Получи документы

Представление опыта «Использование технологии «Умные игры в добрых сказках»

Сидорова Яна Николаевна
Представление опыта «Использование технологии «Умные игры в добрых сказках»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 22 «ЖУРАВУШКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА

С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ

РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Представление опыта на Городском Методическом объединении.

Тема «Использование технологии «Умные игры в добрых сказках» с целью формирования гармоничного развития эмоционально – личностной и интеллектуальных сфер у детей старшего дошкольного возраста»

Педагог - психолог:

Публикация «Представление опыта „Использование технологии „Умные игры в добрых сказках“» размещена в разделах

Сидорова Я. Н.

Февраль 2024 год

1 слайд

Тема «Использование технологии «Умные игры в добрых сказках» с целью формирования гармоничного развития эмоционально – личностной и интеллектуальных сфер у детей старшего дошкольного возраста»

Автором программы является С. В. Макушкина – педагог-психолог, сказкотерапевт, практик, член международного союза сказкотерапевтов, программы соответствуют ФГОС и одобрены известными экспертами.

Преимуществом данной технологии является наличие тематического плана по месяцам (октябрь – май, разработок конспектов занятий (тема занятия, на основе какой сказки строится занятие, музыкальное, иллюстративное сопровождение, наличие электронных презентаций, необходимых схем) и развивающие игры В. В. Воскобовича, в ходе которых решаются познавательные, развивающие и воспитательные задачи.

2 слайд

Актуальность:

А. В. Запорожец писал: «Важную роль в развитии воображения играют взрослые, организующие и направляющие деятельность ребёнка. Поскольку образы воображения возникают на основе уже имеющегося у человека опыта, представлений, особое значение имеет деятельность воспитателя, направленная на расширение, уточнение, обогащение опыта ребёнка, побуждение его к творчеству».

Современный ребёнок чувствует себя удобно и комфортно во время игры. Как в саду, так и дома у детей много игрушек, к которым прилагаются дополнительные аксессуары. Есть планшеты, ноутбуки, компьютеры, телефоны, смартфоны и т. п., позволяющие погрузиться в увлекательный мир компьютерных игр. И не нужно придумывать и находить заменителей в игре.

Детям предлагается меньше возможностей для того, чтобы фантазировать, воображать, представлять себе, чтобы они хотели получить в итоге. Им трудно прогнозировать свою работу и нет навыков воплотить этот результат путём проб и ошибок. Из-за этого у современного ребёнка скудеет воображение, которое является основой для формирования всех познавательных процессов детей в дошкольном возрасте. Исходя из этого, очень важно создать такую образовательную среду для ребёнка, которая будет способствовать увлечению его развивающими играми, стимулированию его воображения, научит его составлять целостные образы.

Поэтому наша задача как педагогов - подобрать такие игры, которые лишены излишнего дидактизма, будут ему по уму и по сердцу, и ребёнок будет получать не только удовольствие, но и овладеет определёнными компетенциями.

Развивающие игры В. В. Воскобовича и представляют большой интерес. Они направлены на развитие мышления ребёнка и творческого начала.

Чтобы привлечь ребёнка к развивающим играм и образовательной деятельности в целом, нужно вначале заинтересовать его сказкой, дать возможность прочувствовать сопричастность к героям. После этого дома или в группе ребенок вновь постарается пережить очарование сказкой и потянется к этим играм.

3 слайд

Цель технологии : гармоничное развитие эмоционально – личностной и интеллектуальных сфер у детей.

Задачи технологии :

1. Познакомить воспитанников с развивающими играми и внедрить их в повседневную жизнь детей.

2. Приобщить детей к духовно – нравственным ценностям общества через знакомство со сказкой путём интеграции развивающих игр.

3. Способствовать полноценному развитию личности дошкольников и обогащению их эмоционального опыта через самовыражение и отождествление с героями сказок.

4. Развивать творческие способности дошкольников, учить самостоятельному созданию образов, придумыванию сказочного сюжета.

5. Формировать стремление выполнять более сложные задания.

6. Развивать посредством работы с играми логическое и пространственное мышление, воображение, целостность восприятия, способность к абстрагированию, мелкую моторику рук.

4 слайд

Отличительные особенности технологии :

«Умные игры в добрых сказках» реализует задачи по формированию личности дошкольника. Сочетание трёх основных технологий (развивающее обучение, элементы сказкотерапии, ИКТ, направленные на личностное развитие ребёнка и составляют основу системы образовательной деятельности.

Данная технология предусматривает в соответствии с ФГОС ДО реализацию содержания образовательной области «Познавательное развитие». Изучение народных былин и сказок способствуют охвату области «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», а использование иллюстраций с музыкальным сопровождением – «Художественно – эстетическое развитие».

5 слайд

Базовые компоненты данной программы:

• Развивающие игры.

Игры В. В. Воскобовича легко внедрить в обычный игровой процесс. Детали конструкторов «Чудо – Соты 1»; «Чудо – Крестики 1»; «Чудо – Крестики 2»; «Чудо – Крестики 3» и другие легко сочетаются между собой.

6 слайд

Сказкотерапия.

Данный метод имеет немаловажное значение в воспитании здорового образа жизни ребёнка, помогающий ему сохранять и укреплять свое здоровье на основе физических упражнений и представляет систему ценностей в народной культуре. Любая сказка приобщает к опыту своего народа, социализирует его. У дошкольников формируются чувство товарищества, коллективизма, дружбы, социально – нравственные качества: любовь к Родине; интернациональные чувства: уважение к взрослым, гуманистическое отношение к природе. Через сказки и былины ребята получают первые представления о чести, справедливости, достоинстве, преданности, помогают герою с помощью развивающих игр. Реализация полученных знаний в оценочных суждениях, которые выражают отношение к духовным и семейным ценностям.

7 слайд

• Инновационные методы и технологии.

Использование ИКТ способствует развитию эмоционального состояния сказки (детям с большого экрана лучше видно иллюстрации с изображением персонажа, его мимику, жесты, настроение; с помощью музыкального сопровождения дети лучше выполняют движения и справляются со всеми заданиями). Дети знакомятся с прекрасными иллюстрациями к сказкам (художники – иллюстраторы: Н. М. Кочергин, М. Ф. Петров, Т. А. Маврина, И. Я. Билибин, Е. М. Рачёв, Ф. С. Рожановский, В. Е. Ерко). Использование иллюстраций даёт возможность активизировать музыкальное сопровождение (классическая музыка) при выполнении заданий.

8 слайд

Основные принципы обучения:

«Сказочный сюжет»

«Эмоциональные переживания»

«Участие взрослого»

«Осознание успешности»

«Стремление к преодолению трудностей»

Перечисленные принципы способствуют формированию условий, направленных на развитие интеллекта ребёнка, его творческих способностей, а также первоначальных норм самооценки и самоконтроля.

В результате освоения данной технологии ребёнок овладеет различными компетенциями, которые пригодятся ему в дальнейшей жизни, такими как: произвольность внимания, планирование своей деятельности, ориентировка в пространстве и на листе, развитие диалогической и монологической речи, нравственными и эстетическими категориями (например добро и зло, комплекс технических навыков и умений, необходимых для реализации замысла, отмечается преобладание общественно значимых мотивов над личностными.

Данная программа может быть предложена детям с ОВЗ, сказкотерапевтический компонент оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу, а работа с играми реализует потенциальные возможности.

Для проверки эффективности реализации программы используются диагностические материалы комплексной методики «School» Е. С. Бахуриной, в частности такие, как методика «Бусы» (по Венгеру, методика «Зеркало», «Хороший плохой ребенок и Я», проективная проба «Волшебная палочка».

9 слайд

Каждое занятие построено на основе сказочного или былинного сюжета. Любая сказка – это путь приобщения ребенка к опыту своего народа, то есть социализация. Сказка развивает фантазию и желание помочь герою сказки с помощью развивающих игр не только формирует творческие способности ребенка и помогает ему мыслить абстрактно, но и определяет духовное начало, развивает ребенка как личность.

10 слайд

1. «Сказочный сюжет». Занятия выстраиваются вокруг сюжета выбранной сказки. Игровые задания логически взаимосвязаны с выбранной темой.

Показывая эмоционально с помощью мимики и жестов героев сказки, дети совместно с педагогом, т е со мной пытаются понять их характер, смысл поступков; анализируют.

Дети приходят на занятие и мы рассказываем сказку русскую народную или сказку народов мира, мы идем с ними по сюжету сказки на каком то моменте мы останавливаемся и начинаю обговаривать этот момент. Почему так? Как вы думаете? От чего так было сделано, подвожу детей, к какой то очень важной мысли и мы начинаем обговаривать и потом даю им такой мини вывод.

Во всех сюжетах автором заложены важные выводы, которые необходимы в данный конкретный момент старшим или средним дошкольникам. В основном у них все направленно на поиски друга, какой я для друга, как друг относиться ко мне, рассматриваются и высшие психические чувства, и любовь и все остальное.

11 слайд

Элементы сказкотерапии в конспектах выделены курсивом и состоят из вопросов и воспитательного текста в конце занятия.

НАПРИМЕР: рус. нар. сказка в обработке А. Н. Афанасьева

12 слайд

2. «Эмоциональные переживания». В процессе сказочного повествования осуществляется имитация различных эмоциональных состояний.

На протяжении всего занятия дети знакомятся с чертами характера героев сказки и отражают их эмоционально. Эмоции воздействуют на все познавательные процессы: ощущения, восприятие, воображение, память, мышление, речь.

13 слайд

Чтоб до конца и почувствовать, пронять сказку подключены психопрофилактические методы. Этими методы включают ребенка в сказку, дают возможность показать, почувствовать персонажа. Наши занятия проводятся группой, мы смотрим друг на друга и понимаем, что означает эта эмоция, вживаемся. И тогда как только мы ее показали, и при этом я еще говорю об этом и еще и показываю.

Например сжались от страха и потом размякли, и тогда глубоко на бессознательном уровне у детей запоминается это телесноориентированное упражнение.

НАПРИМЕР: сказка «Серебряное копытце»» П. П. Бажов

Такие упражнения очень важны «сначала стало страшно, а потом оказалось смешно», они уходят в бессознательное, и потом когда включается страх непроизвольно дети ждут, что будет весело. Это такая тренировка, «не бойся за страхом идет смех».

14 слайд

И вот это сочетание психотерапевтических методов и сказкотерапии, дает нам возможность подготовить детей к школе в плане не столько когнитивного интеллекта, а плане социально – эмоционального интеллекта.

Конечно, мы можем показывать чувства и объяснять их, но ребенок деятелен, ему нужно, что, то еще делать руками. У детей преобладает наглядно образное мышление, поэтому этот образ мы должны закрепить, они должны его увидеть.

По ходу нашего занятия дети делают персонажей, и не просто делают, а я им даю задание, разные, направленные на разные виды зрительного восприятия. Дети выполняют задания, делают этот образ, и тем лучше он им запоминается.

15 слайд

Из чудо – конструкторов В. В. Воскобовича можно создать любой сказочный образ.

Вот пожалуйста красавица и богатырь.

Можно создать животных, погоду, дерево, растение, все что угодно. Эти игры, эргономичны, тактильно - комфортны и легки в использовании.

16 слайд

С помощью этих игр мы выполняем совершенно различные задания направленные на:

- копирование фигуры по образцу;

17 слайд

- выкладывание по контуру (мы можем дать ребенку листочек и он по контуру должен догадаться, какими деталями можно раскрасить, например Василису, а потом ему показываем из каких деталей и развиваем у него таким образом целостно- зрительное восприятие);

18 слайд

- симметричное отражение фигур;

19 слайд

- на свободное творчество;

20 слайд

- действия по инструкциям.

21 слайд

Все эти задания направлены на развитие зрительного восприятия, потому что у дошкольников существует взаимосвязь между развитием зрительного восприятия и созреванием у ребенка мозговых структур.

22 слайд

Наталья Яковлевна Симаго говорила, что (слайд)

По развивающим играм В. В. Воскобовича можно дать очень много заданий: на целостность зрительного восприятия, структурность… Практически на все виды зрительного восприятия, которое является основой для развития мышления.

23 слайд

Они дают еще дополнительные условия для развития личности и хороши в развитии качеств ребенка. Например: раскрашивание страха – как коррекция страхов.

24 слайд

Можно создавать положительные образы, как проекция на себя.

Например: в былинах говорим, богатырь этот тот, кто защитит слабых и старых, мальчишки создают богатырей – я тоже буду богатырем, девочки создают Настеньку из сказки «Морозко»- я тоже буду смиренной, создают персонажей, как проекцию на себя, я тоже буду таким же.

25 слайд

3. «Стремление к преодолению трудностей». В содержании игровых заданий должен присутствовать элемент трудностей, но в то же время задания должны быть понятными и посильными. Дошкольнику нужно для достижения цели проявить терпение и приложить усилия.

Данная программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста. В связи с тем, что сейчас в группах встречаются дети разного возраста и уровня интеллекта, в конспектах предлагаются два вида инструкций – для старших детей (подготовительная к школе группа) и для младших детей (старшая группа или дети 6-7 лет с ОВЗ). Тем самым обеспечиваются условия для инклюзивного образования.

26 слайд

1. шаблон фигуры с опорой только на внешние границы, где ребенок сам догадывается, какие детали нужно положить;

2. шаблон фигуры с границами внутренних деталей

Ребенку предлагается самому выбрать, каким шаблоном он воспользуется. Затем, как только этот путь пройден, ему предлагается выложить этот образ на столе, глядя на картинку (развивается глазомер ребенка, он учится соотносить образ «издалека» и «рядом»). И самый сложный вариант – когда картинка с изображением висит на доске и ему предлагается выложить данный образ на столе. Поэтому,предложенный вариант в конспекте, может быть изменен на более трудный или легкий. Данный подход позволяет педагогу самому выбрать задание, а ребенку осознать успешность своей деятельности.

27 слайд

4. «Осознание успешности». Необходимо регулярно поощрять детей, незаметно оказывать им своевременную помощь. Ребёнок должен осознать чувство успеха.

28 слайд

5. «Участие взрослого». Взрослый, т е я, являюсь полноправным участником игры : я объясняю правила, показываю действия, взаимодействую с детьми, наблюдаю за выполнением заданий, предупреждаю детский травматизм и конфликтные ситуации.

29 слайд

Завершает наше занятие Ритуал прощания, присутствуют две традиции:

• В конце занятия педагог перечисляет игры, которые были сегодня на занятии, и спрашивает детей, какая игра им понравилась больше всего.

• Затем педагог говорит «Вот и сказочке конец, а кто слушал - молодец». Затем он по очереди показывает на детей, и каждый говорит сам о себе: «Гриша – молодец!», «Саша - молодец» и т. д. это доставляет детям огромную радость.

30 слайд

Вот и моему выступлению конец, а кто слушал – молодец!»

31 слайд

Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование информационных технологий в ДОУ. Представление презентации «Травы донского края». ФотоотчетИспользование информационных технологий в ДОУ. Представление презентации «Травы донского края». Фотоотчет В рамках Городского методического объединения в форме КВЕСТ «Использование инновационных, интерактивных форм в работе с дошкольниками,.

Игровые технологии в работе с детьми по теме «День 8 Марта» (из опыта работы)Игровые технологии в работе с детьми по теме «День 8 Марта» (из опыта работы) Уважаемые коллеги! Данный материал может быть полезен педагогам, работающим с детьми младшего дошкольного возраста. Цель предлагаемых.

Использование технологии «Час игры» как способ создания условий для свободной самостоятельной игровой деятельности детей в ДОУИспользование технологии «Час игры» как способ создания условий для свободной самостоятельной игровой деятельности детей в ДОУ Игра - одно из наиболее ценных новообразований дошкольного возраста. Играя, ребенок свободно и с удовольствием осваивает мир во всей его.

Из опыта работы «Использование игровой технологии на музыкальных занятиях в ДОУ» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр Развития Ребёнка детский сад «Берёзка» Из опыта работы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Представление опыта «Использование технологии «Умные игры в добрых сказках»
Опубликовано: 24 марта 2024 в 16:10
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД