитников отечества.
В группах имеется уголок по патриотическому воспитанию, где дети могут самостоятельно рассмотреть книги, иллюстрации по теме, найти на глобусе или карте свою страну, село, ознакомиться с символикой родного микрорайона, села, республики, страны. Так же созданы уголки правового воспитания «Мин быраабым» («Мои права», здесь представлены буклеты, книги, альбомы по правовому воспитанию детей.
Любовь к родной природе – одна из основ патриотического воспитания. Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края – одно из средств воспитания патриота. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Оно формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, вырастает из любви к близким, родным местам.
Уделяется внимание организации работы на участках детского сада. Педагоги вместе с детьми проводят наблюдения за растениями и изменениями в природе на тематических прогулках. Каждый год работники детского сада, родители и дети проводят озеленение участка детского сада. Работа по воспитанию патриотизма более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Родители активно участвуют во всех мероприятиях, проводимых в нашем детском саду: в экологических акциях, проектах, экскурсиях, развлечениях, викторинах. В работе с родителями используются домашние задания. Родители совместно с детьми изготавливают кормушки и скворечники.
Таким образом, предметно-развивающая среда, созданные руками педагогов, воспитанников и их родителей, становятся интерактивными, а значит близкими и понятными каждому ребенку. Все это позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад, семью и малую Родину.