Пустограева Елена Анатольевна
Предметно-развивающая среда во второй группе раннего возраста. Развивающие центры
▼ Скачать + Заказать документы
ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА
ВО ВТОРОЙ ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Предметно-развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребёнка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Она должна объективно – через свое содержание и свойства – создавать условия для творческой деятельности каждого ребёнка, служить целям актуального физического и психического развития и обеспечивать зону ближайшего развития.
Публикация «Предметно-развивающая среда во второй группе раннего возраста, Развивающие центры» размещена в разделах
- Младшая группа
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Уголки и центры в группах
- Темочки
Игра – ведущий вид деятельности ребёнка. В игре он развивается, растёт, обучается. В ней создаёт базис для новой ведущей деятельности – учебной. Таким образом, важнейшая задача педагогической практики – оптимизация игровой деятельности дошкольника. Одним из путей решения данной задачи является организация в ДОУ специальных пространств – игровых центров.
Игровой центр – специально организованное пространство для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности.
Для детей раннего возраста главное – это достаточное пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности. Организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, научиться выполнять первые мыслительные операции с предметами и игрушками, получая сенсорный опыт взаимодействия.
В нашей группе созданы различные игровые центры, где дети имеют возможность свободно заниматься разными видами деятельности.
В центре «СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ» формируются представления о внешних свойствах предметов : их форме, цвете, величине, положении в пространстве. Здесь имеются развивающие игры :
• крупная мозаика, пирамидки;
• домики-вкладыши;
• предметы для шнуровки.
Центр «СПОРТИВНЫЙ» включает в себя оборудование для развития физических качеств и укрепления здоровья детей:
• коврик для массажа стоп;
• кольцеброс;
• скакалки, резинки;
• ленты, верёвочные косички;
• флажки, султанчики;
• гантели, кегли;
• мячи и шары разных размеров;
• мешочки для метания;
• дуга;
• маски для подвижных игр
Здесь реализуются задачи физического воспитания: приобщение детей к здоровому образу жизни, развитие двигательных навыков, физических качеств личности и др. Играя в кегельбан и серсо, дети развивают ловкость и глазомер. Шагая по коррекционной дорожке, дети укрепляют стопы, что способствует профилактике плоскостопия.
В центре «ЮНЫЕ МАСТЕРА» дети проявляют своё творчество в рисовании, лепке. В индивидуальной работе закрепляем с детьми навыки, полученные на занятиях.
Для лепки здесь имеется:
• цветное тесто;
• пластилин;
• доски.
Для рисования:
• Бумага;
• пальчиковая гуашь (6 цветов);
• гуашь (6 цветов);
• кисточки разных размеров;
• стаканчик для воды;
• салфетки для кисточек;
• восковые мелки;
• фломастеры;
• цветные карандаши;
Центр «ЮНЫЕ СТРОИТЕЛИ» содержит:
• крупный и мелкий конструктор из пластмассы;
• конструктор «Лего»;
• фигурный конструктор.
И девочки, и мальчики любят сооружать постройки из конструктора. После конструирования у детей развивается сюжетно-ролевая игра. Мы стараемся объединить детей в игре, подсказать и развить сюжет совместной игры.
В центре «МИР ИГР» имеются развивающие игры. Здесь дети могут выбрать любую игру по своему желанию. Все игры развивают внимание детей, учат соблюдать элементарные игровые правила.
Для развития сюжетно-ролевой игры в групе имеются ЦЕНТРЫ ДЛЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР:
1. Центр «КУКОЛЬНЫЙ МИР» представляет собой мини-квартиру для кукол, содержащую спальню, столовую, кухню. Игра в «Семью» помогает расширить представления детей о семье, её членах и родственных взаимоотношениях.
2. Центр «ПАРИКМАХЕРСКАЯ» содержит игровой набор для парикмахера.
3. Центр «БОЛЬНИЦА» оснащён медицинским оборудованием и препаратами для лечения.
4. Центр «МАГАЗИН» оснащён кассой, весами, муляжами овощей и фруктов, сумками и кошельками.
5. Центр «ГАРАЖ» содержит машины разных видов и размеров.
В Центре «БИБЛИОТЕКА» подобраны интересные, красочные издания для детей раннего возраста : сказки, стихи, потешки. Дети с большим удовольствием рассматривают красочные иллюстрации в книгах.
Центр «МИНИ-ТЕАТР» содержит пальчиковый, кукольный, настольный театры. Здесь дети учатся разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям. Театрализованные игры способствуют развитию речи детей, развитию их артистических качеств, объединяют детей, укрепляя их дружеские взаимоотношения. Даже стеснительные и замкнутые дети, в игре раскрепощаются, вживаясь в роль своего сказочного героя.
В центре «МУЗЫКАЛЬНЫЙ» собраны музыкальные инструменты:
• ксилофон;
• гитара;
• гусли;
• барабан;
• бубен;
• деревянные ложки;
• маракасы;
• дудочка;
• труба;
• колокольчик;
• свистульки.
Центр «ДОРОЖНАЯ ГРАМОТА» содержит оборудование и материал для изучения с детьми правил дорожного движения:
• плакаты и книги по ПДД;
• дорожные знаки, дорога и светофор;
• парковка с машинами.
В Центре «ПРИРОДА» дети знакомятся с комнатными растениями и способами ухода за ними. Для этого в центре имеются лейки, палочки для рыхления, тряпочки для протирания листьев.
Дети учатся наблюдать за погодой, выбирая карточку с нужным изображением погоды. Каждый сезон мы стараемся красиво оформить, подбирая оформление, изображающее сезонные изменения в природе.
В центре «Природа» имееютя:
• муляжи овощей и фруктов;
• картотеки: «Дикие и домашние животные», «Птицы»;
• макеты: «Лес», «Пустыня», «Аквариум»;
• природный материал: камни, ракушки, контейнер с песком.
• плоды деревьев: шишки, жёлуди, каштаны.
В Центре «ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ» работа с детьми направлена на создание условий для ознакомления детей с явлениями и объектами окружающего мира. Центр оснащё н всем необходимым для экспериментальной деятельности:
• камни, ракушки, песок;
• материалы: каучук, пластмассовые брусочки, деревянные палочки, стеклянные шарики, бумага и ткань разного вида;
• магниты, зеркало, веер, фонарик;
• мерные стаканчики, мерные ложки, баночки, бутылочки, воронка, ситечко, трубочки;
• песочные часы;
• телескоп, бинокль.
Воспитывая и обучая детей в разных видах деятельности, мы развиваем их ум, чувства, волю, воображение. Играя с детьми, учим детей навыкам организации процесса игры – умению брать на себя роль, выбирать средства для выполнения взятой роли, доводить игру до конца. Развиваем умение детей играть как индивидуально, так и совместно со сверстниками.