Юлия Мезенина
Предметно-развивающая среда в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Предметно-развивающая среда в ДОО
Развивающая предметно-пространственная среда в группах детского сада – это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на развитие ребенка в детском саду, состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования, а также на деятельность всех участников образовательного процесса в дошкольном учреждении.
В соответствии с ФГОС выделяется несколько требований к организации предметно-развивающей среды:
Публикация «Предметно-развивающая среда в ДОО» размещена в разделах
1. Предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.
2. Доступность среды, что предполагает:
2.1. Доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.
2.2. Свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.
3. Должны учитываться национально – культурные условия.
4. Предметно-развивающая среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, выриативной, безопасной.
Для детей младшего дошкольного возраста необходимо достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.
При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.
В нашей группе сформированы основные центры для развития детей.
Центр двигательной активности.
В этой зоне имеется «дорожка здоровья», массажные коврики, мячи, кегли, кольца, атрибуты для проведения подвижных игр, а также пособия, необходимые для проведения утренней гимнастики и гимнастики пробуждения.
Книжный уголок.
Здесь подобраны различныекниги, энциклопедии, сказки, произведения малого фольклора в соответствии с возрастом, интересами детей, изучаемой темой. Наши малыши любят, когда мы читаем с ними книги и рассматриваем картинки, что зачастую побуждает детей к тому, чтобы приносить из дома свои любимые книги для чтения.
Центр развивающих игр.
Центр развивающих игр направлен на развитие речи, сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения. Комплектация:палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, игрушки-шнуровки разного вида, мозаика, лото по разным темам, настольно-печатные игры.
Музыкальный центр.
Здесь есть музыкальные инструменты, которые доставляют детям много радостных минут. Основное содержание центра представляют музыкальные пособия, музыкальные игрушки, диски, детские музыкальные инструменты.
Центр природы у нас совмещен с уголком экспериментирования.
Здесь дети не только учатся наблюдать за изменениями погоды, но и в совместной деятельности с воспитателем проводят элементарные опыты, экспериментируют. Вместе с детьми мы также планируем выращивать овощные культуры.
Центр изодеятельности.
Здесь дети могут заняться рисованием, лепкой, аппликацией или поиграть в развивающие логические игры. Всё находится в свободном доступе, с учетом роста детей. Выставку творческих работ мы оформляем в приемном помещении, для того чтобы родители смогли оценить, порадоваться достижениями детей.
Наш детский сад работает по программе приобщения детей к истокам русской культуры. Поэтому важно было оформить центр по нравственно-патриотическому воспитанию детей. В этом нам также помогали родители, они принесли предметы народного творчества, семейные фотографии. Благодаря совместным усилиям наш центр занял первое место в смотре-конкурсе нравственно-патриотических уголков в детском саду.
Таким образом, важной задачей воспитателя по созданию предметно-развивающей среды в группе является умение организовать быт так, чтобы тесно увязать все элементы повседневной жизни с развитием, обучением, игрой и приобщением детей истокам русской культуры, а для этого необходимо создать спокойную и доброжелательную атмосферу в группе.