Лучший педагог года

Предметно-развивающая среда в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи

Оксана Бакланова
Предметно-развивающая среда в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи

Понятие «развивающая предметная среда детства» стало использоваться в конце 20 века. Это система условий, обеспечивающая всю полноту развития деятельности ребенка и его личности.

В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых». Развивающая среда выступает в роли движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие. [1]

Публикация «Предметно-развивающая среда в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи» размещена в разделах

Коррекционно-развивающая среда в ДОУ так же является важным средством воспитания и развития детей с нарушением речи. Коррекционная педагогика выделяет в среде коррекционную направленность развивающей среды. Она решает задачи коррекционной помощи и организацию условий, соответствующих задачам исправления, преодоления и сглаживания трудностей социализации детей с проблемами в развитии.

При организации коррекционно-развивающей среды необходимо учитывать:

-структуру первичного дефекта и проблемы, возникающие у детей при взаимодействии с окружающей средой;

-соответствие коррекционно-развивающей среды познавательным и коммуникативным возможностям детей;

-обеспечение в среде обучающих и коррекционных средств формирования социально-адаптивных знаний, навыков и умений самостоятельной жизнедеятельности;

-организацию поэтапного введения ребенка в тот или иной блок коррекционно-развивающей среды с опорой на «зону его актуального развития», для удовлетворения коммуникативных и познавательных потребностей при контакте со сверстниками и взрослыми на принципах организации «зоны ближайшего развития»;

-меру доступности, целесообразности среды для достижения ребенком положительных результатов в различных видах деятельности с применением специальных вспомогательных средств, дидактических материалов, коррекционных ситуаций;

-обеспечение комплексного подхода к коррекционно-развивающей среде во взаимосвязи медицинских и психолого-педагогических средств коррекции. [3]

Предметно - развивающая среда в группе дошкольного образовательного учреждения должна учитывать все направления развития ребенка, должна быть направлена на реализацию познавательных областей в совместной партнерской деятельности взрослых и детей и в свободной самостоятельной деятельности самих детей в условиях созданной педагогами групп, соответствовать ФГТ, отвечать всем нормам СанПИН и нормам безопасности.

Дополнительно необходимо учитывать, что содержательная сторона коррекционно-развивающей среды должна быть насыщена специфическими средствами и способами введения ребенка в социум. Основные и вспомогательные средства коррекционно - развивающей среды подбираются на основе требований научной организации жизнедеятельности ребенка с проблемами в развитии (например - речи).

Предметно - развивающая среда в группе компенсируюшей направленности для детей с нарушением речи так же способствует реализации основных направлений развития детей : физическому, коррекционно-познавательно-речевому, художественно-эстетическому, социально-личностному.

Ребенку с нарушением речи необходимы разнообразные по содержанию занятия, где ставится задача развития комплекса представлений, предметных, ролевых и игровых действий на основе тактильно-кинестетических, слуховых и других ощущений. Выполняя различные манипуляции с набором игр, требующих составить из частей целое, сложить объекты по заданной схеме действия, тренируют мышечный аппарат ребенка, развивают мелкую моторику, стимулируют двигательную активность и предметную деятельность ребенка. Такие формы общения с окружающими людьми и сверстниками занимательны и интересны детям.

Рассмотрим организацию «Центра сюжетно-ролевой игры». Нашу группу посещают только мальчики. Они любят играть с солдатиками, машинками, конструктивным строительным материалом. Поэтому им интересны игры, имитирующие строительство и ремонт, военные действия. Мальчишкам так же интересно выполнение предметно-игровых действий по темам : «Кухня», «Приготовление пищи», «Магазин», «Больница». Все дети любят играть с игрушками – трансформерами, поэтому, игры-трансформеры, из которых можно соорудить мебель, различные бытовые приспособления, ширму, отделяющую одно помещение от другого, сборно-разборные домики, им тоже интересны.

Всем известно, что развитие речи тесно связано с общим психическим развитием ребенка. Предпосылками для его развития являются следующие компоненты : коммуникативная направленность общения, интерес ребенка к окружающему миру, слуховое внимание и восприятие, развитый фонематический слух, согласованное межанализаторное взаимодействие нескольких ведущих анализаторов, готовность артикуляционного аппарата, развитие основных функций речи.

Важно в работе с детьми, имеющими проблемы в развитии создавать условия для самоутверждения. Детям особенно важно преодолевать чувства неуверенности в себе из-за недостатков предметно-практической деятельности, трудностей оречевления предметных действий, неточности знаний, умений и навыков. [2] В этом им помогают дидактические игры, без которых в центре грамотности никак не обойтись. Через дидактические игры возможно корригировать недостаточность внимания, наблюдательности, сообразительности и памяти. Играя в дидактические игры, дети учатся систематизировать предметы по сходным и отличительным признакам, а это то, что страдает у всех детей с проблемами в развитии. В этом случае благодаря игровому действию дети наиболее сосредоточенно работают над выполнением сложной для них задачи.

В группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи «Центр грамотности» включает обязательно раздел по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи, который классифицируется на следующие зоны:

•Зону лексического развития (муляжи, игрушки, картинки по лексическим темам, домино и лото, предметные и сюжетные картинки, книжки на подбор синонимов, антонимов, омонимов, многозначных слов).

•Зону формирования грамматического строя речи (пособия на словоизменение и словообразование, на согласование частей речи, для составления предложений с простыми и сложными предлогами, для формирования фразы (работа над структурой предложения).

•Зону развития связной речи (игрушки и персонажи сказок для описания, картинки для фланелеграфа, сюжетные картинки и серии картинок, карточки и дидактические игры для пересказов, составления рассказов, книги, раскладушки, маски для инсценирования).

«Театральная студия» имеется в каждой возрастной группе, где дети разыгрывают спектакли, драматизируют сказки, разворачивают режиссерские игры. Этот центр представляет собой сказочный домик (или ширма) с набором кукол – героев сказок. В работе с детьми данный комплекс материалов позволяет использовать приёмы сказкотерапии. При разыгрывании различных сказок у детей развивается связная речь, навыки согласования, словообразования, умение строить диалоги, развивается мелкая моторика пальцев.

На формирование художественного вкуса детей существенное влияние оказывает музыкальное воспитание. В «Центре искусства (музыкальном)» главным действующим лицом выступает сам ребенок: он может прослушивать понравившиеся ему произведения, играть на музыкальных инструментах, проводить музыкальные занятия со сверстниками или с игрушками (куклами, мягкими игрушками). Такие условия необходимы для самопроявления ребенка в музыкальных видах деятельности. Мы так же используем музыкально-дидактические игры пособия, звучащие игрушки и музыкальные инструменты (дудки, рожки, музыкальные шкатулки, металлофоны и др., магнитофонные записи, фонотека.

В группе компенсирующей направленности необходима зона «уединения». Это небольшой уединенный уголок, где дети отдыхают, «общаются» с любимыми мультипликационными героями, смотрят книжки, альбом с фотографиями («Моя семья», «Визитная карточка группы», играют с мягкими игрушками, по желанию кидают мячи в «Дартс». Так как девочек в нашей группе нет, мы разместили его в кукольном уголке.

Главная цель организации физкультурно-оздоровительного уголка – это развитие разнообразия движений, двигательного творчества и качества движения; обеспечивающее двигательную активность детей, способствующее приобщению к миру физической культуры и здоровому образу жизни. Это повышает эффективность физкультурных занятий. Комплектация уголка : кольцеброс, кегли, мячи малой формы, обручи, сетки для забрасывания мячей, скакалки, массажные дорожки для тренировки стоп. Имеется в группе цифровая линейка для прыжков в длину с места, игра «Классики», которые помогают развивать физическую выносливость, координацию движений.

В коррекционно-развивающей среде группы компенсирующей направленности, организованной посредством зонирования пространства, мы создаём все условия для сознательно-регулируемой деятельности детей, для их речевого, познавательного и личностного развития. Практическая значимость такого подхода к организации развивающего пространства состоит в том, что при индивидуально-личностном подходе к каждому ребёнку повышается эффективность коррекционного воздействия, что способствует улучшению качества и прочности результатов работы.

Литература:

1. Новоселова С. Л. Развивающая предметная среда/ С. Л. Новоселова – М. : Центр инноваций в педагогике, 1995

2. Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми/ В. И. Селиверстов – М. : 1994

3. Плаксина Л. И., Сековец Л. С. Коррекционно-развивающая среда в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида/ Л. И. Плаксина, Л. С. Сековец – М. : ЗАО «Элти-Кудиц», 2003

Публикации по теме:

«Организация условий работы по художественно-эстетическому развитию детей» с ФГТ Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования представляют.

Роль предметной среды в развитии познавательной активности детей 1слайд Вопрос создания предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально, так как в последнее время происходят.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Предметно-развивающая среда в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи
Опубликовано: 23 мая 2014 в 20:06
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД