Получи документы

Предметно-развивающая среда по социально-нравственному и патриотическому воспитанию для детей 4–7 лет

Валентина Ивановна Козлова
Предметно-развивающая среда по социально-нравственному и патриотическому воспитанию для детей 4–7 лет

Предметно-развивающая среда по социально-нравственному и патриотическому воспитанию для детей 4–7 лет

Изменения, произошедшие в нашей стране за последние годы, изменили взгляды на нравственные ценности, отношение к событиям нашей истории и к отдельным личностям. Изменилось отношение людей к Родине. Как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за нее необходимо в любое время. К. Д. Ушинский писал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребностей детства».

Публикация «Предметно-развивающая среда по социально-нравственному и патриотическому воспитанию для детей 4–7 лет» размещена в разделах

Понимая важность этого вопроса, мы проводим работу по нравственно - патриотическому воспитанию не только старших дошкольников, но и вводим начала социально-нравственного воспитания в младшем и среднем возрасте. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к своей семье, детскому саду, родным местам, родной природе. Это и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Поэтому, нашей задачей, как педагогов является:

Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу. Формирование бережного отношения к природе и всему живому

Воспитание уважения к труду

Развитие интереса к русским традициям и промыслам

Формирование элементарных знаний о правах человека

Расширение представлений о городе

Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн)

Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны

Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: образовательной, в играх, в труде, в быту. Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Реализовать работу по нравственно-патриотическому воспитанию помогает развивающая среда в группах, создаваемая педагогами детского сада. Правильно организованная развивающая среда в группах помогает каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научится взаимодействовать с взрослыми, сверстниками, понимать и оценить их чувства и поступки.

Содержание предметно-развивающей среды должно :

соответствовать интересам мальчиков и девочек

периодически изменяется

постоянно обогащается

обеспечивать «зоны ближайшего развития» детей.

Расположение предметов и организация развивающей среды в различных возрастных группах имеют отличительные признаки.

В среднем возрасте должны быть уголки социально-нравственного воспитания. Работа ведется по направлениям: семья, мой детский сад, мой город, достопримечательности, знаменитые земляки, приобщение к истокам русской культуры.

Пополняется материал по социально - нравственному воспитанию : семейные праздники и традиции, художественная литература направленная на нравственную тематику. Детей знакомят с близлежащими улицами, родным городом, знаменитыми жителями.

Используют накопленный материал для знакомства детей с «малой родиной» : детским садом, природой родного края, городским транспортом, архитектурой, профессиями родителей.

Сравнение понятий «город — село». Это могут быть фотоматериалы, иллюстрации, альбомы, наборы открыток, тематических папок, различные макеты группы, детского сада, улицы или микрорайона, в котором расположен детский сад. Могут быть представлены материалы об истории города.

Материал по приобщению детей к истокам русской народной культуры — предметы старины, русские игрушки, предметы народного декоративно-прикладного искусства, различные макеты (крестьянской избы, комнаты-горницы, крестьянского подворья, куклы в национальных костюмах.

Художественная литература по фольклору - сказки, песенки, пословицы, поговорки

Элементы государственной символики — флаг, герб.

Элементы краевой символики — флаг, герб.

Элементы районной и областной символики.

Материал для ознакомления с защитниками Отечества - подбор иллюстраций, тематические папки.

В старшем возрасте создаются уголки нравственно-патриотического воспитания и психологического отдыха.

В каждой возрастной группе продумывается рациональная и целесообразная расстановка мебели с выделением различных центров. Основные направления работы в старшем дошкольном возрасте - краеведение, ознакомление с родной страной, государственной символикой, историческим прошлым России, организация жизни детей по народному календарю.

Моя семья — семейные фото альбомы, самодельные книги на тему «Герб моей семьи», «Генеалогическое дерево». Родной край: иллюстрации, фотоматериалы, тематические папки: «Знаменитые земляки», «В годы Великой Отечественной войны», «Наше духовное наследие», «Достопримечательности», «Архитектура», подбор стихов о родном крае, карта края, символика края (флаг, герб).

Родная страна — карта России. (хорошо, если это будет детская карта России, которая содержит необходимый материал, рассказывающий о городах России (столица Родины, символика городов, чем знамениты, главные достопримечательности); природные зоны нашей страны; символика (герб, флаг, гимн, портрет президента). Различные макеты (достопримечательности городов, архитектура и т п.).

Защитники Отечества — иллюстрации, тематические папки на тему «Наши предки — славяне», «Богатыри земли русской», «Великая Отечественная война», «Российская армия». Фотоматериал «Памятники воинской славы», художественная литература и дидактические игры по теме и т. п.

Приобщение к истокам русской народной культуры — иллюстрации и тематические папки по темам «Как жили люди на Руси», «Предметы старины», «Из истории русского народного костюма», «Народные праздники и гулянья», «Народный календарь»; предметы старины, русские игрушки, предметы народного декоративно- прикладного искусства, различные макеты, куклы в национальных костюмах, дидактические игры по теме. Художественная литература по фольклору (сказки, былины, предания).

Великие соотечественники - портреты, художественная литература, рассказывающая о великих соотечественниках, прославивших Россию.

Наша планета Земля — глобус, детская карта мира. Художественная литература, иллюстрации, тематические папки, рассказывающие о жизни людей в других странах мира, их обычаях, традициях, профессиях, характерных для той или иной страны.

Изготовление дидактических пособий по нравственно-патриотическому воспитанию детей : план города, на котором дети без труда узнают свой детский сад; различные виды театра по русским народным сказкам; создание макетов климатических и природных зон с представителями флоры и фауны, уголки по изобразительной деятельности в виде творческих мастерских. Для развития познавательной активности детей важно, чтобы «информация», заложенная в среде, не обнаруживала себя сразу полностью, а побуждала ребенка к её поиску.

С этой целью в старших дошкольных группах должен имеется периодически меняющийся материал: лабиринты, кроссворды на знание родного города, края, страны, её символов. С целью пополнения развивающей среды приобретаются настольные печатные игры «Профессии», «Сказки», «Зоологическое лото» и другие.

Среда должна побуждать детей и к двигательной активности, давать им возможность выполнять разнообразные движения, испытывать радость от этого. А что может быть доступней народных игр, сопровождаемых художественным словом? Поэтому физкультурные уголки кроме привычного спортивного оборудования должны содержать атрибуты для подвижных народных игр. Для нравственно-эстетического развития детей в каждой группе должны быть организованы музыкально-театральные уголки, в которых подобраны соответствующие пособия с использованием фланелеграфа, масок сказочных персонажей, музыкально – дидактические игры, музыкальные инструменты, в том числе и фольклорные.

Музыкальным руководителем детского сада собирается фонотека с записями шелеста листьев, плеска воды, пения птиц. Музыкальные инструменты используются на вечерах досуга, ярмарках, выпускных вечерах.

Уголок нравственно - патриотического воспитания постоянно пополняется: символикой страны, области, родного города; альбомами с фотографиями родного города, столицы области, страны; книгами писателей родного города; литературой по патриотическому воспитанию. На полочке красоты выставляются изделия декоративно-прикладного искусства. Проводятся беседы о работах народных мастеров, в которых помогают детям понять, как приятно делать красивые и нужные вещи для людей, радовать своих близких, родных и друзей.

Необходимо постоянно накапливать методический материал по патриотическому воспитанию дошкольников : перспективные планы, картотеки, циклы бесед и занятий, диагностический материал, материал по работе с семьёй. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный, требующий от педагогов большой личной убежденности и вдохновения. Эта достаточно кропотливая работа в детском саду ведется систематически, планомерно во всех возрастных группах, в разных видах деятельности по направлениям: «Семья», «Родной город», «Родной край», «Знакомство с трудом взрослых», «Воспитание любви и уважения к защитникам Отечества», «Москва – столица нашей Родины». Патриотическое чувство по своей природе многогранно, оно объединяет все стороны личности: нравственную, умственную, эстетическое и физическое развитие. Предполагает воздействие на каждую из сторон для получения единого результата.

Этому способствуют специально организованная работа по развитию речи и ознакомлению с окружающим, по изобразительной деятельности, музыкальная и физкультурная ОД, праздники и развлечения. В ОД по физическому развитию разучивайте подвижные народные игры, по музыкальному развитию – русские народные песни и пляски. В ОД по изобразительной деятельности знакомьте детей с разными видами народной росписи. Знакомство с историей Родины начинается с занятий, которые помогают обратить внимание детей на самих себя, на основе познания себя формировать умение видеть и понимать другого человека, проявлять сопереживание и сочувствие к людям.

Большое значение имеет закрепление и развитие любви и привязанности ребенка к своей семье, формирование представления о семье, родословной, воспитание гордости за принадлежность к своему роду, желание стать продолжателем лучших традиций своих предков. Для этого детям рассказывается, как и почему появились у людей имена, проводят беседы «Происхождение фамилий», «Мой дом, моя семья». Показываются иллюстрации, оформляются семейные фотоальбомы, записываются детские рассказы об интересных событиях в семье, проводятся увлекательные вечера досуга «Отдыхаем всей семьёй». После приобщения детей к истории рода начинается их знакомство с историей и достопримечательностями.

А для этого необходимо организовывать прогулки и экскурсии по ближайшим к детскому саду улицам, которые сопровождаются рассказами воспитателей о происхождении названий улиц, о труде взрослых. Для того чтобы экскурсии стали безопасными в группах создаются уголки безопасности, где совместно с детьми изучаются правила дорожного движения.

Воспитатели с детьми старшего возраста посещают краеведческий музей, где знакомятся с историей города. Через чтение литературы, оформление альбомов, планов, макетов, рассматривание открыток, фотографий, иллюстраций воспитатели знакомят дошкольников с предприятиями города. Свои знания дети проявляют в творческих играх «Улица», «Путешествие по родному городу».

Занятия, беседы, чтение художественной литературы о былинных богатырях соединены с изучением истории Отечества и воспитанием патриотизма, готовности защищать его, гордиться военными победами предков. По традиции в День защитника Отечества в детском саду проводятся тематические досуги, в канун 9 мая организуются экскурсии к Вечному огню. Чтобы воспитать любовь к родному краю, растениям и животным, населяющим его, вызвать желание общаться с природой, оказывать посильную помощь в ее охране, сформировать активную позицию – не равнодушного созерцателя, а деятельного и культурного участника в процессе решения экологических проблем необходимо проводить экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, исследования, опыты и мини - походы.

Родители должны знать, что изучают дети в детском саду, как идет развитие познавательных интересов и социальных чувств детей, быть помощниками педагогов в сложном деле воспитания патриотов.

В рамках этой деятельности особое значение приобретает информация для родителей в родительском уголке, проведение консультаций и бесед с патриотической тематикой, родительские собрания с предварительным анкетированием, привлечение родителей к участию в праздниках, развлечениях, походах, экскурсиях, приглашения на интегрированные занятия, дни открытых дверей, досуги ко Дню матери, игры, игры- путешествия, экскурсии, государственно-гражданские праздники, международные праздники: Международный женский день, День защиты детей, выпуск в школу, а также народные и фольклорные (Святки, Коляда,Масленица), Осенины, конкурсы семейных стенных газет, поделок из природного материала, выставки детского творчества. Ю. Миролюбов говорил, что «надо понять и уверовать в то, что Русь – это мы, и Древняя Русь – это тоже мы, и если мы приложим все силы, то и будущая Русь – тоже мы».

Публикации по теме:

Предметно-развивающая среда группы патриотическому воспитанию «Как привить любовь к Родине»Предметно-развивающая среда группы патриотическому воспитанию «Как привить любовь к Родине» "Что мы Родиной зовём?" Что мы Родиной зовём? Дом, где мы с тобой живём, И берёзки, вдоль которых Рядом с мамой мы идём. Что мы Родиной.

Конспект беседы НОД по социально-нравственному воспитанию «Давайте дружить» с детьми подготовительной группыКонспект беседы НОД по социально-нравственному воспитанию «Давайте дружить» с детьми подготовительной группы Конспект беседы НОД по социально-нравственному воспитанию «Давайте дружить» с детьми подготовительной группы Цель: Создать в группе условие.

Конспект НОД социально-коммуникативное развитие по нравственному воспитанию «Путешествие в сказку» в старшей группе Задачи: Образовательные: Обобщить и расширить знания детей о таких понятиях как "друг", "дружба", "честность", "справедливость". Активизировать.

Предметно-коррекционно-развивающая среда в подготовительной группе №21 для детей с нарушением зрения Направление деятельности и развитие ребенка зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни,.

Предметно-развивающая среда по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возрастаПредметно-развивающая среда по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий.

Проект по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников «Родной свой край люби и знай!»Проект по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников «Родной свой край люби и знай!» Проект по духовно – нравственному и гражданско – патриотическому воспитанию детей. Тема: "Родной свой край люби и знай!" Структура проекта.

Развивающая среда. Предметно-пространственная среда группыРазвивающая среда. Предметно-пространственная среда группы Здравствуйте. Я воспитатель младшей группы Якшигулова Лилия Явдатовна. В детском саду дети проводят большую часть времени. Поэтому мне хотелось.

Развивающая среда в подготовительной группе. Уголок по патриотическому воспитанию «Мой край соловьиный»Развивающая среда в подготовительной группе. Уголок по патриотическому воспитанию «Мой край соловьиный» Доброго Вам всем времени суток, уважаемые коллеги! В марте в нашем детском саду проходил конкурс на лучшее оформление уголка по патриотическому.

Развивающая среда по сенсорному воспитанию детей в группе раннего возраста Сенсорное воспитание - это целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов: ощущений, восприятий, представлений.

Конспект занятия по социально-нравственному воспитанию в группе раннего возраста «Маша варежку надела…» Социально – нравственное воспитание. Ранний возраст. Тема: Маша варежку надела… Задачи: Продолжать знакомить детей с предметами рукотворного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Предметно-развивающая среда по социально-нравственному и патриотическому воспитанию для детей 4–7 лет
Опубликовано: 19 апреля 2020 в 12:57
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД